Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. 6. гуманистическая психология как пример гуманитарной парадигмы в психологии




Впервые термин гуманистическая психология использован Олпортом в 30-е годы. В качестве течения гуманистическая психология сформировалась в 60-е годы усилиями Мэя, Маслоу, Роджерса и др. Это был ответ господствовавшим в США бихевиоризму и психоанализу. Традиционным направлениям психологии также ставилось в упрек их неспособность предложить достойного видения истории и перспектив человека.

Гуманистическая психология призывала не раскладывать человека на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные процессы, фиксации и проекции и т.д.), а изучать целостно, при этом больше внимания уделяя индивидуальным особенностям каждой личности. Большое внимание акцентировалось на проблемах ценностно-ориентированного развития, самореализации человека, проблемам ценностей и смыслов человеческого бытия, нравственного выбора и т.п.

Во многом гуманистическая психология носила черты науки более общей, нежели прочие течения: она ставила проблемы положения человека в обществе вообще, усовершенствования условий труда и жизни людей; сами основатели этого направления часто понимали ее как междисциплинарную гуманистическую науку.

В рамках гуманистической психологии сложилось два подхода: Первый разрабатывался Мэйем и был очень близок к экзистенциальной психологии, поскольку делал акцент на проблемах и трудностях личностного выбора, ответственности в определении смысла существования и пр. Представители второго подхода - Маслоу и Роджерс - постулировали изначальную конструктивность и позитивность психики человека.

Представители гуманистической психологии активно участвовали в споре о соотношении экспериментальной (применение методов естественнонаучного эксперимента) и экспериментальной (применение феноменологических и экзистенциальных методов) парадигм в психологических исследованиях. Все они критиковали приверженцев экспериментальной парадигмы за то, что в погоне за поиском основных законов поведения они упускают то, что делает человека индивидуальной личностью, что проверяют теории без определения общего взгляда на природу проблемы.

Олпорт предложил в качестве выхода метод “систематического эклектизма” как открытую систему изучения, который позволит психологии достичь в методах изучения человека тех же глубин, каких уже достигла в своих методах клиническая психология.

Маслоу считал, что экспериментальная проверка должна только следовать за приобретением личного опыта, являться конечной стадией процесса накопления знаний.

Роджерс призывал использовать положительные стороны логического позитивизма, но при этом ставить в центр системы исследования человеческую субъективность. Он призывал строить гипотезу по законам логики и эксперимента, но проверять ее в рамках собственных координат пациента, предварительно выясненных.

Мэй призывал изучать не причинно-следственные связи, не отвечать на вопрос “почему?”, а описывать сам феномен состояния, отвечать на вопрос “что?”. Все знают, отчего человек плачет, но что есть чувство горечи - на этот вопрос наука не может ответить.

 

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...