Вопрос 41. Основные модели социальной политики
Социальная политика в современных условиях является одним из ключевых направлений государственного регулирования рыночной экономики. В то же время социальная политика не сводится только к деятельности органов государственной власти. Реализация целей и задач этой политики невозможна без активного участия органов местного самоуправления, предпринимательских структур и общественных организаций. Повышение роли социальной политики обусловлено объективными потребностями современной экономики, в которой, как известно, именно человеческий фактор выходит на первый план. Все больше набирает силу процесс социализации рыночной экономики, т.е. усиление ее ориентации на обеспечение повышения благосостояния и всестороннего развития личности. В настоящее время в мире используется множество различных моделей социальной политики. Однако в конечном счете они могут быть классифицированы по двум основным критериям. Первым критерием служат ее целевые установки. В этом плане различают концепции социального и субсидиарного государства. Концепция социального государства предполагает обязанности государства по обеспечению высокого уровня жизни и созданию условий для всестороннего развития личности каждого человека. Концепция субсидиарного государства, напротив, предусматривает предоставление гражданам лишь минимальных гарантий и помощь государства только ограниченному кругу лиц, которые по тем или иным причинам (состояние здоровья, дети-сироты или дети из малообеспеченных семей и т.д.) не могут сами обеспечить себе достойный уровень жизни. Большинство же членов общества должны получать высокие доходы благодаря своей самостоятельности, инициативной деятельности, воспитанию чувства ответственности за результаты своих действий.
По сути, концепция субсидиарного государства предполагает реализацию на практике доктрины «экономики дешевого работника». В ее рамках расходы на социальные нужды трактуются как непроизводительные, способствующие удорожанию продукции и, следовательно, снижению уровня конкурентоспособности национальной экономики. Кроме того, утверждается, что чрезмерные социальные расходы порождают социальное иждивенчество, нежелание значительной части граждан участвовать в общественном производстве, осуществлять предложение на рынке труда. Сама социальная сфера рассматривается исключительно как затратная, отвлекающая значительную часть ресурсов общества на реализацию неэффективных с экономической точки зрения программ. Концепция субсидиарного государства противоречит установкам Международной организации труда (МОТ). Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. «Об основных целях и нормах социальной политики» (№ 117). В ней отмечается, что всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу. Повышение жизненного уровня рассматривается МОТ в качестве основной цели при планировании экономического роста. Если благосостояние населения не увеличивается при росте ВВП, то это говорит о низком качестве и неустойчивости экономического роста. Конституция Российской Федерации опирается на основные положения Конвенции МОТ № 117. В ст. 7 Конституции сказано: «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако определение целевых установок социальной политики не является ее исчерпывающей характеристикой. Не менее важное значение имеет использование второго критерия классификации социальной политики - характера ее взаимосвязи с экономической политикой, т.е. степени включенности социальной политики в механизм экономического роста. С этой точки зрения различают активную и пассивную социальную политику.
Активная социальная политика характеризуется двумя особенностями. Первая заключается в том, что все ее направления и мероприятия нацелены на стимулирование экономического роста. Иными словами, активная социальная политика органически включена в механизм экономического роста. Речь идет в первую очередь о создании благоприятных условий для расширенного воспроизводства рабочей силы как в количественном, так и в качественном отношении. Немаловажное значение имеет стимулирование экономической активности трудоспособного населения. Следует также отметить, что в рамках активной социальной политики уровень жизни населения - это не только результат, но и фактор экономического роста, поскольку непосредственно воздействует на величину совокупного спроса населения и, следовательно, во многом определяет емкость внутреннего рынка, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на перспективы экономического роста в стране. Вторая особенность активной социальной политики состоит в том, что она не следует пассивно за событиями, лишь реагируя на возникающие негативные явления в социальной сфере, а, напротив, стремится предотвращать их возникновение. В рамках активной социальной политики основной акцент делается не на помощь обездоленным и малообеспеченным слоям населения, а на недопущение бедности, безработицы, социальной несправедливости. Пассивная социальная политика является полной противоположностью активной. Она практически не включена в механизм экономического роста, ее требования слабо учитываются при разработке и реализации программ экономического развития. Поэтому главное внимание в рамках пассивной социальной политики уделяется оказанию помощи малообеспеченным и безработным, компенсации их потерь. На практике пассивная социальная политика сводится к поддержанию определенного уровня доходов широких слоев населения с помощью различного рода социальных выплат и льгот путем перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода через государственный бюджет. Такая политика неизбежно ведет к ущемлению интересов экономически активных групп населения.
Проведенный анализ различных типов социальной политики позволяет сделать вывод о двойственности ее главных задач. Соответственно, и эффективность социальной политики следует оценивать по двум критериям. Во-первых, по степени обеспечения решения собственно социальных проблем (т.е. по темпам повышения общественного благосостояния). Во-вторых, по степени включенности социальной политики в механизм экономического роста. Таким образом, наиболее адекватной современным условиям моделью социальной политики следует считать активную политику, направленную на достижение целей социального государства. Эффективную социальную политику можно определить как деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, предпринимательских структур и общественных организаций, направленную на повышение уровня общественного благосостояния и всестороннего развития личности на основе эффективного и справедливого использования результатов экономического развития. В рамках данной модели социальная политика рассматривается, с одной стороны, как условие, а с другой - как результат реализации экономической политики. Вопрос 42. Цели и содержание социальной политики РФ Социальная политика в России Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней отмечается, что проводимая государством социальная политика должна способствовать росту благосостояния и развитию населения, должна поощрять его стремление к социальному прогрессу. Конституция РФ опирается на основные положения данной Конвенции. Законодательной основой социальной политики в России является Конституция (Основной закон) Российской Федерации. В статье 7, пункт 1 отмечается: «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В пункте 2 говорится: «В Российской Феде- рации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В статье 37, пункте 3 Конституции РФ отмечается: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за свой труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». В статье 39, пункте 1 говорится: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев, установленных законом». В статье 41, пункте 1 записано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Правом законодательной инициативы в области социальной защиты обладает Правительство России, которым разрабатывается и вносится на утверждение Парламента соответствующие законопроекты. Субъекты Федерации имеют право на собственное законотворчество в данной области. Иными словами, система социальной защиты населения реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.
Социальная защита населения России осуществляется по двум направлениям: защита нетрудоспособных граждан и экономически активной части населения. Для поддержания благосостояния нетрудоспособных граждан и социально уязвимых категорий населения используется система гарантированных преимуществ в пользовании фондами социальной защиты, льгот в налогообложении, развитии социального обслуживания и пр. Тем, кто еще или уже нетрудоспособен, предоставляются социальные трансферты в виде пенсий, пособий, стипендий или других социальных выплат. Социальная защита экономически активной части населения реализуется посредством предоставления равных возможностей для обеспечения собственного благосостояния за счет трудового вклада, предпринимательской инициативы, а также обязательного и добровольного страхования от различных видов социального риска.
Решающее значение для реализации системы социальной защиты имеет формирование и использование государственных минимальных социальных стандартов, включающих наиболее важные социальные нормы и нормативы. Система государственных минимальных социальных стандартов охватывает трудовые отношения и оплату труда (минимальный размер оплаты труда и пр.); условия и охрану труда (нормальная продолжительность рабочего времени, продолжительность рабочей недели и пр.); сферу занятости (пособие по безработице, размер стипендии на период профессиональной подготовки и пр.); пенсионное и другие виды социального обеспечения (минимальный размер пенсии, трудовые пенсии и пр.), систему государственного социального страхования (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по уходу за больным ребенком и пр.); пособия семьям с детьми и другим категориям населения (пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие матерям и пр.); стипендии; компенсационные выплаты лицам, подвергшимся воздействию вследствие радиационной катастрофы; социальные гарантии в области здравоохранения, образования и культуры; другие социальные пособия и выплаты. В конце 1991 г. перед российским правительством, приступившим к проведению радикальных реформ, стояла проблема определения места социальной политики в экономической стратегии. Основной целью реформ изначально была необходимость повышения эффективности функционирования хозяйственной системы. Развитие социальной сферы даже не называлось в качестве явной цели реформ, несмотря на многочисленные декларации о «социально ориентированной экономике» и «социальном государстве». В качестве мотивов, позволивших отложить решение социальных проблем можно назвать слабое имущественное и доходное расслоение общества (разд. 20.2), означающее более или менее равномерное распределение тяжести реформ; наличие у населения некоторых финансовых и материальных ресурсов; «запас прочности» отраслей социальной сферы. Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда любая, даже самая эффективная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной социальной политики. После 15 лет реформ стала очевидной пагубность недооценки решения социальных проблеме Реформы в их избранном варианте привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения. Проводимая сегодня государством социальная политика противоречит не только Конституции РФ, но и ряду международных актов, определяющих положение населения в стране. Речь идет о том, что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения; соотношение средней пенсии и средней оплаты труда не должно быть ниже 40 %; базовый стандарт современного государства должен обеспечивать основные компоненты условий жизни (питание, одежду, жилище, минимальные услуги образования и здравоохранения). Минимальная заработная плата (MPОТ) — установленный законодательно минимальный уровень зарплаты работников за выполнение минимальной нормы труда. Минимальная заработная плата устанавливается в виде минимальной тарифной ставки и должностного оклада и является обязательной для всех предприятий, независимо от их форм собственности. Минимальную заработную плату в нашей стране начали устанавливать в стране с 1975 г. в соответствии с решениями XXIY съезда КПСС. Согласно ст. 133 Трудового Кодекса минимальная заработная плата с учетом других выплат должна соответствовать прожиточному минимуму.Рассмотрим соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума. По данным Минтруда России, в 1990 г. прожиточный минимум составлял примерно 60 руб., а минимальная заработная плата — 90 руб. Следовательно, минимальная заработная плата превышала прожиточный минимум на 15 %. Из приведенных данных следует, что минимальная заработная плата не обеспечивает не только воспроизводство рабочей силы, но и ее биологическое выживание. В ходе реформ минимальная заработная плата утратила свой социально-экономический смысл и используется в качестве расчетной величины при определении разного рода социальных выплат, расчета окладов и пр.При определении минимальной заработной платы необходимо учитывать ее соотношение со средней. На необходимость этого указывается в конвенции МОТ N 131. В 1985 г. она составляла 70 руб. и не менялась до развала СССР. II 1985 г. минимальная заработная плата составила почти 37 % от средней по народному хозяйству, которая в тот момент равнялась 190 руб. Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения Как следует из данных таблицы, за годы реформ минимальная заработная плата составляла не более 10 % от средней заработной платы. Ни в одной из развитых стран разрыв между минимальной и средней заработной платой не достигает такой степени. Уровень минимальной заработной платы по отношению к средней составляет за рубежом приблизительно 40 %. В настоящее время минимальная заработная плата составляет 1000 руб.; предполагается ее дальнейшее повышение. Для сравнения, минимальная заработная плата в странах Западной, Центральной и Восточной Европы установлена в следующих размерах: во Франции — 1090 евро, Великобритании — 980 евро, Словакии — 148 евро, Литве — 125 евро, на Украине — 44 долл. При любом экономическом строе пенсионеры, особенно одинокие, — наиболее нуждающаяся в социальной защищенности и социальных гарантиях часть общества. Например, еще в 1976 г. средняя заработная плата работающего пенсионера по народному хозяйству составляла 112 руб., а средний размер выплаченной им пенсии — 70 руб., что в совокупности давало доход, обеспечивающий в те годы уровень потребления, значительно превосходящий минимальный. На сегодняшний день соотношение между средним размером пенсии (с учетом компенсационных выплат), средней заработной платой работающих и величиной прожиточного минимума характеризуется данными, приведенными в табл. 20.10. Таким образом, средняя пенсия за годы реформ не позволяла пенсионерам выйти на минимальный уровень потребления, рассчитанный для всего населения, и совсем незначительно превышала прожиточный минимум пенсионера, обеспечивающий простое физическое выживание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|