Права и обязанности служащего уголовно-исполнительной системы
Основополагающими элементами административно-правового статуса сотрудника УИС определены возложенные на него обязанности и предоставленные ему права. Позиция о первичности возложенных на сотрудника обязанностей по отношению к предоставленным правам представляется дискуссионной. Обязанности определяют предел должного поведения сотрудников УИС и выступают в виде правовых предписаний - действовать определенным образом. При этом возлагаются на личный состав постоянно либо временно (в связи с осложнением оперативной обстановки, иными отрицательными ситуациями), например, принимать меры к спасению людей, предотвращать и пресекать правонарушения, задерживать лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и другие. Служащий учреждений исполнения наказаний ФСИН РФ обязан: ) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне: ) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; ) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа; ) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам; ) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; ) соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; ) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; ) проявлять корректность в обращении с гражданами; ) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; ) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий; ) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; ) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа; ) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. Наиболее полно профессиональные обязанности сотрудника представлены в п. 2 ст. 26 «Обязанности и права сотрудников уголовно-исполнительной системы» Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который предписывает сотрудникам УИС на территории РФ независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений, сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел РФ. Обязанности регламентируют порядок осуществления обязанностей сотрудником УИС, регулируя процедуру их реализации. Например, ст. 28 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливает нормативные положения, закрепляющие профессиональные обязанности сотрудников УИС при применении физической силы, специальных средств и оружия. Так, сотрудник УИС обязан при применении физической силы, специальных средств и оружия докладывать непосредственному начальнику о каждом случае их применения, предупреждать о намерении их использования.
Анализ указанного выше закона показал, что он не учитывает при выполнении служебных обязанностей степень подготовки сотрудника к выполнению конкретных действий, физическое и психологическое состояние сотрудника, в связи с этим предлагается внести в гл. IV «Права и обязанности работников уголовно-исполнительной системы» рассматриваемого закона статью, регулирующую данные вопросы: «Статья 26.1. Ограничения в реализации служебных обязанностей сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сотрудники уголовно-исполнительной системы не должны исполнять свои служебные обязанности в случаях, когда они: временно нетрудоспособны; находятся в состоянии аффекта; не прошли соответствующую подготовку для осуществления служебных действий, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия». Пункт 4 ст. 28 «Общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия» изложить в следующей редакции: ) обеспечить в зависимости от характера и степени правонарушения и лиц, его совершивших, силы оказываемого противодействия, наименьшее причинение вреда осужденным, заключенным и иным лицам, обеспечить пострадавшим доврачебную помощь; ) доложить непосредственному начальнику и начальнику учреждения в письменной форме (рапортом) в возможно короткий срок, но не позднее чем через 24 часа, о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия; ) руководителю специальной операции доложить непосредственному начальнику в письменной форме (рапортом) в возможно короткий срок, но не позднее чем через 24 часа после окончания операции, о применении огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы во время проведения специальной операции». Рассмотрены также права сотрудников УИС, которые предоставляются сотрудникам в пределах их компетенции. В их числе выделены следующие права: осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;
требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РФ, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания; применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения; составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях меры; производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, исполняющих наказания, их предприятий и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы и другое. При исследовании прав, предоставленных сотрудникам УИС, выявлены следующие нерешенные вопросы. Так, в п. 6 ст. 14 «Права учреждений, исполняющих наказания» Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» соединены две самостоятельные категории: «досмотр» и «обыск», вследствие этого можно сделать вывод, что обе меры принуждения осуществляются в отношении осужденных, иных лиц и транспортных средств. В целях приведения ч. 6 ст. 14 «Права учреждений, исполняющих наказания» указанного закона, устанавливающей производство досмотра и обыска, в соответствие с ч. 5-6 ст. 82 «Режим в исправительных учреждениях и его основные требования» Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ст. 27.7 «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице» КоАП РФ считаем необходимым изложить часть 6 ст. 14 «Права учреждений, исполняющих наказания» Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» изложить в следующей редакции: «производить обыск осужденных и помещений, в которых они проживают, а также досмотр их вещей; производить личный досмотр иных лиц, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, транспортных средств, находящихся на территории исправительного учреждения, предприятий, учреждений, исполняющих наказания, и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы».
Кроме этого, обозначены следующие проблемы при реализации прав сотрудников УИС. 1. Часть 7 ст. 27.3 КоАП РФ предоставила должностным лицам учреждений и органов УИС право на административное задержание при выявлении административных правонарушений. В то же время ни в законодательстве, ни в подзаконных правовых нормах не установлен конкретный перечень должностных лиц учреждений и органов УИС, уполномоченных осуществлять административное задержание. 2. Законодатель указывает, что административно задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, правомочных осуществлять административное задержание, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Оборудование помещений для административно задержанных в учреждениях и органах УИС законодательством не предусмотрено, в то же время и содержание задержанных в их служебных помещениях, отвечающих требованиям ч. 1 ст. 27.6 «Место и порядок содержания задержанных лиц» КоАП РФ, нормативными правовыми актами не запрещается. . В дежурных частях учреждений и органов УИС отсутствуют журналы учета лиц, доставленных за совершение административного правонарушения, как это практикуется в ОВД РФ. . Задержание в случаях принудительного прекращения противоправных действий, когда нет полной ясности в юридической квалификации правонарушения (преступление или административное правонарушение).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|