Особенности живой природы
Возраст Земли - 4,7 млрд. лет (существуют и другие версии). Геохронология (наука об эволюции Земли) считает, что изменение химического состава литосферы, гидросферы, атмосферы определяли изменения биосферы Земли (биосфера - область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы). В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую открытую систему (открытая система - система, способная обмениваться энергией с другими системами). Живое на Земле появилось спустя 1,2-1,7 млрд. лет после ее образования. Хотя живое вещество составляет всего 0, 01 % массы неорганики в пределах Земли, его влияние на природу приобрело космический масштаб, она влияет на всю геосферу, например, на состав атмосферы. Биосфера создает условия для поддержания условий своего существования, так, например, образовались биогеоценозы - однородные участки земной поверхности (приземный слой атмосферы, солнечная активность, почва и т.д.) с определенным составом живых и неживыхкомпонентов и динамическим взаимодействием между ними, что обусловило своеобразие видового состава живого в разных географических зонах Земли. Живое вещество - особый тип материальных систем - совокупность живых организмов в биосфере Земли, способных к самовоспроизводству. Признаки, отделяющие неорганическую природу от живой, составляют философскую проблему. Специфика жизни и живого может быть раскрыта в следующих положениях: — обмен веществ организма со средой (дыхание, питание, раздражимость, активность, размножение, рост, кончина); — самоорганизация организмов в соответствии с их генетически заданной программой, генно-хромосомной матрицей;
— эволюция организменных объединений в их борьбе за существование, наследственной изменчивости и мутационных ответах на вызовы внешней среды. В естественнонаучном смысле этого понятия жизнь не может быть сведена ни к одному из перечисленных признаков по отдельности, ни к указанию на её специфические носители (вроде белков и нуклеиновых кислот). Современные определения жизни как самовоспроизводящегося процесса сочетают идею обмена веществ с организационной, информационной и эволюционной трактовками. Обмен веществ — необходимое условие поддержания и воспроизведения необходимой для жизни структуры, специфичной для каждого вида организмов. С разрушением определённой структурной организации жизнь прекращается. Специфичность структуры обусловливается и поддерживается информацией, содержащейся в размножающихся матричным путём генетических программах. Ошибки их копирования (мутации) порождают разницу особей одного вида, в том числе по части приспособленности к условиям среды. Разнокачественность организмов создаёт предпосылки для естественного отбора. Его результатом служит или усложнение (ароморфоз), или упрощение (дегенерация) или стабилизация (идиоадаптация) организмов в среде их обитания. В итоге, осуществляемый на основе обмена веществ матричный синтез и следующая за ним эволюция видов в своей совокупности отличают живую природу от неживой. К живому веществу Земли относятся: • растения (низшие и высшие). Они имеют способность к фотосинтезу, т.е. они синтезируют все необходимые органические вещества из неорганических; • животные - организмы, имеющие способность к гетеротрофному питанию, т.е. они питаются готовыми органическими соединениями в виде других организмов; • грибы - организмы, питающиеся растворенными с помощью выделяемых ферментов органическими субстратами, на которых они растут.
. Неживая: субатомный = атомный= молекулярный= макротел = планетарный = системы = галактики = метагалактики. Живая: субклеточный = клеточный = органный= организменный = популяционно-видовой = биоценотический Вопрос №35. Биосфера как система, её возникновение и закономерности развития. Структурные уровни живого. Катастрофы в биосфере. Биосфера – планетарная оболочка живой системы. Вернадский основные положения о биосфере: 2.5 трил. т. – масса живого вещества; 99% - на растения; 1% - на животные. 10% живого воспроизводиться вновь и столько умирает. В живой системе играет огромную роль водный цикл. 97% - вода океана, 3% - пресная вода (2/3 – полярные ледники). 1 раз в 2 млн. лет вода проходит через живые организмы. На дне океана на 1 атом углерода выделяется 2 атома кислорода. Мощный регулятор кислорода – метановые бактерии. Озоновые дыры возникают из-за выброса метана. Биосфера осуществляет различный вид транспорта элементов. Многие микроорганизмы содержат различные вещества. Биосфера диаметр 100 км. – тонкая плёнка жизни в литосферу на 4 – 5 км. вверх на 10 км. Слои: молекулярный, организменный, популяционный, биоцеонический, экосистема. 3 основные блока: продуценты (растения) – нужен солнечный свет, вода, углекислый газ; для синтеза органических веществ; консументы (животные) – транспортные потоки, транспортируют жизнь; редуценты – те к-рые уничтожают организм (мир микроорганизмов). Эволюция биосферы. Было около 1 млд. видов. Сейчас 30 – 50 млн. видов (10 -15 млн. лет ср. продолжительность видов). Основывается на Дарвинской изменчивости. Методом случайных тыков не может возникнуть новый вид. Управляемая мутация дает начало новым видам. Все катастрофические события (5) связаны с астероидами: 1) 439 млн. лет назад – было уничтожено 60% биосферы; 2) 364 млн. лет назад – 57%; 3) 251 млн. лет назад – 95%; 4) 199 – 214 млн. лет назад 25% фауны 55% морской; 5) 65 млн. лет назад – третичный меловой период астероид диаметр 15 км. в районе Мексиканского залива в 10 раз сильнее ядерной мощности. Вспыхнули континентальные пожары, начали извергаться вулканы. Все крупные животные погибли мгновенно. Зима на экваторе -15 градусов. Выжили теплокровные организмы. Эти условия изменили эволюцию.
Вопрос №36. Понятие ноосферы. Интеллект человека – главный ресурс ноосферных процессов. Термин ноосфера предложил Теодор де Шарде. Учение о ноосфере Вернадский В. И. Ноосфера – управляемая биосфера. Разум – идеален. Ноосфера – база знаний, интеллект человека, средства коммуникаций. 8 млн. т. серого вещества обеспечивают мышление. Интеллект человека – главный ресурс ноосферы. Норма: интеллект 85-115, умственная неполноценность <70, критерий торенса >115-120. Вопрос №37. Экологическая проблема, её научные и социально-философские аспекты. По прогнозу Шкловского если наука и техника будут развиваться теми же темпами, что сейчас, то лет через 1000 человек исчерпает вещественные и энергетические ресурсы всей Солнечной системы. Хотя верить прогнозу И.С. Шкловского не хочется, объективный анализ экологической ситуации даёт больше фактов именно в его пользу. По данным главного в мире центра экологического прогнозирования — Римского клуба, если не принять радикальных мер по ограничению темпов роста цивилизации, уже к концу XXI века неминуема глобальная для Земли катастрофа. В её результате люди или вымрут, или деградируют обратно в дикую природу, за пределы цивилизации под влиянием резкого ухудшения климата и прочих катаклизмов, признаки которых заметны уже невооруженным глазом (озоновые дыры в атмосфере; парниковый эффект в гидросфере). Глобальные проблемы экологические — загрязнение, вообще повреждение окружающей среды (воздуха, водных потоков, флоры и фауны, т.д.); ресурсные — истощение природных ресурсов (источников энергии, др. минерального сырья); Термин “экология” (от греч. “oikos” — дом, обиталище) предложил в 1866 г. немецкий биолог Эрнст Геккель. Эта наука прошла несколько рубежных этапов в своем развитии. Биологическая экология изучает взаимоотношения живых организмов между собой и с физической средой их обитания. В середине XX в. появляется новая — социальная экология, рассматривающая взаимосвязи человеческого общества и природы, методы и сроки решения глобальных проблем мировой цивилизации. К этим междисциплинарным наукам в наши дни добавилась идеологическая экология — политика и этика спасения человеческого рода от внешних и внутренних угроз его существованию на Земле.
В современной экологии можно усмотреть как пользу, так и вред для решения глобальных проблем. Движение “зелёных” в политике и общественной жизни имеет неоспоримые заслуги, но и оно небезупречно. Пользы от активной борьбы за “зелёный мир” больше и заключается она примерно в следующем: — экспертиза и прогнозы состояния природной среды позволяют отдельным субъектам общественного развития вносить своевременные коррективы в свою жизнедеятельность ради спасения биосферы; — международное сотрудничество помогает как-то сдерживать глобализацию экологического кризиса; — благородные принципы биологической этики, “благоговение перед жизнью” (Альберт Швейцер) постепенно внедряются в культурную традицию всё большей части населения разных стран. У экологической пропаганды сегодня имеются и негативные последствия: — глубокий экологизм ставит природу выше человека и предлагает уравнять права на защиту всех форм жизни без исключения, что явно нереалистично и даже издевательски звучит по отношению к людям; — попытки всю природу сделать заповедником деформируют психику и мораль, душу и тело новых поколений людей, которые отлучаются от активного взаимодействия с природой; запрет охоты, проповедь вегетарианства, ограничение туристических путешествий, научных опытов над животными, отказ от меховой одежды, т.п. барьеры между человеком и природой приведут к худшим проблемам, нежели неизбежные потери части биосферы в ходе подобных акций; — порой экологическими мотивами маскируются корыстные интересы малой части населения в глазах остальных (власть имущие разных стран склонны тайком использовать заповедные части природы в собственных целях — отдыха, развлечения, прибыли); — испуг людей перед радио-, химио-, озоно- и т.п. фобиями нередко бывает вреднее для их здоровья и качества жизни вообще, чем сами по себе неблагоприятные факторы природной среды. В области здравоохранения это наглядно видно на таком примере, как противопоставление официальной, профессиональной медицины “медицине” народной, нетрадиционной, паранаучной. Вопрос №38. Антропный принцип в космологии и его интерпретации. Антропный принцип в 1961 г. Дике и Каптером. Сильный – вселенная такова, потому что таков человек. Слабый – хотя человек не занимает центральное место во Вселенной, но Вселенная должна приводить к появлению разумного наблюдателя.
Вопрос №39. Проблема антропосоциогенеза. Формирование представлений о человеке в философии и медицинском знании. Антропосоциогенез — происхождение человека и общества. Появление разумных существ, их объединение в различного типа общности (расы, этносы, государства). Реконструкция закономерностей, этапов, вариантов антропогенеза опирается на данные целого ряда научных дисциплин, прежде всего таких, как: археология (раскопки останков первых людей, их культурного инвентаря, жилищ, поселений, могил); этнография (сбор сведений о старейших традициях жизни современных народов); антропология (воссоздает физический облик древнейших людей и природные условия их обитания, т.е. биологию вида Homo sapiens); этология приматов (изучает принципы поведения высших животных и в особенности наших самых близких “родственников” — обезьян); история первобытного общества (намечающая исходные формы и первые этапы общественного развития). Теоретический синтез выводов разных наук, объяснения причин происхождения людей, раздумья над загадочными до сих пор сторонами антропогенеза — этим занимаются богословие и философия. Мифо-религиозные версии антропогенеза сводятся к легендам о животных-прародителях, к притчам о сотворении первых людей Богом. Научные теории антропогенеза ( Ч. Дарвин “Происхождение человека и половой отбор”). (человек — часть животного мира, у человека и современных обезьян общие предки) Дальнейшие открытия археологов и антропологов подтвердили правоту Дарвина. Весьма поучительны данные молекулярной биологии о степени генетического родства и скорости эволюции человека и подобных ему обезьян. Так, выясняется, что разделение эволюционных ветвей человека и шимпанзе произошло около 4 миллионов лет назад. При сравнении их митохондриальных ДНК получается, что разделение внутри Homo sapiens началось в диапазоне 300–100 тысяч лет назад. Итак, антропогенез научно объясняется давлением среды обитания на определённую популяцию наших обезьяноподобных предков и вызванные этим давлением (отбором) изменения в их поведении, а затем и в строении их организма. Этапы антропогенеза могут быть упрощенно представлены следующим образом. 1. Животные-антропоиды, т.е. напоминающие человека обликом (рамапитеки), около 9 млн. лет назад. 2. Прегоминиды — древнейшие человекообразные обезьяны, т.е. животные формы, потенциально пригодные для дальнейшей эволюции в направлении человека (австралопитеки — “южные обезьяны”, поскольку жили в юго-восточной Африке); появились около 2 с лишним миллионов лет назад; отличались прямохождением; представлены несколькими видами. 3. Первый скачок —“человек умелый”, которые перешли к постоянному использованию грубых орудий из камня и, должно быть, дерева; жили между 1 и 1,8 миллиона лет назад; 4. Гоминиды — обезьяноподобные люди; начинаются с формы Homo erectus — “человек выпрямленный”; он представлен серией ископаемых форм (питекантропы, синантропы, атлантропы и т.д.); вдобавок к искусственным орудиям использовал огонь, освоил пещерные жилища; жил начиная с 1,6 миллиона лет назад и до 450 тысяч лет назад; 5. Самая близкая к современному человеку форма гоминид — неандерталец — по мнению многих современных исследователей представлял собой тупиковую ветвь эволюции и какое-то время сосуществовал с настоящими людьми, может быть оказался ими ассимилирован или истреблен, съеден. Скорее всего неандертальцы — это своего рода первое, погибшее человечество. Жили они примерно от 230 до 35 тысяч лет назад; 6. Второй, завершающий антропогенез скачок — кроманьонец — человек вполне современного биологического типа, к которому принадлежат и практически ничем от него не отличаются и нынешние люди; примерно начиная с 35 тысяч лет назад; Факторы антропогенеза: Мутация, животная пища, Психологические особенности: членораздельная речь; мышление; трудовая деятельность; Социальные признаки человечности обеспечивали культурную среду первых же людей: кровно-родственные общности, (семьи, род, племя, племен); мораль как система нормативной регуляции общения и сотрудничества людей, сочетание альтруизма с эгоизмом вместо естественного отбора сильнейших физически особей обеспечивало выживание самых сплоченных и полифункциональных коллективов первых людей; система духовной культуры — примитивная религиозность; прикладное. Вопрос №40. Марксистская концепция человека. Этапы создания, подходы и социальные последствия. Марксистская концепция (Маркс, Энгельс) в творчестве Маркса 2 периода: - ранний период – под влиянием Фейербаха, спекуляция. Основа человека родовая сущность, она имеет отношение к роду человека, у человека есть сущностные силы присущее ему. Никогда не принадлежит тому человеку кто делает, это отчуждение человека. Отчуждение, возникает эволюционная теория, устранение деформаций, вернуть частную собственность, изменить государство. Наука о человеке должна включить все естествознание. - зрелый – (начался с тезиса о Фейербахе) 6 тезис о Фейербахе (происходит от родовой сущности): «человеческая сущность не есть абстрактная, а есть совокупность социальных общественных отношений» надо изучить общество, которое влияет на человека. Изменяя общественные отношения можно изменить человека. Вопрос №41. Психоанализ З. Фрейда и его последователей. Понятие бессознательного, его строение и механизмы функционирования. З. Фрейд –бессознат-ое могучая сила противостоящая сознанию. Психика состоит из трех пластов: 1. Самый нижний и мощный слой «Оно» - по объему сравнимо с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены биологические влечения страсти. 2. Второй небольшой слой – сознательное «Я» человека. 3. Верхний класс – «супер Я». Это идеалы и нормы общества, моральная цензура и сфера долженствования. По Фрейду, «оно» имеет решающее влияние на мысли, чувства и поступки. Ученики Фрейда критиковали его за толкование человека как существа эротического. Юнг выделил в «оно» два слоя: 1. Личностное бессознательное - индивидуальный опыт. 2. Коллективное бессознательное – опыт предшествующих поколений. Его содержание – это человеческие первообразы (архитипы). Образ Матери – Родины, народного героя, богатыря. Человек существо архитипное. Э. Фромм – человек имеет двойственную природу, он подчинен законам природы и одновременно является соц. сущ-вом. Психика человека состоит из: 1) Сознания – высшей формы психологического отражения, свойственная общественно развитому человеку, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности. 2) Подсознательное -совокупность психических процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредственного субъективного опыта Сфера подсознательного охватывает ощущения, восприятия, представления, мышление, когда они протекают вне фокуса сознания, а также навыки, интуицию, автоматизированные действия. Бессознательное: 1. особая сфера психической деятельности, характеризующаяся отсутствием сознательного регулирования и контроля, непроизвольность возникновения и течения психических процессов, безотчетностью и полным исчезновением из памяти (Лейбниц, Фехнер) 2. первичных регулятор поступков человека. Некая сущность, первопричина всего, что совершается не только в природе, но и в социальной жизни (Шеллинг, Фихте, Шопенгауэр, Юнг, Фрейд) 3. основано на скрытом учете информации о свойствах и отношениях вещей и обеспечивает разгрузку человека от излишнего напряжения сознания. Сознательное – вербальное, абстрактное, символическое, формализованное, научно систематизированное, дискретное. Бессознательное - невербальное, образно-визуальное, иррациональное, сновидения, фантазии, оговорки, интуитивно. Психоанализ (решение души) часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый Фрейдом в конце 19 начале 20 вв. для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которая мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание. Неофрейдизм – направление в современной философии и психологии, получившее распространение главным образом в США, сторонники которого соединили психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими теориями. (Фромм; Райх) Представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Причиной неврозов считаю тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Вопрос №42. Социальное и биологическое в человеке. Проблемы и задачи социобиологии. Биологическое в человеке: аспекты, характеризующие человека как биологический вид. Социальное в человеке – формируется под влиянием других людей и сознания. Социобиология (М. Шелер) – основная наука о сущности, структуре человека, о происхождении его сущности, о физическом и психическом его мире, его силе и способностях. Конец 18-начало 19 в. Методы: феноменологический, биологический. Социобиология – интеграция генетики, экологии, этологии, эволюционной теории, система гуманитарных знаний. Объект исследования – функции коллективного поведения. Уилсон: «Социобиология нужна, чтобы выделить из этологии и изучить пути развития, характерные черты социальных организаций живых организмов.» Цель: выявление и изучение характерных черт социальных организаций сообществ живых организмов. Задачи: создание биограмм. Вопрос №43. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека. Смысл жизни человека составляет, пожалуй, основной вопрос философии. В истории философии и культуры уже давно сложились типичные подходы к определению смысла индивидуальной жизни: — жизнь, если разобраться, абсурдна, лишена какого бы то ни было смысла: она рано или поздно разрушит любые идеи и намерения на сей счёт (“Всё суета!” Экклезиаста и т.п. заключения); нетрудно видеть, что отрицание в своей и чужой жизни смысла всё-таки представляет собой его, осмысления разновидность; — смысл жизни в ней самой; следует не терять время на размышления об этом, на столь отвлеченные темы, а просто жить, вбирая впечатления текущего момента; такого рода позиция чаще всего просто отодвигает итоговое осмысление собственного существования на какое-то время; — смысл жизни задан ей извне — Богом, долгом пред семьей, профессией, государством, любым другим социальным институтом, какой-то общей идеей; — человек сам творит смысл своего бытия; никто другой не в силах сделать это за него самого и выбор пути отражает предназначение и способности личности. В отличие от жизни, где возможны поиски какого-то смысла, смерть предстает перед нами как неразрешимая проблема. Танатология (греч. thanatos — смерть) — междисциплинарное рассмотрение непосредственных причин умирания, динамике и механизмах этого процесса в его биологических, медицинских, с одной стороны, а с другой, социально-психологических аспектах. Смерть можно определить как необратимое прекращение жизнедеятельности организма. В этом смысле она делится на две стадии: 1. клиническая смерть представляет собой в принципе обратимый этап умирания, 3–5 минут; можно реанимировать; 2. биологическая смерть — необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и органах, после чего реанимация бесполезна; коматозное состояние - граница между клин. и биол. смертью. Смерть в культуре разных народов, социальных групп оценивается и вопринимается по-разному. Две самых типичных модели такого отношения. Первую из них можно назвать традиционной, патриархальной, —потому, что она сложилась в условиях доиндустриальных цивилизаций, характерна для жизни больших устойчивых коллективов с относительно низким уровнем образованности и культуры. Там смерть воспринимается смерть как необходимый момент, итог жизни. В настоящее время она более выражена в сельской местности. Вторая модель (Модернизированная модель) отражает процесс урбанизации, условия жизни личности, малой семьи в большом городе, работы в больших организациях, где человек — своего рода “винтик” огромного механизма. Она рассматривает любую смерть, тем более близкого человека как катастрофу, нечто непоправимо и непереносимо страшное, дикую случайность. Сама мысль о смерти изгоняется из сознания. О ней не принято говорить без особой нужды. Безнадежно больной, обреченный человек помещается в больницу; он умирает на руках медицинского персонала, т.е. по сути дела в одиночестве. Перемещение гроба или (всё чаще) урны с его прахом на кладбище осуществляют только самые близкие родственники и друзья покойного. Это мероприятие ограничивается только церковной или гражданской панихидой по минимальному сценарию. Могилу самого близкого человека потом навещают как правило в полном одиночестве. Эвтаназия (реч. “eu” — хорошо, приятно + “thanatos” — смерть) в медицинском смысле термина представляет собой методику облегчения предсмертных страданий больного. В качестве биоэтической проблемы эвтаназия рассматривается как помощь пациенту умереть, причем по возможности быстрее и безболезненнее. В этом плане различают эвтаназию пассивную (прекращение медицинской помощи, отключение систем жизнеобеспечения) и активную (медицинское вмешательство с целью прекратить жизнь пациента). Эвтаназия в настоящее время запрещена законодательством практически всех стран мира; рассматривается как вариант уголовного преступления, убийства. Вариантом, хотя и весьма специфическим, эвтаназии выступает суицид (самоубийство). Отношение общества к суициду зависит от его культуры и политического устройства. На Востоке с его фатализмом, распространением таких религий, как ислам и буддизм, суицид чаще приветствуется — как выражение геройства человека, следующего долгу (самый известный пример — ритуальное, публичное самоубийство харакири в самурайском кодексе бусидо), просветления-нирваны. На Западе, в зоне христианской культуры самоубийство считается одним из самых страшных грехов — восстанием против Бога. Покончивших с собой лишают церковных таинств отпевания и погребения на общем кладбище. При тоталитарном режиме самоубийца считается сумасшедшим или преступником, заслуживающим наказания. Так, по морскому уставу Петра Великого неудачливого и разоблаченного матроса-самоубийцу надлежало привести в чувство и без суда повесить. В СССР большинству выживших самоубийц угрожало заточение в психиатрическую лечебницу и принудительное лечение. В демократических странах за личностью остается право не только на жизнь по своей воле, но и на смерть в безвыходных для нее условиях. Смертная казнь — проблема скорее социально-политическая, нежели биоэтическая. Вопрос №44. Модели развития болезней человека. Возможности и научные основания нетрадиционной медицины. Монокаузализм. (одна причина) (форма медицинского детерминизма) – понимание инфекционной природы многих заболеваний. Кондиционализм (истоки – в позитивизме) понимание причины заболеваний как суммы состовляющих. 5 принципов кондиционализма: нет изолированных и абсолютных вещей (все процессы и состояния обусловлены другими процессами и состояниями); нет процессов или состояний, зависящих от одного фактора – все обусловлены другими процессами и состояниями; любой процесс или состояние однозначно определено суммой своих условий; любой процесс или состояние тождественно сумме своих условий; все условия какого-либо процесса или состояния для его осуществления одинаково равноценны. Модели развития заболеваний: генетическая, экологическая, конституционная. Вопрос №45. Философско-методологические проблемы определения понятий «здоровье», «болезнь», «норма», «патология». Здоровье (ВОЗ) – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недомоганий. Для определения здоровья населения необходим комплекс понятий (рождаемость, смертность и др.). Общественное здоровье – здоровье групп населения (возрастные-половые группы, профессиональные и др.). Результат проявляется через образ жизни человека и групп населения. Здоровье – максимальная степень организовать свою биогенную программу в конкретных социальных условиях. Болезнь – не способность организмом выполнять биосоциальные функции. З. Фрейд «разность между здоровьем и болезнью носит количественный характер». 4 состояния организма: - состояние с достаточной адапционной возможностью; - дозоологическое; - падение физиологических показателей; - срыв адаптаций (полное срывание возможностей). Здоровье классические состояния: - условия здоровья (условно здоров); - функциональные отклонения (не приводят к заболеванию); - пограничное состояние; - инвалидность; - полная утрата физических способностей; - смерть.
Читайте также: Adv особенно, в особенности Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|