Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушением ЦНС.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание
Введение Часть 1. Развитие слухового восприятия у детей с нарушением ЦНС посредством дидактических игр. 1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушением ЦНС. 1.2. Значение дидактических игр в развитии слухового восприятия детей с нарушением ЦНС. 1.3. Методика организации и проведения дидактических игр по развитию слухового восприятия у детей с нарушением ЦНС. Часть 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию слухового восприятия детей с нарушением ЦНС в процессе дидактических игр. 2.1. Выявление уровня развития слухового восприятия у дошкольников с нарушением ЦНС. 2.2. Разработка и апробация комплекса дидактических игр по развитию слухового восприятия у детей с нарушением ЦНС. 2.3. Проверка результативности опытно – экспериментальной работы. Заключение Список литературы
Введение Вся жизнь ребенка связана с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.п. одним из самых важных условий развития восприятия у детей дошкольного возраста является использование различных дидактических игр и игровых упражнений. Игра замечательна тем, что доставляет ребенку большое удовольствие. Играя, он упражняется в моторных навыках, учится обращаться с предметами, начинает понимать речь, усваивает умение взаимодействовать с людьми. Проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия имеет огромное значение для дошкольников с нарушением ЦНС. С помощью таких игр ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.п. достаточно вспомнить, что по звуку можно определить приближение транспорта, направление его движения, сигнал тревоги, приближение грозы или шум потока, по голосу можно различить своих и чужих людей, узнать голоса животных, и сразу становится понятным, какое значение имеет слуховое восприятие.
В процессе обучения и целенаправленной игры ребенок не только учится максимально использовать имеющиеся у него возможности слухового восприятия, но и совершенствует их. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы… развитие слухового восприятия способствует совершенствованию фонематического слуха, который очень важен при развитии речи детей: проведении звукового анализа, обучении грамоте, а в дальнейшем и овладении программы по русскому языку в школе. Способность слушать и понимать звуки не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Его нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Конечно же лучше это делать в игре. Наиболее подходит для этого дидактическая игра. Ее главная цель – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Учитывая значение дидактической игры в развитии слухового восприятия я провела исследование. Целью которого является: теоретически обосновать и экспериментально проверить значение дидактических игр в развитии слухового восприятия детей с нарушением ЦНС. Задачи: 1. Раскрыть роль дидактических игр в коррекционно-развивающем процессе и их значение в развитии слухового восприятия детей с нарушением ЦНС. 2. Выявить уровень развития слухового восприятия речевых и неречевых звуков у детей с нарушением ЦНС.
3. Экспериментально проверить результативность влияния дидактических игр на уровень слухового восприятия в ходе целенаправленной работы по его совершенствованию. 4. Провести работу с родителями по пропаганде знаний о дидактических игр, развитии слухового восприятия. Экспериментальная база - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добрый волшебник». Часть 1. Развитие слухового восприятия у детей с нарушением ЦНС посредством дидактических игр. Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушением ЦНС. Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. Педагогическая наука разработала и внедрила в практику методы комплексной реабилитации детей с нарушениями в развитии. Дети с нарушениями в развитии – это дети, имеющие отношение в психологическом развитии, вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов или обусловленное органическим поражением ЦНС. Дети с нарушением ЦНС составляют представительную группу среди детей с нарушениями в развитии. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно-двигательная, а так же познавательная деятельность (восприятие, память, мышление, речь). Многие из них не могут назвать свое имя по просьбе взрослого, показать свои части тела и лица, не знают их значение. У этих детей к трем годам не формируется представление о себе и о своем «Я». Для многих из них характерны раздражительность, резкое изменение настроения. Они как правило, упрямы, плаксивы, часто бывают либо вялы, либо возбудимы. У них задерживается формирование навыков опрятности и навыков самообслуживания. Познавательное развитие у детей с нарушением ЦНС значительно отстает от развития здоровых детей. Это проявляется во всех сферах психического развития: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. Многие из них не проявляют интереса к окружающему миру: в младенчестве не рассматривают предметы, не берут самостоятельно игрушки в руки, не манипулируют ими, не действуют ими. При этом подражательная способность без коррекционной помощи не формируется.
У них не формируется ориентировочная реакция не только типа: «Что с этим делать?:, но и более простая: «Что это?». К сожалению, у этих детей не формируются так же предпосылки для развития других видов деятельности – игры, рисования, конструирования, зачатков трудовой деятельности, которые при нормальном развитии появляются к концу третьего года жизни. В речевом развитии отставание у детей с нарушением ЦНС начинается с младенчества: вовремя не появляется гуление, а затем и лепет. Эти дети весьма ограниченно понимают обращенную речь, не могут показать указательным жестом знакомые предметы. У детей не развит фонематический слух и артикуляционный аппарат, которые являются предпосылками речевого развития. Многие дети с нарушением ЦНС начинают говорить только после трех лет. Итак, дети с нарушением ЦНС значительно отстают по основным линиям развития от нормально развивающихся сверстников. Они нуждаются в комплексной реабилитации, включающей в себя как медицинское, так и коррекционно—педагогическое воздействие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|