Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. 40 В. 58 Понятие интеллекта. Структура интеллекта. Модели интеллекта. Тесты измерения интеллекта.




Интеллект в переводе означает «разумение», «понимание», «постижение». В настоящее время существуют большое количество трактовок понятия интеллекта. Среди них выделяют основные положения:

Биологическая трактовка: интеллект – это способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации; Педагогическая трактовка: интеллект - способность к обучению, обучаемость; Структурный подход (Бине): интеллект – это способность адаптации средств к цели. С т.з. данного подхода, интеллект – это совокупность тех или иных способностей, совокупность познавательных процессов.

Векслер: интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

В широком смысле, интеллект – это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности к адаптации (западная психология).

В узком смысле, интеллект – это обобщенная характеристика умственных способностей человека. Если говорить в общих чертах, то в структуре интеллекта велико значение речи (особенно внутренней). Особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции, обобщения и сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов, определяющих нравственную позицию личности, способствующих формированию ее направленности, способностей и характера. Основные критерии развития интеллекта — глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий.

Структура интеллекта.

Спирмен (1904) в структуре интеллекта выделял генеральный (общий) G-фактор (общая умственная энергия) и соподчиненные ему S-факторы, служащие показателями конкретных специфических способностей, A – арифметические, L – лингвистические, M – механические (пространственные) компоненты интеллекта.

С т.з. Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1) счетную способность (операции с числами); 2) вербальную (словесную) гибкость (легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова); 3) вербальное восприятие, (понимать устную и письменную речь); 4) пространственную ориентацию (предметы и формы в пространстве); 5) память; 6) способность к рассуждению; 7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Гилфорд, позжевыделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским).

Кэттел (1967) считал, что у каждого из нас с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. "Коэффициент интеллектуальности", сокращенно обозначаемый IQ, позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие могут приближаться к 0, а самые высокие – 200.

Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Была показана несостоятельность утверждений о врожденной обусловленности различий в уровне интеллектуального развития у представителей различных социальных групп и даже наций. При этом признается зависимость интеллектуальных способностей человека от социально-экономических условий жизни.

В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как биопсихической адаптации к жизни. Попытка изучения продуктивных творческих компонент интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии, разработавшими понятие инсайта (озарения).

Бине и Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов интеллекта. Так было положено начало прагматистской трактовки интеллекта как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. Для этого, (с целью совершенствования их методик по интеллекту), им пришлось исследовать структуру интеллекта. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых "факторов интеллекта" от 1-2 до 120. Такое дробление интеллекта на множество составляющих препятствует пониманию его целостности.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...