Путь исследования и его трудности 1 Глава
Стр 1 из 28Следующая ⇒ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТАФИЗИКИ МИР-КОНЕЧНОСТЬ-ОДИНОЧЕСТВО
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ 22 Глава первая ОБХОДНЫЕ ПУТИ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩЕСТВА ФИЛОСОФИИ (МЕТАФИЗИКИ) И НЕОБХОДИМОСТЬ УВИДЕТЬ МЕТАФИЗИКУ В ЛИЦО 22 § 1. Несравнимость философии 22 a) Философия ни наука, ни мировоззренческая проповедь 22 b) К сущностному определению философии не ведет окольный путь сравнения с искусством и религией 24 c) Подход к сущностному определению философии путем историографической ориентировки как иллюзия 25 § 2. Определение философии из нее самой по путеводной нити изречения Новалиса 26 a) Ускользание метафизики (философствования) как человеческого дела в темноту существа человека 26 b) Ностальгия как фундаментальное настроение философствования и вопросы о мире, конечности, отъединенности 28 § 3. Метафизическое мышление как мышление в предельных понятиях, охватывающих целое и захватывающих экзистенцию 31 Глава вторая ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ В СУЩЕСТВЕ ФИЛОСОФИИ (МЕТАФИЗИКИ) 35 § 4. Двусмысленность в философствовании вообще: неуверенность, является или нет философия наукой и мировоззренческой проповедью 37 § 5. Двусмысленность в пашем философствовании здесь и теперь в позиции слушателей и преподавателя 38 § 6. Истина философии и ее двусмысленность 41 а) Выдавание себя философией за нечто всех касающееся и всем доступное 43 b) Выдавание себя философией за предельное и высшее 44 α) Философская истина под видом абсолютно достоверной истины 44 β) Пустота и необязательность аргумента о формальном противоречии. Укорененность философской истины в судьбе человеческого вот-бытия 46 γ) Двусмысленность критической установки у Декарта и в новоевропейской философии 50
§ 7. Борьба философствования против непреодолимой двусмысленности своего существа. Самостояние философствования как основное событие внутри нашего присутствия 51 Глава третья ОПРАВДАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ О МИРЕ, КОНЕЧНОСТИ, УЕДИНЕНИИ КАК МЕТАФИЗИКИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ СЛОВА «МЕТАФИЗИКА» 56 § 8. Слово «метафизика». Значение φυσικά («фюсика») 58 a) Прояснение слова «фюсика». «Фюсис» как самообразующееся владычество сущего в целом 58 b) «Логос» как извлечение владычества сущего в целом из утаенности 60 c) «Логос» как сказывание неутаенного (ἀληθέα). «Алетейа» (истина) как добыча, которую надлежит вырвать у утаенности 61 d) Два значения «фюсис» 65 α) Двойственность основного значения «фюсис»: владычество в его властвовании. Первое значение «фюсис»: φύσει ὄνταкак понятие особой сферы сущего (в противоположность τέχνη ὄντα) 65 β) Второе значение «фюсис»: властвование как таковое, как существо и внутренний закон вещи 66 § 9. Два значения «фюсис» у Аристотеля. Вопрос о сущем в целом и вопрос о существе (бытии) сущего как двойное направление постановки вопросов πρώτη φιλοσοφία («первой философии»)... 68 § 10. Образование школьных дисциплин — логики, физики, этики — как распад подлинного философствования 72 §11. Превращение технического значения приставки «мета» в слове «метафизика» в содержательное.... 75 a) Техническое значение «мета»: после (post). Метафизика как техническое название затруднения, связанного с «первой философией» 75 b) Содержательное значение «мета»: через (trans). Метафизика как содержательное обозначение и истолкование «первой философии»: наука о сверхчувственном. Метафизика как школьная дисциплина 77 § 12. Внутренние пороки традиционного понятия метафизики 79
a) Овнешнение традиционного понятия метафизики: метафизическое (Бог, бессмертная душа) как наличное, хотя и высшее сущее 81 b) Запутанность традиционного понятия метафизики: сцепление двух разных видов внеположности («мета») сверхчувственно сущего и нечувственных бытийных характеристик сущего 85 c) Беспроблемность традиционного понятия метафизики 87 § 13. Понятие метафизики у Фомы Аквинского как историческое свидетельство трех моментов традиционного понятия метафизики 87 § 14. Понятие метафизики Франсиско Суареса и основные черты новоевропейской метафизики... 95 § 15. Метафизика как имя основной проблемы самой метафизики. Результатпредварительн ого рассмотрения и требование начать заниматься метафизикой изнутри захваченности метафизическим вопрошанием 102
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПРОБУЖДЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ НАШЕГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ Глава первая ЗАДАЧА ПРОБУЖДЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ И УВЕДОМЛЕНИЕ О СКРЫТОМ ФУНДАМЕНТАЛЬНОМ НАСТРОЕНИИ НАШЕГО СЕГОДНЯШНЕГО ВОТ-БЫТИЯ 105 § 16. Предварительная договоренность о смысле пробуждения фундаментального настроения 105 a) Пробуждение: не констатация наличного, но давание спящему возможности стать бодрствующим 105 b) При-сутствие и не-при-сутствие настроения не уловимо через различение осознания и бессознательности 107 c) При-сутствие и не-при-сутствие настроения на основании бытия человека как вот-бытия и от-бытия (бытия-отсутствующим) 110 §17. Предварительная характеристика феномена настроения: настроение как основной способ (мелодия) вот-бытия; как то, что наделяет вот-бытие постоянством и возможностью. Пробуждение настроения как схватывание вот-бытия как вот-бытия 115 §18. Удостоверение нашего сегодняшнего положения и господствующего в нем фундаментального настроения как предпосылка пробуждения этого настроения 119 a) Четыре толкования нашего сегодняшнего положения: противоположность жизни (души) и духа у Освальда Шпенглера, Людвига Клагеса, Макса Шелера, Леопольда Циглера 119 b) Основная ницшевская противоположность между дионисийским и аполлоническим как источник четырех толкований нашего сегодняшнего положения 123 c) Глубокая тягостная скука (die Langeweile) как сокрытое фундаментальное настроение культурно-философских толкований нашего положения 127
Глава вторая ПЕРВАЯ ФОРМА ТЯГОСТНОЙ СКУКИ: ПОСКУЧНЕНИЕ ОТ ЧЕГО-ЛИБО 133 § 19. Спорность тягостной скуки. Пробуждение этого фундаментального настроения как давание-быть-бодрствующим, как предохранение от усыпления 133 § 20. Фундаментальное настроение тягостной скуки, ее отношение ко времени и три метафизических вопроса о мире, конечности, отъединенности 136 § 21. Интерпретация скуки из скучного. Скучное как удерживающее и оставляющее пустым. Сомнительность трех обычных схем толкования: отношение причины—следствия, внутри-душевное, перенос 139 § 22. Методическое наставление для истолкования поскучнения (Gelangweiltwerden): избегание установки на анализ скуки как данного в сознании; сохранение непосредственности повседневного вот-бытия: толкование скуки из времяпрепровождения как непосредственного к ней отношения 148 § 23. Поскучнение и времяпрепровождение 154 a) Коротание времени как подгоняющее время изгнание скуки 155 b) Коротание времени и смотрение-на-часы. Поскучнение как парализующая озадаченность медленным течением времени 159 c) Туда-удержание, совершаемое медлящим временем 164 d) Опустошенность, вызываемая «отказывающимися» вещами, и взгляд на ее возможную связь с туда-удержанием промедляющего времени 167 Глава третья ВТОРАЯ ФОРМА СКУКИ: СКУЧАНИЕ ПРИ ЧЕМ-ЛИБО И СВОЙСТВЕННОЕ ЕМУ КОРОТАНИЕ ВРЕМЕНИ 175 § 24. Скучание при чем-либо и сопряженный с ним вид коротания времени 175 а) Требование более изначального схватывания природы скуки для понимания слаженности туда-удержания и опустошенности 175 b) Скучание при чем-либо и изменившийся характер коротания времени: при чем скучания как коротание времени 178 § 25. Выделение второй формы скуки по отношению к первой с учетом существенных моментов туда-удержания и опустошенности 185 a) Общая сравнительная характеристика двух форм скуки с точки зрения скучного (dasLangweilige): скучное определенное и неопределенное. Кажущееся отсутствие туда-удержания и опустошенности во второй форме скуки 186
b) Парализующая вялость как углубляющийся способ опустошенности от наводящего скуку. Опустошенность в самообразовании пустоты 189 c) Неотпущение нашим временем как удержание, влекущее в стоящее время 195 § 26. Структурное единство обоих структурных моментов скучания, коренящееся в остановке взятого времени, превращающей все в одно настоящее. Возникновение скуки из временящейся временности вот-бытия 204 § 27. Заключительная характеристика само-скучания при чем-либо: своеобразие относящегося к нему коротания времени как зарождение того, что наводит скуку из самого вот-бытия 206 § 28. Углубление второй формы скуки по отношению к первой 208 Глава четвертая ТРЕТЬЯ ФОРМА СКУКИ: ГЛУБОКАЯ СКУКА КАК БЕЗЛИЧНОЕ «СКУЧНО» 213 § 29. Предпосылки для проникновения в существо скуки и времени: постановка-под-вопрос понимания человека как сознания; самораскрытие глубины существа скуки 213 § 30. Больше-не-допущение коротания времени как понимание могущества глубокой скуки. Принужденность к слушанию того, что дает понять глубокая скука 216 §31. Конкретное истолкование глубокой скуки по путеводной нити опустошенности и туда-удержания 219 a) Опустошенность как отданность вот-бытия сущему, отказывающемуся в целом 220 b) Туда-удержание как возогнанность в изначальное осуществление возможности вот-бытия как такового. Структурное единство опустошенности и туда-удержания как единство простора, характерного для целиком отказывающегося сущего, и единственного острия того, что делает вот-бытие возможным 224 § 32. Временной характер глубокой скуки 231 a) Плененность едино-трояким горизонтом времени как временной характер опустошенности 232 b) Принужденность к мгновенью, совершаемая пленяющим временем, как временной характер туда-удержания. Временное единство опустошенности и туда-удержания 236 § 33. Существенное значение слова «тягостная скука» (die Langeweile): удлинение протяженности времени, совершающееся в глубокой скуке, как расширение временного горизонта и исчезновение острия мгновения 242 § 34. Подытоживающая «дефиниция» глубокой скуки как усиленное руководство к ее истолкованию и как подготовка к вопросу об определенной глубокой скуке нашего сегодняшнего вот-бытия 244 § 35. Временность в определенном способе своего временения как то наводящее скуку(das Langweilende), которое в собственном смысле присуще скуке 251 § 36. Расхожая оценка скуки и возникающее в результате этого подавление глубокой скуки 252 Глава пятая ВОПРОС ОБ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ГЛУБОКОЙ СКУКЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОМ НАСТРОЕНИИ НАШЕГО ВОТ-БЫТИЯ 254
§ 37. Возобновление вопроса о глубокой скуке как фундаментальном настроении нашего вот-бытия 254 § 38. Вопрос об определенной глубокой скуке в направлении специфической опустошенности и специфического туда-удержания 258 а) Существенная нужда в целом, отсутствие (самоотказ) сущностной угнетенности нашего сегодняшнего вот-бытия как опустошенность определенной глубокой скуки 258 b) Сообщенное в самом отсутствии угнетенности предельное требование вот-бытия как такового (сообщенный в этом отсутствии миг) как туда-удержание определенной глубокой скуки 260 ЧАСТЬ ВТОРАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ВОПРОШАНИЕ ТЕХ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАЗВЕРНУТЫ ИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ ГЛУБОКОЙ СКУКИ. ВОПРОС: ЧТО ЕСТЬ МИР? Глава первая МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАЗВЕРНУТЫ ИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ ГЛУБОКОЙ СКУКИ 265 § 39. Вопросы о мире, уединении и конечности как то, о чем дает спросить фундаментальное настроение глубокой скуки, характерное для нашего сегодняшнего вот-бытия. Существо времени как корень этих трех вопросов 265 § 40. Способ, каким надо задавать эти три вопроса 270 §41. Осада трех вопросов здравым человеческим рассудком и традицией 272 Глава вторая НАЧАЛО МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ВОПРОШАНИЯ ВОПРОСОМ О МИРЕ. ПУТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ТРУДНОСТИ 275 § 42. Путь сравнительного рассмотрения трех ведущих тезисов: камень безмирен(weltlos), животное скудомирно (weltarm), человек мирообразующ (weltbildend) 275 § 43. Содержательная и методическая трудность при определении существа и доступности жизни 279 § 44. Подведение итогов и повторное введение после каникул: метафизика как предельное вопрошание; пробуждение фундаментального настроения глубокой скуки; метафизические вопросы, развиваемые из фундаментального настроения. Вехи правильного понимания сказанного о фундаментальном настроении философствования 281 Глава третья НАЧАЛО СРАВНИТЕЛЬНОГО РАССМОТРЕНИЯ СО СРЕДИННОГО ТЕЗИСА: ЖИВОТНОЕ СКУДОМИРНО 287 § 45. Утвердительный характер тезиса и соотношение метафизики и позитивной науки 288 a) Тезис «животное скудомирно» как сущностное высказывание и предпосылка зоологии. Круговое движение философии 288 b) Отношение нашего философствующего вопрошания к зоологии и биологии 291 § 46. Тезис «животное скудомирно» по отношению к тезису «человек мирообразующ». Отношение скудомирия и мирообразования — не иерархическая структура с оттенком пренебрежительности. Скудомирие как лишение мира 298 § 47. Тезис «животное скудомирно» в сравнении с тезисом «камень безмирен». Безмирность как недоступность сущего. Предварительная характеристика «мира» как доступности сущего 302 § 48. Животное в своем имении и не-имении мира: обретение отправной точки для прояснения понятия «мира» 306 Глава четвертая РАЗЪЯСНЕНИЕ ПРИРОДЫ СКУДОМИРИЯ ЖИВОТНОГО ПРИ ПОМОЩИ ВОПРОСА О СУЩЕСТВЕ ЖИВОТНОСТИ, ЖИЗНИ ВООБЩЕ, ОРГАНИЗМА 309 § 49. Методический вопрос о возможности самоперемещения (Sichversetzenkönnen) в другое сущее (животное, камень, человека) как вопрос о способе бытия этого сущего 309 § 50. Имение и не-имение мира как возможность даяния перемещенности и необходимость отказа в сопутствии. Скудость (лишенность) как не-имение в возможности-иметь 321 § 51. Начало сущностного объяснения природы организма 325 a) Сомнительность понимания органа как орудия, организма как машины. Приблизительное разъяснение сущностного отличия средства, орудия, машины 325 b) Сомнительность механического понимания жизненного движения 331 § 52. Вопрос о существе органа как вопрос о возможностном характере мочи (dasKönnen) животного. Пригодность средства как готовность для чего-то; пригодность органа как способность на что-то 333 § 53. Конкретная связь между бытием-способностью и принадлежащим ему органом как услужение, отличающееся от пригодности, свойственной средству 339 § 54. Регулирование, которое приносит с собой способное, в его отличии от нахождения под предписанием, характерного для готового средства. Самопродвижение в свое «для чего» как побудительный характер способности 348 § 55. Опрашивание работы, сделанной взятым на службу органом, в контексте служебной способности 350 § 56. Более глубокое разъяснение прежде проясненной природы способности в целях определения существа (целостного характера) организма: собственность или собственничество как способ бытия животного по принципу пребывания-в-собственности-у-себя-самого 352 § 57. Организм как облаченное способностью бытие, расчленяющееся на органо-творные способности как способ бытия окутанной способностью органо-творной самособственности 356 § 58. Объятие отъятостью и объятость отъятием как поведение животного 359 а) Пред-указание на поведение животного как на «к чему» его бытия-способным. Самоповедение животного как гон в отличие от самоотношения человека как действования 359 b) Вобранность (die Eingenommenheit) животного в себя как объятость отъятием (dieBenommenheit). Объятость отъятием (существо самособственности организма) как внутренняя возможность объятия животным поведением 362 § 59. Прояснение структуры животного поведения конкретным путем: отнесенность-к-чему-то, свойственная животному поведению и взятая в ее отличии от отнесенности-к, свойственной человеческому действованию 365 a) Конкретные примеры животного поведения по опытным данным 367 b) Общая характеристика животного поведения: объятость отъятием как отнятость всякого внятия чего-то как чего-то и как захваченность-через. Исключениость животного из открытости сущего 374 § 60. Открытость животного поведения как объятия отъятием, открытость объятости и «то, к чему» животного отношения 378 a) Устраняющий характер животного поведения... 378 b) Само-окружение животного поведения кольцом высвобождения 385 § 61. Заключительное очерчивание сущностного понятия организма 391 a) Организм как бытие-способным к животному поведению в единстве животной объятости. Связь с окружением (открытое для высвобождений само-окольцевание) как сущностная структура животного поведения 391 b) Два существенных шага в биологии: Ганс Дриш, Якоб Икскюль 396 c) Неполнота предыдущего сущностного истолкования организма: отсутствие сущностного определения подвижности живого 401 Глава пятая РАСКРЫТИЕ ВЕДУЩЕГО ТЕЗИСА «ЖИВОТНОЕ СКУДОМИРНО» ИЗ ПОЛУЧЕННОГО СУЩНОСТНОГО ИСТОЛКОВАНИЯ ОРГАНИЗМА 406 § 62. Бытие-открытым в объятости как не-имение мира в имении высвобождающего 406 § 63. Самовозражение против тезиса о не-имении мира как лишении и скудости животного и опровержение этого возражения 409 Глава шестая ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ПРОБЛЕМЫ МИРА ПУТЕМ РАССМОТРЕНИЯ ТЕЗИСА «ЧЕЛОВЕК МИРООБРАЗУЮЩ» 414 § 64. Первые черты феномена мира: раскрытость сущего как сущего и «как»; отношение к сущему как давание и не-давание бытия (отношение-к..., себя-удержание, самость) 414 § 65. Безразличная раскрытость разнообразного сущего как наличного и сон фундаментальных отношений вот-бытия к сущему, характерный для повседневности 415 § 66. Собственная раскрытость живой природы и перемещенность вот-бытия в кольцевое окружение живого как своеобразное фундаментальное отношение к нему. Разнообразие видов бытия, их возможное единство и проблема мира 418 § 67. Вопрос о событии раскрытости как исходный пункт для решения вопроса о мире. Возвращение вопроса о мирообразовании и мире в направление, раскрытое истолкованием глубокой скуки 421 § 68. Предварительная обрисовка понятия «мир»: мир как раскрытость сущего как такового в целом; общее разъяснение мирообразования 426 § 69. Первое формальное истолкование союза «как» как структурного момента раскрытости 433 a) Связь союза «как» как структурного момента отношения и членов отношения с предикативным предложением 433 b) Ориентация метафизики на λόγοςи логику как причина совершающегося в ней неисходного развертывания проблемы мира 435 §70. Принципиальное методическое размышление о разумении всех метафизических проблем и понятий. Две основные формы их превратного истолкования 438 a) Первое неверное истолкование: рассмотрение философских проблем как чего-то наличного в широком смысле. Формальное указание как основная особенность философских понятий... 438 b) Второе неверное истолкование: превратная связь философских понятий и их изоляция 448 §71. Задача возвращения в исходное измерение союза «как» как отправная точка в истолковании структуры высказывающего (предикативного) предложения 452 § 72. Характеристика предикативного предложения (λόγος ἀποφαντικός) у Аристотеля 458 а) λόγος в его общем изложении: речь как означение (σημαίνειν), давание понять (dasZuverstehengeben). Событие взаимоудерживающего соглашения (γένεται σύμβολον-κατὰσυνθήκην) как условие возможности речи 459 b) Показывающая речь (λόγος ἀποφαντικός) в ее возможности раскрытия-сокрытия (ἀληθεύειν-ψεύδεσθαι) 465 с) Единство-образующее внятие (das Einheitbildende Vernehmen) чего-то как чего-то (σύνθεσις νοημάτων ὥσπερ ἒν ὄντων), «как»-структура как сущностное основание возможности раскрытия-сокрытия изъявительного «логоса» 469 d) Единство-образующее внятие чего-то как чего-то в утвердительном и отрицательном высказывании как разъемлющее соединение (σύνθεσισ-διαίρεσις) 473 e) Выявление (ἀπόφανσις) высказывания как давание видеть сущее как то, что и как оно есть 477 f) Резюмирующее сущностное определение простого высказывания и определение его составных частей (ὄνομα, ρῆμα) 481 g) Связность (σύνθεσις) как значение «есть» в высказывании 483 h) Что-бытие, что-бытие и бытие-истинным как возможные истолкования связки. Нераздельное многообразие этих значений как первичное существо связки 491 § 73. Возвращение в основание возможности целого (das Ganze) структуры высказывания 501 a) О взаимосвязи углубленного вопроса о возможности «логоса» с ведущей проблемой «мира» 501 b) Начало углубленного вопрошания о внутреннем сущностном строении высказывания: можествование «или—или» выявляющего, бытие-высказывающего раскрытия и сокрытия по способу «не-только-но-и» присуждения и отрицания 505 c) Бытие-свободным, дологическое бытие-открытым для сущего как такового и устремленность навстречу связуемости как основание возможности высказывания 509 d) Дологическое бытие-открытым для сущего как дополнение до целого (как предваряющее образование так называемого «в целом») и как приоткрытие бытия сущего. Трояко структурированное фундаментальное событие в вот-бытии как исходное измерение высказывания 516 § 74. Мирообразование как фундаментальное событие в вот-бытии. Существо мира как мироправление 526 § 75. «В целом» («im Ganzen») как «мир» и загадочность различия между бытием и сущим 531 §76. Набросок как первоструктура трояко охарактеризованного фундаментального события мирообразования. Правление мира (как бытия сущего в целом) в допускающем мироправление наброске мира 542
Он с вдумчивой сдержанностью прослушал этот лекционный курс и уже пережил то свое непомысленное, что определило его путь. Наверное, поэтому в прошедшие десятилетия он не раз выражал пожелание, чтобы этот курс был опубликован прежде всех прочих. Мартин Хайдеггер Евгению Финку «В память» 26 июля 1975
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ
Задача курса и его принципиальная установка
ГЛАВА ПЕРВАЯ* ОБХОДНЫЕ ПУТИ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И НЕОБХОДИМОСТЬ УВИДЕТЬ § 1. Несравнимость философии а) Философия — ни наука, ни мировоззренческая проповедь Наш курс объявлен под названием «Основные по нятия метафизики». Это название мало о чем дает до гадываться, при том что по своей форме оно совершенно ясно. Оно как будто бы похоже на другие названия курсов: Первоначала зоологии, Основоположения лингвистики, Очерк истории реформации и подобное. Мы понимаем: перед нами отчетливо очерченная дисциплина, именуемая «метафизикой». Дело идет теперь о том, чтобы в рамках одного семестра представить — опуская многочисленные подробности — ее важнейшие понятия. Поскольку же метафизика — центральное учение всей философии, то разбор ее основных черт превращается в сжатое изложение главного содержания философии. Раз философия по отношению к так называемым частным наукам есть наука общего характера, наши занятия благодаря ей * I, II Главы Предварительного рассмотрения: перевод В. В. Бибихина. — Прим. ред. 22
обретут должную широту и закругленность. Все в полном порядке — и университетская фабрика может начинать. Да она давно уже и начала, и работает так ходко, что некоторые даже начинают чуять в ее гонке какую- то опустошенность и потерянность. Может быть, что- то сломалось в самих недрах механизма? Неужели его удерживают от развала уже только навязчивость и банальность организации и сложившегося уклада? Неужели в глубине всего этого занятия засели фальшь и тайное отчаяние? А что если разговоры о метафизике как надежно очерченном разделе философских знаний — предрассудок, и философия как преподаваемая и изучаемая наука — видимость? Впрочем, какая надобность еще и специально констатировать подобные вещи? Всякий и так давно знает, что в философии, тем более в метафизике, все шатко, несчастные разные концепции, позиции и школы сталкиваются и раздирают друг друга — сомнительная сумятица мнений в сравнении с однозначными истинами и достижениями, с выверенными, как говорится, результатами наук. Вот где источник всей беды. Философия, а прежде всего именно метафизика, просто пока еще не достигла зрелости науки. Она движется на каком-то отсталом этапе. Что она пытается сделать со времен Декарта, с начала Нового времени, подняться до ранга науки, абсолютной науки, ей пока не удалось. Так что нам надо просто все силы положить на то, чтобы она в один прекрасный день достигла успеха. Когда-нибудь она твердо встанет на ноги и пойдет выверенным путем науки — на благо человечества. Тогда мы узнаем, что такое философия. Или все надежды на философию как абсолютную науку — одно суеверие? Скажем, не только потому, что одиночка или отдельная школа никогда не достигнут этой цели, но и потому, что сама постановка такой цели — принципиальный промах и непризнание глубочайшего существа философии. Философия как абсолютная наука — высокий, непревосходимый идеал. Так кажется. И все-таки, возможно, измерение ценности 23
философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение ее подлиннейшего существа. Однако, если философия вообще и в принципе не наука, к чему она тогда, на что она тогда еще имеет право в кругу университетских наук? Не оказывается ли тогда философия просто проповедью некоего мировоззрении? А мировоззрение? Что оно такое, как не личное убеждение отдельного мыслителя, приведенное в систему и на некоторое время сплачивающее горстку приверженцев, которые вскоре сами построят свои системы? Не обстоит ли тогда дело с философией, словно на какой-то большой ярмарке? В конечном счете истолкование философии как мировоззренческой проповеди — ничуть не меньшее заблуждение, чем ее характеристика как науки. Философия (метафизика) — ни наука, ни мировоззренческая проповедь. Что в таком случае остается на ее долю? Для начала мы делаем лишь то негативное заявление, что в подобные рамки ее не вгонишь. Может быть, она не поддается определению через что-то другое, а только через саму себя и в качестве самой себя — вне сравнения с чем-либо, из чего можно было бы добыть ее позитивное определение. В таком случае философия есть нечто самостоятельное, последнее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|