В. 9. понятие деятельности и деятельностный подход в психологии
Деятельностный подход рассматривает психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессе деятельности индивидов. При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном развитии. Рубинштейн – принцип единства сознания и деятельности (20-е гг.). Рубинштейн ввел понятие психической деятельности. Внутренний мир – это не данность, а специфическая активность. Вне деятельности у человека не сможет развиться сознание. И без сознания никакая деятельность невозможна. Любая психическая активность – это деятельность. Познавательные процессы – это сложные процессы деятельности. Всякое действие исходит из мотивов и направляется на цель, разрешает задачу и выражает отношение человека к окружающему. Деятельность и сознание образуют единство. Сам факт осознания своей деятельности изменяет характер ее протекания и, т.о., перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители. С другой стороны осознанность действия зависит от отношения, складывающегося в ходе самой деятельности. Определение деятельности невозможно в отрыве от сознания. Разные движения могут означать разные поступки. Поведение человека не сводиться к простой совокупности реакции, оно включает систему сознательных действий, которое отличается от реакции иным отношением к объекту. Действие - сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Действие становиться поступком по мере того, как его отношение к субъекту поднялось в план сознания и превратилось в сознательное отношение. Единство сознания и поведения раскрывается в самом их содержании. Их единство основывается на единстве сознания и бытия, объективное содержание которого опосредует сознание. Действие и поступок не могут быть определены вне своего отношения к внутреннему содержанию сознания. С другой стороны осознание моих собственных переживаний совершается через раскрытие их отношений к внешнему миру. Через деятельность субъекта его психика становиться познаваема для других. Для познания психики нужно исходить из принципа единства внутренних и внешних появлений. Психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно - через отношение к объективному миру.
Деятельность - взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру. Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного продукта, который создается в деятельности и является ее целью: практическая (трудовая) и теоретическая (познавательная) деятельность. Леонтьев – разрабатывал теорию деятельности в 30х годах в Харькове. За сознанием стоит деятельность и поэтому стоит изучать именно ее. Постулат непосредственности гласит, что психологическое отражение определяется внешним воздействием раздражителей, попадающих на органы чувств. Постулат исключает активность самого субъекта. Но Леонтьев говорил, что между стимулом и реакцией стоит активность самого субъекта. Соответственно предметом психологии должна быть не психика, не поведение, а деятельность. Свойства деятельности: 1. Предметность. Предмет деятельности может быть нематериальным (идеальным), материальным, может быть просто в восприятии. Принцип предметности разрабатывался в 30е гг. в Харькове Гальпериным и Запорожцем. Они считали, что любое человеческое действие предметно.
2. Структура деятельности. Деятельность всегда связана с наличием ее мотива (побудителя деятельности). Он может быть осознанным или неосознаваемым. Внешне деятельность может быть одна и та же, но ее побудители будут разными. В деятельности должна быть цель, т.е. образ желаемого результата. Деятельность состоит из действий, а действия из операций. Задача – это цель, данная в определенных условиях. Деятельность осуществляется через решение самых разных задач. В отличии от мотива цель осознаваема всегда. Действия и операции могут переходить друг в друга. Деятельность и действия также могут переходить друг в друга. 3. Единство внешней и внутренней деятельности. Исходной всегда является внешняя деятельность. Интериоризация – превращение внешней деятельности во внутреннюю. Это превращение внешних практических действий с предметами в умственные действия. Экстериоризация – обратный процесс. Эти два процесса взаимосвязаны. Рубинштейн. В результате всякого психического процесса мозг формируют чувственный образ. Он не существует вне этого процесса и с прекращением отражательной деятельности перестает существовать и сам образ. Всякий психический процесс - отражение, образ вещей и явлений мира, взятые в целостности. Подлинной единицей сознания является целостный акт отражения объекта субъектом. Деятельность должна быть понята как процесс, осуществляющий жизнь субъекта, процесс, направленный на удовлетворение предметных потребностей субъекта. Прежде всего важно, что эта деятельность есть процесс, осуществляющий жизнь. Важно, что это жизнь субъекта – это есть процесс, направленный на удовлетворение предметных потребностей. Развитие деятельности необходимо приводит к возникновению психического отражения реальности в ходе эволюции. Жизнь порождает отражение. Деятельность есть процесс, который переводит отражаемое в отражение. То, что мы называем психическим отражением опосредствует деятельность. Можно также сказать, что оно управляет деятельностью. В этой своей функции психическое отражение проявляет себя объективно. Психическое отражение также кристаллизуется в продуктах деятельности. Деятельность в этом смысле не только проявляет в объективной форме оботражение, но оно вместе с тем переводит, во всяком случае в условиях продуктивной деятельности способно переводить образ в ъективно-предметную форму — вещественную или идеальную.
В. 8. культурно-историческая теория Л. С. Виготского как один из вариантов социокультурной психологии В 1920–30-х годах культурно-историческая теория Выготского сформировалась под влиянием положения марксистской философии об определяющей роли орудийного труда в процессе антропогенеза. Выготский продолжил развитие идеи о связи орудийной и знаковой (речевой) деятельности. Отличительной особенностью человека является его способность к преобразованию среды средствами, накопленными и выработанными в рамках культурной традиции. Культурный опыт сохраняется и передаётся от поколения к поколению не только в виде изготовленных орудий, но, главным образом, посредством знаковой речи, фиксирующей накопленный опыт. Если внешняя среда преобразовывалась с помощью материальных орудий, собственная психика также осваивалась человеком с помощью орудий, только психических – знаков. Знак не только подменяет собою конкретный предмет или действие, но выполняет также и функцию обобщения, формируя понятия. Мир, таким образом, как бы раздваивается на вещественный и «обозначенный» в сознании, что открывает дорогу мышлению как «внепрактическому» познанию. Процесс развития психики в онтогенезе Л.С. Выготский рассматривал как процесс интериоризации отношений управления и знаковых средств, т.е. перевод их из межличностной сферы во внутриличностную в ходе освоения культуры через речевое общение. Следует помнить, что культурно-историческую теорию называют ещё теорией общественно-исторического происхождения ВПФ, под которыми подразумеваются произвольная память, произвольное внимание и логическое мышление. Важно отметить, что ВПФ – произвольные, т.е. связанные с волевой саморегуляцией индивида, – формируются на основе соответствующих непроизвольных функций с помощью освоения знаковой системы. Внешние (социальные) средства управления вниманием и памятью, средства формирования абстрактных понятий, интериоризуются, превращаясь во внутренние средства овладения своей психикой. Культурно-исторический подход выделяет два типа регуляции деятельности: внешнюю и внутреннюю. Воля и эмоции составляют две формы внутренней регуляции.
Читайте также: FLB: Люксембургские инвесторы демонстрируют «государственный подход к мусору» в России Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|