Основные методы исследования памяти
1. Исследование способности воспроизводить отдельные элементы (без учета их порядка): · Метод однократного предъявления; · Метод фиксированного числа предъявлений; · Метод заучивания; · Метод уравнивания. 2. Исследование сохранения усвоенного материала: · Метод сбережения; · Метод узнавания. 3. Изучение запоминания межэлементных связей (с учетом их порядка): · Метод парных ассоциаций; · Метод антиципаций. 4. Исследование размера кратковременной памяти: ● Метод Джейкобса; ● Метод Бушке. Метод однократного предъявления – испытуемому предлагаются три серии предметов, которые нужно воспроизвести. Количество слов в каждом списке возрастает (например, 5, 10, 18). Инструкция: запомнить и воспроизвести в любом порядке. Метод фиксированного числа предъявлений – отличается от предыдущего метода тем, что испытуемому заранее сообщается сколько раз ему будет предъявлен стимульный материал, прежде чем ему надо его воспроизвести. Между предъявлениями воспроизведения нет. Метод заучивания (метод последовательных предъявлений) – стимульный материал предъявляется до тех пор, пока испытуемый не сможет его воспроизвести в полном объеме два раза. Метод уравнивания – предлагается рад 15 слов для воспроизведения. При каждом последующем предъявлении предлагаются только те слова, которые испытуемый не воспроизвел. Однако испытуемого просят каждый раз воспроизвести полный список слов. Измеряется количество предъявлений до полного заучивания. Метод сбережения – испытуемому предлагается серия слов для запоминания, а затем спустя некоторое время (например, неделю) проверяется, сколько материала он помнит. Метод узнавания – проверяется способность актуализировать ранее воспринимаемый материал в условиях его повторного наблюдения, т.е. идентифицировать этот материал как предъявляемый накануне. Испытуемому однократно предлагается ряд элементов для запоминания. На следующем этапе предлагается расширенный список слов. Задача: узнать в расширенном списке старые элементы.
Метод парных ассоциаций – предлагается 12 пар слов для запоминания. После этого экспериментатор читает только по одному слову из каждой пары и предлагает испытуемому воспроизвести второе слово в каждой паре. Метод антиципаций (метод подсказки) – после одного или нескольких предъявлений ряда стимулов испытуемый воспроизводит запомнившиеся элементы. Если он ошибается, ему подсказывают. Процедура длится до первого безошибочного воспроизведения всего ряда. Метод Джейкобса – в качестве стимула предъявляются числовые ряды (от 5 до 8 чисел), которые испытуемый должен воспроизвести. Эксперимент длится до тех пор, пока все ряды не будут прочитаны или испытуемый не начнет допускать грубые ошибки. Воспроизведенные испытуемым ряды сопоставляются с предъявляемым набором. Метод Бушке (метод определения отсутствующего элемента) – после заучивания какого-либо ряда чисел (например от 11 до 23), знакомый испытуемому ряд предъявляется в ином порядке (например, 12, 15, 13, 11). Если испытуемый при этом может сказать, какой из ранее воспринятых стимулов отсутствует в данном ряду (14), значит он хорошо помнит весь исходный ряд. В. 36 физиологические основы темперамента. Основные типы темперамента. Их психологическая характеристика. Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь и достоинства и недостатки.
ХОЛЕРИК (в основе лежит сильный, неуравновешенный, подвижный тип НС). Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он так несдержан и вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов. Им свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость). Холерик берется со страстью за любое дело, страшно инициатив. В общении вспыльчив, резок, не сдерживает эмоции, желчный, раздражительный, возбудимый, очень подвижный, с быстрой сменой настроения. Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. САНГВИНИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип НС). Для сангвиника характерно следующее. Прежде всего, его повышенная реактивность, которая проявляется в том, что он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью - проявляет большую настойчивость, энергию. Активность и реактивность у него уравновешенны - он может легко сдерживать свои реакции и проявления чувств. Темп реакции достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях, походке вприпрыжку, быстром темпе речи. Сангвиник отличается высокой пластичностью поведения и экстровертностью. Он любознателен, эмоции возникают легко, но они не сильные и не глубокие, быстро забывает обиды, доброжелателен, быстрый, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен - высокая сопротивляемость трудностям, общительный человек, продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва" - активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
ФЛЕГМАТИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип НС). В отличие от сангвиника и холерика у него малая реактивность. Это проявляется в том, что его трудно рассмешить или рассердить. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный - движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он отличается малой пластичностью и большой ригидностью, спокойный, медлительный, уравновешенный, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно, обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях. МЕЛАНХОЛИК (в основе лежит слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип НС). В отличие от других типов темперамента, у меланхолика высокая сензитивность, проявляющаяся в болезненной чувственности, в обидчивости. Малая реактивность и пониженная активность проявляются у меланхолика в том, что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Отличается медленным психическим темпом - его движения вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной. Эти люди легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают. Тактичны, мягки, стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм, несколько болезненны, застенчивы и впечатлительны, склонны к грусти, робости, замкнутости, быстро утомляются, чрезмерно чувствительны к невзгодам. Меланхолик – человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", "стопор", растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, опасность) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией.
Читайте также: B. Статистические и экспериментальные исследования Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|