Разработка и апробация комплекса дидактических игр по развитию слухового восприятия у детей с нарушением ЦНС.
Цель последующей работы: посредством разнообразных, взаимосвязанных, постепенно усложняющихся по содержанию игр и упражнений, консультаций, повысить уровень слухового восприятия у детей с нарушением ЦНС. Формирующий эксперимент проводился с октября 2010года по апрель 2012года. План формирующего эксперимента представлен в таблице мероприятий (Приложение№6). Вся работа по внедрению системы дидактических игр была поделена на два этапа: - 1-й этап – с октября 2010года по май 2011года; - 2-й этап – с сентября 2011года по апрель 2012года. В течение первого этапа стояли задачи по обучению детей восприятию неречевых и речевых звуков. На первом году использовались задания на различение 1-2 звучаний и односложные/двусложные слова. - различение на слух звучащих игрушек; - реагирование на начало и конец звучания; - различение на слух громкости звучаний; - восприятие на слух речевого материала. Второй этап (2011-2012уч.год) предусматривает решение более сложных задач, таких как: - определение количества звучаний; - различение на слух длительности звучаний; - различение на слух темпа звучаний. Но в течение года повторяются, изменяются и усложняются игры по разделам изученным ранее. Рассмотрим подробнее содержание и особенности познавательной деятельности детей на первом этапе развития слухового восприятия у детей с нарушением ЦНС. На протяжении всей работы детей активно включали в игровую деятельность. В свою очередь дети проявляли интерес к музыкальным игрушкам, однако сначала задания выполняли не уверенно, отмечалось неустойчивое внимание, неадекватные и замедленные реакции на звуки. Дети испытывали трудности сосредоточения на звуках.
Знакомство детей со звучащими игрушками. На первых порах при проведении игр для детей было затруднительно запомнить звучания игрушек в силу своих возрастных особенностей. Однако в дальнейшем интерес возрастал с каждым занятием и переходил в более осознанный процесс восприятия звучаний. Ребята с большей ответственностью и сосредоточением стали подходить к выполнению заданий, а вследствие этого и давали лучшие результаты. Я старалась использовать в играх яркий, красочный материал и игрушки, которые не видели дети ранее, в повседневной жизни, так как, на мой взгляд это одно из главных условий для достижения положительных результатов. Молоточек для игры «Тук-тук-тук» был ярко розовым, приятным на ощупь; колокольчик «золотой», телефон – копия телефона 19 века, домик (игра «Кто пришел в гости к кукле?») – словно замок сказочный. Ребятам нравились столь необычные предметы, поэтому в игру они включались с желанием и длительно могли играть. Привлекательными для детей оказались игры: «Веселый петрушка», «На чем играл зайка?». В ходе этих игр применялись способы «опредмечивания» звучаний и ответ на звучание собственными движениями (ходьбой, танцевальными движениями). Детям очень нравился прием «Маленький учитель», с помощью него я включала детей в процесс обучения других ребят. Использование данного приема, дисциплинирует детей, делает более ответственными, у них вырабатывается самоконтроль и самоанализ, да и ребятам нравится играть роль воспитателя. Различение на слух звучащих игрушек. Работа по этому разделу велась в определенной последовательности. 1. Различение двух звучащих игрушек при восприятии на слухо-зрительной основе, т.е. ребенок видел, как педагог играл на том, или ином «инструменте», и слушал его звук; в ответ он воспроизводил соответствующее действие: шагал, танцевал, пел и т.д. или выбирал соответствующую игрушку, картинку. В качестве обучающих игр использовались упражнения типа: «Слушай и делай», «Кто там?», «Что звучало?», «Клоуны» и др. В данном виде заданий у детей имелась своего рода подсказка, так как дети могли схитрить – отреагировать на звук не услышав звучания, а увидев соответствующую ему игрушку.
2. Различение на слух двух звучащих игрушек. Педагог извлекала звук то из одной, то из другой игрушки за большим экраном, в ответ дети воспроизводили соответствующее действие, выбирали игрушку. Для достижения этой задачи использовались игры типа: «Кто играл?», «Шагаем и танцуем». Дети с желанием включались в эти игры, особенно им нравилась игра «Кто играл?». Ребята с удовольствием отгадывали животных (игрушки), играющих на музыкальных инструментах, а в свободное время дети самостоятельно организовывали с детьми подобные игры. При анализе действий и реакций детей я пришла к выводу, что детям с трудностью дается различение звучания нескольких инструментов, они часто их путают, хотя изолированное звучание ими воспринимается уже четче. Реагирование на начало и конец звучания. В ходе проведения дидактических игр данного раздела детей обучали выполнять определенные действия в момент звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания. С детьми были организованы игры: «Покажите игрушку», «Хлопаем» и др. ребята действовали по сигналу, но начинали движения спустя еще некоторое время после начала звучаний, однако прекращали его точно в срок. Различение на слух громкости звучаний. При знакомстве детей с громкостью звучаний мы воспроизводили тот или иной звук и подчеркивали его особенность соответствующим ему движением. На первых этапах эти звучания мы «опредмечивали». Например, громкому звучанию соответствует большой мишка, а тихому – маленький. Дети воспроизводили характер звучания движениями с игрушками, а впоследствии последние заменялись картинками и уже потом табличками (громко - тихо). Данный раздел оказался самым тяжелым для детей с нарушением ЦНС, так как требует от дошкольников усиленного сосредоточения, наблюдательности и воспроизведения звучаний. Всем детям понравились игры: «Две собаки», «Шумовые шарики», «Пробуждение в лесу».
Восприятие на слух речевого материала. Работа по развитию речевого слуха начиналась на материале лепетных слов, потом включались односложные/двусложные слова. Работа по развитию речевого слуха проводилась не только в ходе дидактических игр, но и в течение всего дня. Развитие речевого слуха является более сложным разделом слухового восприятия, так как требует от ребенка умения различать не просто звуки, а звуки речи, что требует большей тренировки и напряжения слуха. Детям были предложены дидактические игры: «Кто позвал?», «Кто в домике живет?», «Кто как кричит?», «День рождения куклы», «Кто за дверью?». Работа с родителями. При работе с родителями, особое внимание уделялось пропаганде знаний о роли коррекционных развивающих игр и упражнений в слуховом восприятии. Родителей знакомили с особенностями работы по слуховому восприятию, проведения дидактических игр. Особое внимание уделялось овладению родителями специфическими приемами и методами по данной проблеме. Первоначально родители не проявляли интереса к проблеме слухового восприятия по причине незнания результативности работы, не видения динамики. Но спустя некоторое время после проведения консультаций, открытых просмотров занятий педагогов и заметив уже хоть и не большие, но сдвиги в различении звуков, мамы и папы начали включаться в ежедневный процесс по развитию слухового восприятия. Я регулярно консультировала родителей по возникающим у них вопросам, старалась помочь в подготовке оборудования, материалов к занятиям в семье. Родители в свою очередь откликались на просьбы, советы педагогов, принимали замечания. Особенно интересны и необходимы для родителей явились следующие консультации: «Развитие речевого слуха», «Папа, давай играть», «Значение дидактических игр в развитии слухового восприятия». Родители остались довольны участием в практикуме «Мастерская волшебных игрушек». Мамы и папы изготавливали вместе с детьми музыкальные игрушки, придумывали приемы их использования и показывали игры со своими детьми, применяя сделанные своими руками игрушки. Таким образом, при анализе проведенной работы, можно сказать, что в течение двух лет были внедрены многообразные развивающие, познавательные, обучающие мероприятия, направленные на развитие слухового восприятии у детей с нарушением ЦНС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|