Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. 5. целостный подход в психологии. Гештальтпсихология




Немецкое слово «гештальт» означает «форма» или, точнее, «организация». Суть гештальтистской концепции в том, что восприятие высокоорганизованных животных (в том числе человека) целостно, т.е. схватывает не отдельные элементы среды, впоследствии интегрируемые, а целостный образ предмета, отличный от простой суммы его частей. Эксперименты позволили выявить и другие характеристики восприятия, такие, как его структурность, предметность, осмысленность, константность. Гештальтисты высказали экспериментально подтверждаемое предположение о том, что механизмы организации целостных образов в восприятии отчасти закладываются у субъекта ещё до рождения, отчасти определяются его опытом и индивидуальными характеристиками, т.е. связаны с установкой.

Коффка применил принцип структурности к фактам психического развития: развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образования все более сложных структур, а также в установлении отношений между структурами. Исследования охватывали восприятие, мышление, память, аффекты, волю. Феноменологический метод – непосредственное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания (описание предметного восприятия таким, каким они видят его в данный момент).

В качестве первичного в восприятии выступает целое. Элементы зрительного поля объединяются в структуру в зависимости от ряда факторов (близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и т.д.) Целостный образ – это динамичная структура, которая образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы. Эта феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма. Структуры являются непосредственным отражением в сознании физиологическим процессом в мозгу, возникающим в результате внешних воздействий, которые в виде афферентных импульсов достигают кортикальных полей. Физиологические закономерности объяснялись физическими законами электромагнитного поля.

Кёлер. Открыл явления инсайта («озарения», мгновенного постижения проблемной ситуации в целях её разрешения, термин образован от английского «insight» – «проницательность»). Инсайт рассматривается как признак интеллектуальной стадии развития психики, на которой, помимо оперантного научения (по методу проб, ошибок и закрепления случайного успеха), сформировался в ходе эволюции новый тип способов поведения. Интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля прежде не связываемые начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Интеллектуальное поведение - решение конкретных задач. Все необходимое для решения представлено в зрительном поле. Инсайт - качественное изменение в поведении. До инсайта проблемная ситуация беспорядочна, поведение хаотично. После - упорядоченно, имеет цель. Инсайт - целостное понимание ситуации - такая целостная организация проблемной ситуации, которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт. Инсайт в мышлении = гештальт в восприятии.

Вертгеймер. Мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым, в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры. Условия переструктурирования ситуации – умение отказаться от привычных сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения – инсайта. Этапы мышления: постановка задачи на основе условий; группировка, реорганизация и структурализация; обнаружение структуры путем инсайта; нахождение путей реализации в соответствии с этой структурой.

Левин. Основание человеческой активности в любой ее форме (поступок, мышление, память) является намерение – потребность. Потребность – некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель. Квазипотребности образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями направляют активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения, которая стремится к разрядке. Разрядка и тогда удовлетворение потребности. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к личности субъекта (положительная и отрицательная валентность). Единство личности и среды – жизненное пространство, которое обладает свойствами – уровень реальности, временная перспектива. Жизненное пространство – ожидания, представления о будущем (идеальный план) и прошлом, в связи с тем как они представлены в настоящем.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...