Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники правового регулирования службы в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ




 

Правовую основу, формирующую службу в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ, правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС) составляют Конституция Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел РФ, Трудовой кодекс РФ, нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, ФСИН РФ, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также контракт о службе в уголовно-исполнительной системе.

На основании части 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации лица, вновь поступающие на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, имеют к ней равный доступ.

Нормы трудового права применимы к службе в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ, если они не противоречат законодательству о ней, при сходности некоторых правоотношений с трудовыми. Например, на сотрудников уголовно-исполнительной системы распространяется установленная законодательством Российской Федерации о труде продолжительность рабочего времени.

Нормативная база, формирующая службу в учреждениях исполнения наказания ФСИН России, правовой статус сотрудника УИС состоит из совокупности нормативных правовых актов, имеющих разную юридическую силу, относящихся к различным отраслям права. Поэтому их можно классифицировать на две группы по содержанию (предмету) разрешаемых вопросов. В первую очередь нормативные правовые акты, носящие общий характер (регулирует правовое положение государственных служащих и сотрудников различных государственных органов, выполняющих правоохранительные функции). Среди них можно выделить: Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»; Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации; Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Нормативные правовые акты, носящие ведомственный характер (отражающие специфику и особенности правового положения сотрудника УИС) следует отнести ко второй группе. Среди них особое место занимают: Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие.

Важную роль в регулировании отношений, связанных со службой в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ, играют Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации.

Акты Президента РФ представляют собой основной оперативный источник служебного законодательства. После утверждения в 1996 году Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 года), направленной на обеспечение функционирования и развития УИС в соответствии с общепринятыми международными стандартами, был принят Указ «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Минюста РФ. Примечательно, что Указы содержат в основном нормы прямого действия. В частности, ФСИН России создана и действует на основании следующих законодательных актов: Указа Президента от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти и Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».

Осуществляя исполнительную власть в государстве, Правительство выполняет целый ряд полномочий, издавая соответствующие постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Постановления Правительства РФ обеспечивают правовую и организационную основу применения законов о службе в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ и Указов Президента РФ по вопросам службы в уголовно-исполнительной системе. Фактически эти акты образуют существо повседневного управления службой. Так, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 656 «О порядке присвоения специальных званий работникам суда и прокуратуры, поступившим на службу в органы внутренних дел РФ, и исчисление выслуги лет на получение процентной надбавки», «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Правительство РФ в соответствии с Указами Президента РФ от 01 февраля 2005 г. № 110-112 должно обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением аттестации служащих, проведением квалификационных экзаменов и проведением конкурсов на замещение вакантных должностей службы в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ, в том числе на оплату труда независимых экспертов - членов конкурсных комиссий. Правительством утверждена форма анкеты, представляемая гражданином Российской Федерации, изъявившем желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной службы в уголовно-исполнительной системе. Под контролем Правительства должна осуществляться и нормотворческая деятельность государственных органов по вопросам службы в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ.

Законодательство РФ о службе в пенитенциарной системе должно учитывать и соотношение международного и национального права. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. К числу наиболее важных международных актов в сфере службы в УИС следует отнести Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г.

На основе анализа источников правового регулирования службы в учреждениях исполнения наказания ФСИН России можно сделать следующие выводы:

1. Принятие 8 октября 1997 г. Указа Президента РФ № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ», предусматривающего передачу уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, ознаменовало собой создание нового федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы исполнения наказаний. Сотрудники УИС проходят службу в ФСИН России, ее территориальных органах, учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах, а также на предприятиях и в учреждениях, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

2. Переход в 1998 году УИС в ведение Минюста России реализован, а единого правового акта - источника регулирования службы в органах и учреждениях УИС до настоящего времени нет. Таким образом, сегодня жизненно важным является принятие закона «О государственной правоохранительной службе в Российской Федерации». Закон о правоохранительной службе будет способствовать формированию нового взгляда на правовой статус сотрудников уголовно-исполнительной системы и установлению правовых, организационных и финансово-экономических основ службы.

. Один из важнейших для УИС законодательных актов - Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который регламентирует порядок и условия прохождения службы сотрудниками УИС и закрепляет ее административно-правовой статус. Однако данный нормативно-правовой акт не охватывает весь спектр общественных отношений, существующих в системе государственного управления исполнения уголовных наказаний, более того, он слабо отражает общую концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы в целях приближения ее к международным стандартам и нормативам, а разделы, посвященные непосредственно правовому положению сотрудников, уже не отвечают требованиям времени (устанавливают лишь некоторые элементы статуса (обязанности, права, гарантии) сотрудника).

. Проанализировав закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» можно прийти к выводу о том, что его название не соответствует жизненным реалиям. Это проявляется в том, что кроме учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в УИС входят органы, реализующие наказания без изоляции от общества (уголовно-исполнительные инспекции), территориальные органы ФСИН России, следственные изоляторы, научные, образовательные учреждения и иные формирования.

Следует отметить, что, несмотря на кажущееся обилие нормативно-правовых актов, многие вопросы еще не в полной мере урегулированы действующим законодательством. Законы, устанавливая правовые, организационные и финансово-экономические основы службы в уголовно-исполнительной системе, должны четко следовать предмету своего регулирования - правовым отношениям, связанным с поступлением на службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового статуса служащего пенитенциарной системы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...