В. 67 понимание личности в деятельностном подходе (А. Леонтьев, С. Рубинштейн)
Леонтьев. Параметры личности: 1. Богатство связей индивида с миром; 2. Степень иерархизированости дечтельностей, их мотивов; 3. Общий тип строения личности. Структура личности – относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Многообразные отношения, в которые человек вступает, к действительности, порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности. Структура личности не сводится не к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизованности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. Психологические подструктуры личности – темперамент, потребности, влечения, эмоциональные переживания, интересы, установки, навыки, привычки – одни в виде условий, другие в сменах своего места в личности, в порождениях и трансформациях. Двойственная структура личности: 1. Социально-типические проявления личности – это системные социальные качества первого порядка. 2. Личностно-смысловые проявления личности – это системно-специфические интегративные социальные качества второго порядка. Личностно-смысловые проявления личности представляют собой специфически преобразованную в процессе деятельности форму социальные качества в индивидуальной жизни личности. Системно-социальные качества выражают общую тенденцию развивающейся личности к сохранению, системно-специфические личностно-смысловые качества представляют ее тенденцию к изменению. К поиску путей ее дальнейшего развития, в полном неожиданностей мире. Выготский: личность есть понятие социальное, и оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в процессе культурного развития. Личность развивается как целое. Только тогда когда личность овладевает определенной формой поведения, то тогда она поднимается на более высокую ступень.
Сущность культурного развития - овладение процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого является формирование личности. А развитие функций является производным и обусловленным развитием личности в целом. У новорожденного нет Я и нет личности. Решающим моментом в развитии личности ребенка является осознание своего Я (имя и только потом личное местоимение). Понятие о Я у ребенка развивается из понятия о других. Т.о. понятие о личности - социально отраженное. Только в школьном возрасте впервые появляется устойчивая форма личности, благодаря формированию внутренней речи. У подростка - открытие Я и оформление личности. Рубинштейн. При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые и преломляются все внешние воздействия. История, обуславливающая структуру личности включат в себя эволюцию живых существ, историю человечества и личную историю. Свойства личности не сводятся к индивидуальным способностям. Дистанция, отделяющая историческую личность от обычной, определяется не свойствами, а значительностью общественно-исторических сил, носителем которых она является. В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как носитель этих отношений. Психическое содержание личности - не только мотивы сознательной деятельности, оно включает в себя многообразие неосознанных тенденций-побуждений. Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта связан с овладением собственным телом и произвольными движениями. Дальше - начало ходьбы. И здесь ребенок начинает понимать, что он реально выделяется из окружающей среды. Другое важное звено - развитие речи.
Читайте также: III. МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|