Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение дидактических игр в развитии слухового восприятия




Детей с нарушением ЦНС.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, и в свободное время, как учителем-дефектологом, так и воспитателем. Кроме того, игра включается в музыкальные занятия, является одним из занимательных элементов на прогулке.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с нарушением ЦНС, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у него доброжелательное отношение к игре.

Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.

Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

 

Методика организации и проведения дидактических игр по развитию слухового восприятия у детей с нарушением ЦНС.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. В отличие от занятий, в дидактической игре познавательные задачи ставятся не прямо, а косвенно – дети овладевают знаниями, играя.

Дидактические игры весьма сложны для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие и правила игры.

Дидактические игры и упражнения дают положительные результаты в развитии ребенка с нарушением ЦНС при условии планомерности их проведения. Педагог должен распределять игры по настоящему принципу: от простого к сложному. Так же игры нужно периодически повторять.

Воспитатель должен своевременно планировать игру, определить ее место в структуре занятия и режимных процессах, подготовится к игре (подобрать дидактические материалы, обустроить место, продумать методику проведения игры, определить детей, с которыми будет проводиться игра), провести последующий анализ игры. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлеченности, посильность дидактической задачи, темп игры.

Еще одним важным условием, от которого зависит продуктивность дидактических игр и упражнений с детьми с нарушением ЦНС, является эмоциональность из проведения. Это объясняется тем, что дети не могут заставить себя делать то, что не вызывает у них интереса. Ребята быстрее овладевают доступными им умениями, когда испытывают положительные эмоции и чувства радости.

Дидактические игры по развитию слухового восприятия могут быть использованы на занятиях по математике (игры «Покажи флаг» или «Сколько играет инструментов?», «Один или много?», «Помоги зайке посчитать»), ознакомлению с окружающим миром («Звуки вокруг», «Звуковые загадки» и др.), развитию речи («Разные звуки», «Похожие слова» и др.), а так же вне занятий («Слушай команду», «Где звенит?», «Пробуждение в лесу», «Отхлопай ритм», «Найди по звуку» и др.).

Игры и упражнения можно проводить как индивидуально, так и по подгруппам.

Длительность проведения игр составляет от 10 до 30 минут, в зависимости от возраста и желания детей.

Педагог должен уметь удерживать внимание детей, объясняя им игровые правила, порядок действий в игре, предлагая осуществить пробные ходы, показывая как надо поступать. Например, в игре «Я танцую и играю» педагог предлагает под музыку похлопать в такт вместе с ним. Потом предлагает малышу подыграть музыке на барабане. При последующих проведениях игры воспитатель меняет мелодии.

Проведение дидактических игр по развитию слухового восприятия у детей с нарушением ЦНС начинается с обучения умению реагировать на звучание неречевых и речевых звуков определенным действием, например: в ответ на звуковой стимул собирать пирамидку и т.п., в игре «Поезд или машина», ребенок при узнавании звука едущей машины, катит игрушечный автомобиль по дороге.

За период дошкольного обучения с помощью дидактических игр детей учат:

- узнавать звучание игрушек и музыкальных инструментов;

- определять количество звучаний;

- различать на слух долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм звучаний;

- определять направление звука;

- различать на слух звучания речи, музыки и пения, музыкальных ритмов;

- различать звучания мужского и женского голоса;

- узнавать голоса животных и птиц;

- различать на слух бытовые шумы и сигналы городского транспорта.

Важно подчеркнуть, что обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов проводится не только с целью развития слухового восприятия детей и обогащения их представлений о звуках окружающего мира, но и для оказания положительного влияния на формирование их устной речи, развитие фонематического слуха, создание благоприятного и основательного фундамента для успешного овладения детьми школьной программой.

 

Часть 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию слухового восприятия детей с нарушением ЦНС в процессе дидактических игр.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...