В. 60 теоретические подходы по исследованию мышления
Все теории, пытающиеся объяснить мышление делятся на две группы. 1) У человека интеллектуальные способности врожденны. 2) Умственные способности развиваются в процессе жизни. В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамках психологической теории деятельности. Разработка этой проблемы связана с именами А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и др. С позиций психологической теории деятельности мышление понимается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности. Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно которой между структурами внешней (поведение) и внутренней (мышление) деятельности существуют аналогии. Внутренняя мыслительная деятельность является не только производной от внешней, практической, но и имеет принципиально то же самое строение. В ней, как и в практической деятельности, могут быть выделены отдельные действия и операции. При этом внутренние и внешние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия и наоборот – в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия. Следовательно, мышление как высший психический процесс формируется в процессе деятельности. Следует отметить, что деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На ее основе были построены известные теории обучения и развития, среди которых теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова.
В последнее время, с развитием математики и кибернетики, появилась информационно-кибернетическая теорию мышления. Оказалось, что многие специальные операции, применяемые в программах машинной обработки информации, очень похожи на операции мышления, которыми пользуется человек. Поэтому появилась возможность изучить операции человеческого мышления с использованием кибернетики и машинных моделей интеллекта. В настоящее время даже сформулирована целая научная проблема, получившая название проблемы «искусственного интеллекта». Ассоцианизм (структурализм). Исходные элементы опыта - чувственные представления. Между ними устанавливаются ассоциации. Ассоциации образуются: по сходству, контрасту, пространственной и временной близости, по отношению. Мышление есть ассоциация чувственных представлений. Так, понятие образуется через ассоциацию представлений, суждение - через ассоциацию понятий, умозаключение - через ассоциацию суждений. Теория «наложения фотографий»: При ассоциировании нескольких представлений их общие, существенные признаки усиливаются, образуя понятие. Теория диффузных репродукций (Г.Мюллер): Чувственные представления вызывают у человека диффузный поток ассоциаций. При наложении (репродукции) этих потоков выделяются признаки для образования понятия. Бихевиоризм. Мышление выступает в следующих видах: · как научение (первая стадия выработки навыка решения практической задачи). · как безгласное поведение («речь минус звук»). Мышление отождествляется с «поведением крысы, впервые помещенной в лабиринт» (хаотичный перебор, пробы и ошибки, случайное нахождение решения, которое подкрепляется). Теория проб и ошибок. Мышление – научение, подчиняется законам ассоцианизма. Торндайк: инструментальное научение. Активность ненаправлена, решение находится случайно по положительно подкрепляемой пробе.
Информационная теория мышления. Мышление как процесс переработки информации через оперирование с условными символами. Решение задач как реализация алгоритмической программы (в т.ч. мыслительной). Моделирование мыслительных процессов по аналогии с компьютером, через анализ информации на «входе» и «выходе», сведение мышления к элементарным информационным процессам. Вюрцбургская школа (Кюльпе, Бюлер, Ах, Марбе и др.). Мышление как решение задач, как внутреннее действие. Идея интенциональности сознания выражается понятием «детерминирующей тенденции», не подчиненной законам ассоциаций. В экспериментах эта детерминирующая тенденция определяется поставленной задачей (вопросом и поиском ответа). Вводится само понятие «задачи» и связанное с ней «представление цели». Введение понятия «установки» как характеристики состояния испытуемого, принявшего задачу. Мышление трактуется как самостоятельный процесс, особая деятельность. Оно имеет ненаглядный, безобразный характер. Мышление - это осознание отношений, не зависимое от образных представлений. Мышление – осознание отношения между чувственными представлениями, которое не сводится к этому представлению. Зельц. Мышление как функционирование интеллектуальных операций. Первая фаза - выделение проблемного комплекса. Незавершенность комплекса как суть проблемы. Постановка цели и актуализация общих интеллектуальных операций, пригодных для осуществления цели. Основные операции - дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства. Основа решения задачи - прошлый опыт. Гештальтпсихология (целостный подход). Предмет изучения - творческое мышление. Основные вопросы - о структуре и механизмах решения творческих задач. Продуктивное мышление как переструктурирование и целостная организация проблемной ситуации. Инсайт как мгновенный акт усмотрения существенных отношений между элементами ситуации. Гештальтисты использовали метод рассуждения вслух.
Читайте также: C - Мазхабы «итикади» (теоретические направления) Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|