Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №59. Концепции развития науки : кумулятивная и некумулятивная (парадигмальная) модели.




Кумулятивная – (от лат. сumulatio – накопление) концепция развития науки, согласно которой в науке происходит накопление знаний. Развитие науки при этом имеет линейную структуру (непрерывно).

Парадигмальная модель – (от сл. парадигма) развитие науки представляет собой смену парадигм и имеет циклический характер (подъем-спад)

Вопрос №60. Проблема истины в философии и науке. Понятие абсолютной и относительной истины.

Проблема истины – центральная проблема теории познания. Наряду с такими понятиями как добро, красота, справедливость относится также и к мировоззрению, к фундаментальным характеристикам человеческого бытия.

В истории философии существует немалое количество определений истины. Это связано с различными подходами к ее трактовке в рамках различных школ и направлений. Наиболее характерные среди них: “Истина – это соответствие знаний действительности”; “Истина – это то, что просто и экономно описывает опыт” (эмпириокритицизм); “Истина – это знание, с которым все согласны” (конвенционализм); “Истина – это знание, ведущее к цели” (прагматизм).

Понимание истины как соответствия знания вещам (принцип корреспонденции) восходит к Аристотелю. Подобное понимание истины разделяли и развивали далее Ф.Бэкон, Спиноза, Гельвеций, Гольбах, Ломоносов, Фейербах и другие. Платон и христианские философы средневековья рассматривали истину как абсолютное и неизменное свойство идеальных объектов (идеи, Бог). Немецкая классическая философия развивает понимание истины как согласие мышления с самим собой в результате диалектического развития. В.Соловьев понимал истину как безусловную действительность и безусловную разумность, воплощенную во всеединство. Современная западная философия рассматривает истину как внутренне согласованную систему, в рамках которой исследуются проблемы и соотношения логической и фактической истин, логического критерия, взаимоотношения объекта и субъекта, языка и другие.

Современная трактовка истины, которой придерживается большинство отечественных философов, формулируется следующим образом: “истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания” или “истина – это верное отражение объекта познающим субъектом, которое воспроизводит познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания”.

Истина фиксирует отношение между объектом познания и познаваемым объектом. Это отношение складывается в результате практической человеческой деятельности и является ее результатом. Поэтому истина субъектна, т.е. она не существует вне и помимо деятельности людей. Но одновременно она носит объективный характер, ибо ее содержание (правильность отражения человеческим сознанием реальности) не зависит от сознания человека и человечества.

Из объективного характера истины следует ее конкретность. Знания всегда зависят от характера и формы различных отношений, проявляющихся между предметами, явлениями и процессами, условий их осуществления. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Так, любой экономический постулат имеет истинную значимость только в рамках определенных социально-экономических условий, игнорирование которых ведет к заблуждению и откровенной лжи. Или еще. Объект и субъект существуют в определенном временном измерении.

Объективная истина – это не только неизменное, статичное, но также и динамичное образование; истина – это процесс, который заключает в себе самые различные качественные состояния. В связи с этим возникает вопрос об основных формах объективной истины, которыми являются абсолютная и относительная истины.

Абсолютная истина как термин заключает в себе несколько значений. Во-первых, он указывает на то, что характеризуемое знание, которое носит окончательный характер и не может измениться в течение последующей практики. Во-вторых, к абсолютной истине относятся истины фактов, существование которых бесспорно и очевидно. И, наконец, в-третьих, под абсолютной истиной понимается гносеологический идеал, к которому стремится познание. В принципе, познать можно все, но реально это не осуществимо и поэтому в этом значении абсолютная истина является вектором познавательной деятельности, направленной на бесконечность бытия.

Относительная истина означает, прежде всего, неполное знание, ограниченное конкретно – историческими условиями познавательной деятельности. Относительная истина– это часть абсолютной истины, и в этом отношении она есть момент развития знания от неполного к более полному.

Относительная и абсолютная истины существуют в нераздельном единстве. Это единство определяется тем, что они объективны. Взаимодействие между ними характеризует реальный познавательный процесс, его направленность, и наиболее общую структуру.

Вопрос №61. Догматизм и релятивизм. Истина и заблуждение; проблема критериев истины.

Движение истины, как и любое другое, содержит как моменты изменения, так и устойчивости. Абсолютизация этих моментов в одном случае (устойчивость) ведет к догматизму, в другом (изменение) – к релятивизму. Несмотря на противоположность, результат одинаков – уничтожается целостность истины как единства устойчиво – изменчивого, абсолютно – относительного.

Догматизм, философская система, исходящая из некоторых основоположений, принимаемых за непреложно достоверные и тождественные действительности без предварительной критики. Догматический метод, научная система, развиваемая логически из некоторых положений, истинность которых не подлежит никаким сомнениям. (В средневековье – схоластика)

Релятивизм, философское учение, что всякое познание относительно, то есть зависит от случайных отдельных обстоятельств, и от сознания познающего субъекта.

Объективной истине противостоят заблуждения, ложь, дезинформация.

Ложь это злонамеренная неправда.

Заблуждение относится к добросовестной неправде. Его существование связано с ситуацией, когда делаются выводы без наличия должного объема сведений по изучаемому вопросу. Такая ситуация довольно часто наблюдается в развитии научного знания. В процессе исследовательской деятельности высказываются гипотезы (предположительное гипотетическое знание), которые в дальнейшем могут быть подвержены и получить статус истины или быть опровергнутыми. В этом смысле заблуждения несут и некоторый положительный смысл, так как они активизируют творческий поиск, позволяют более конкретно сформулировать исследуемую проблему, глубже понять сущность рассматриваемой теории.

Дезинформация состоит в особой технологии подачи реципиентам определенной информации. Сущностью является так называемая полуправда. Это наиболее изощренная целенаправленная ложь, ложь умолчанием. Активно используется при манипулировании сознанием в идеологических, политических и иных интересах.

Каким же образом отделить истину от заблуждения, защитить ее от лжи? Существуют ли средства и методы, позволяющие достоверно оценить саму истину? В истории философии эта проблема связана с поисками критерия истины, т.е. того, что объективно удостоверяет истинность познания.

В античной философии таким критерием полагали разум, логику. Эта философская традиция благополучно преодолела века и в современной западной философии развивается неопозитивизмом. Истина выступает как согласие со знанием, устанавливаемого на основе формально-логического закона недопустимости противоречия. Но возникает вопрос: “На чем же основана истинность самих логических законов?”

Существовали философские направления, возлагавшие роль критерия истины на эмпирические наблюдения, опыт, ощущения и восприятия субъекта. Но, очевидно, что при всей своей значимости перечисленные феномены бессильны в оценке теоретических положений большой степени общности.

Некоторые философы считали необходимым обратиться к поиску таких отправных теоретических положений, которые были бы предельно достоверными, неоспоримыми, сходными с математическими аксиомами. Опираясь на них можно было бы вывести всю систему истинного знания. (Р.Декарт). Но дальнейшее развитие науки, математического знания показали несостоятельность подобных намерений. Это особенно ярко проявилось на примере развития геометрии. Трудами выдающихся математиков Лобачевского и Римана было доказано, что постулаты Евклида, столетиями считавшимися абсолютно истинными, являются частным случаем более общей теории - “неевклидовой геометрии”.

Вопрос №62. Социальная форма бытия. Специфика социального познания. Теория и социальная реальность.

Вопросы общественного развития всегда находились в поле зрения философов. По мере накопления знаний выделилась специальная философская дисциплина – социальная философия.

Анализ социального развития выявляет целостный характер общества, его системность. В качестве элементов этой системы, неразложимых "атомов", "клеточек" общества в истории философии рассматривались: индивид, семья, родовая община и т.д.

Общественные отношения – это объективная реальность, независимая от воли и сознания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей деятельности.

Особенности социального познания: проблема познания объекта в связи с его спецификой (объект – общество, в котором действуют люди, т. е. субъекты, наделенные сознанием); отсутствие эксперимента; отсутствие гипотико-дедуктивного метода.

Вопрос №63. Понятие общественного производства. Информационное производство. Техника и ее роль в развитии общества.

Информационное пр-во – производство информационных технологий.

Общественное пр-во – это пр-во по созданию материальных и духовных ценностей. В общественном пр-ве выделяют материальное и духовное пр-во.

Материальное пр-во – процесс, совершающийся между человеком и природой, которым чел-к опосредует, контролирует и регулирует свой обмен веществ с природой. Духовное пр-во основано на информационных потребностях, на стремлении получать его новые знания.

Под ТЕХНИКОЙ понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения человеческой культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы и способы воздействия человека на природу. Будучи продолжением и многократным усилением органов человеческого тела (рук, ног, пальцев, зубов, глаз и других органов чувств, а ныне и мозга, например компьютеры), определенные технические устройства в свою очередь диктуют человеку приемы и способы их применения: из лука стреляют, а с помощью комбайна осуществляют сложные сельскохозяйственные операции, молотком забивают гвозди, а с помощью гвоздодера их вытаскивают. Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Таким образом, техника как “производительные органы общественного человека” есть результат человеческого труда и развития знания и одновременно их средство.

Цель и функция техники — преобразовывать природу и мир человека в соответствии с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний. Лишь редко люди могут выжить без своей преобразующей деятельности. Следовательно, техника — это необходимая часть человеческого существования на протяжении всей истории.

Некоторые технические средства созвучны неорганической природе, другие созвучны растительной и чувственной (или животной) жизни, третьи копируют специфически человеческие органы и органические функции.

Техника не есть цель сама по себе. Она имеет ценность только как средство. Конечно, можно рассматривать технику как самостоятельный феномен, но эта самостоятельность относительна: техника органически вписана в контекст социального бытия и сознания, составляя основу цивилизации, она находится в потоке текущего исторического времени и постоянно прогрессирует.

Сама по себе техника не хороша и не дурна. Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит, и вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто.

М. Хайдеггер, философски анализируя технику, показал, что исторически возникновение и специализация наук, ориентированных на технику, да и сами науки развиваются во многом благодаря успехам техники, в частности приборостроения. Техника является важнейшим средством обнаружения глубинных свойств сущего, например в медицине, в астрономии, в биологии.

Ныне наблюдается бурное развитие техники.

Вопрос №64. Искусственный интеллект как основа будущего развития информационной деятельности. Виртуальная реальность и ее философская интерпретация.

Свойства искусственного интеллекта

Характеристики интеллекта искусственного, которые были предложены Л.Т. Кузиным:

- наличие в них собственной внутренней модели внешнего мира; эта модель обеспечивает индивидуальность, относительную самостоятельность системы в оценке ситуации, возможность семантической и прагматической интерпретации запросов к системе;

- способность пополнения имеющихся знаний;

- способность к дедуктивному выводу, т.е. к генерации информации, которая в явном виде не содержится в системе; это качество позволяет системе конструировать информационную структуру с новой семантикой и практической направленностью;

- умение оперировать в ситуациях, связанных с различными аспектами нечеткости, включая "понимание" естественного языка;

- способность к диалоговому взаимодействию с человеком;

- способность к адаптации.

Развитие современных информационных технологий при­вело к формированию нового понятия — виртуальная реаль­ность. Это то, что вы можете видеть, слышать, переживать по­средством персонального компьютера и глобальной компью­терной сети. Так что можно говорить о появлении еще одной формы бытия, не отмеченной в первой главе этого раздела, — это новое “рукотворное”, а точнее, машинно-информационное бытие, выработанное и активно развиваемое современным че­ловечеством.

Вопрос №65. Концепции индустриального, постиндустриального и информационного типов общества.

Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, который в свою очередь изменяется благодаря производительным силам, те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогут развиваться и после изменения капиталистических производственных отношений. Формационная теория имеет активных сторонников и сейчас. Например: Уолтер Ростоу в своей теории стадийного роста рассматривает прогресс, как этапы развития техники и только техники.

Интересную градацию предложил Дениел Бел – 3 этапа развития:

1. доиндустиальное общество (большая часть населения занята сельским хозяйством);

2. индустриальное общество (большая часть населения занята в промышленности);

В обеих этих стадиях (в 1 и 2) люди не могут обеспечить себя всем необходимым. 3.технотронное информационное общество. (большая часть населения занимается получением, обработкой и произведением информации. Это общество на основе эффективных технологий не только обеспечивает само себя, но и снабжает основной мир.)

Вопрос №66. Социальная структура современного общества.

Социальная структура. Общество - система, так как это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство.

Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам: экономические; политические (парламент, армия, полиция, партия), институты родства (брак и семья); институты культуры (музеи, клубы); институты стратификации (касты, сословия, классы).

Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Вопрос №67. Государство и его роль в социальной системе.

Основные признаки государства:

а) территориальная организация всего ареала проживания его подданных; границы на местности и географической карте сменили кровно-родственные, этнические, конфессиональные и все прочие признаки социального объединения;

б) публичная власть — набранный из профессиональных чинов-ников аппарат управления, отличный и отделённый от остального народа, поставленный над ним в вопросах государственной компетенции; эту власть на постоянной основе осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государства;

в) налоги на содержание аппарата управления и прочие общегосударственные нужды;

г) кодифицированное (записанное и обнародованное)право — свод законов и прочих распоряжений носителей государственной власти.

д) Армия, полиция, тюрьмы, суды

Структура государства включает в себя такие типичные элементы, как а) органы законодательной и исполнительной власти, верховной и местной; б) вооружённые силы для защиты и расширения государственной территории; в) службы охраны правопорядка (прокуратура, полиция, суды, тюрьмы, разведка и контрразведка, т.д.).

Функции государства делятся на внешние (дипломатия, условия внешней торговли, таможенной политики; вооруженная защита его интересов, вплоть до войны и т.п. силовых акций) и внутренние (сбор налогов, их распределение на государственные и общенародные нужды; выработка законодательства; регулирование экономики; охрана общественной безопасности; координация развития культуры, образования и науки; социальное обеспечение нетрудоспособных).

Вопрос №68. Индивид, индивидуальность, личность. Понятие права и правосознания. Моральные нормы и поведение.

Человек - это понятие относится к человеческому роду в целом и выражающее те социальные характеристики, которые отличают его от животного.

Индивид - отдельный представитель чел-го рода.

Личность - это действительность индивида, как соц-ого феномена, это субъект общественных отношений, реализующий себя в соц-ой деятельности.

Индивидуальность - это конкретная личность в её неповторимом сочетании социальных и психофизиологических особенностей.

Наш отдаленный предок, находившийся в условиях первобытной орды и начальных стадий формирования сознания, еще не был личностью, но уже был человеком. Личность — это общественно развитый человек. Не только исторически, но и генетически человек становится личностью по мере создания социальной и мыслительной культуры и по мере своего индивидуального приобщения к ней. Ребенок, особенно в самом раннем возрасте, — это, разумеется, человек, но еще не личность.

Таким образом, личность — это результирующая функция социального и биологического начал человека.

Право — это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках данной государственности.

Закон — это общепризнанное и безличное, т.е. не зависящее от личных мнений и желаний, определение права.

Моральформа самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования.

Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.

Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях: регулятивная, воспитательная, познавательная, оценочно-императивная, ориентирующая, мотивационная, коммуникативная.

Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание. Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа нравственности: -первый тип связей – это естественные природные связи, характерные для начального этапа развития человека -второй тип связей – связи, отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного устройства. В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на начальном этапе развития классового общества, где человек является собственностью другого человека. В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему этапу развития классового общества, для которого характерны социальное неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов, религиозных и нравственных механизмов. -третий тип связей характерен для общества, в котором процветает личная независимость.

Вопрос №69. Современная научно-техническая революция, её основные черты.

Научная революция – крутая ломка представлений и качественное изменение знаний, создание новых знаний, видов техники.

Возникновение науки стимулирует развитие техники, техника развивает науку. Общество развивается, потому что развивается техника.

Направления: компьютеризация: решает задачи в любых областях; роботизация – создание роботов, ведущие концерны не используют труд людей, все заменено роботами, которые не устают и работают 24 ч в сутки; нанотехнологии: микроскопические роботы (Дресмер – микроскопическая подводная лодка, которая управляется молекулярным компьютером); генная инженерия и биотехнологии: создание новых пород, культур растений, расшифровка генома.

В ходе НТП выделяют особо крупные вехи, связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации, освободивший человека от изнурительного физ. труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) ­­­автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям в соц. сфере, выводит человечество на решение глобальных проблем.

Концепции будущего развития: 1)"постиндустриального" общества (Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития ­­­научные центры. Суть: всеобщая технизация жизни способна решить все соц. проблемы. Ошибочность: абсолютизация роли науки и техники (они не могут решать сложные политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку.

Вопрос №70. Идея общественного прогресса в социально-философской мысли. Критерии и компоненты общественного прогресса.

Общ. прогресс - направление развития чел. общества, рода "ч-к", хар-зующиеся такими необратим. изменениями чел-ва со всеми аспектами его жизнедеят-сти, в рез. кот. осуществл. переход чел-ва от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общ. пр. - развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего чел-ва. В наст.вр. нет единого ответа на гл. вопрос: каков общий социологический критерий о.п.? Небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса неправомерно, т.к. чел. о-во - сложный организм, развитие кот. осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов счит. возможным сформулировать единый общесоциологический критерий об.п. Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существ. расхождения. Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим критерием о.п. явл. производственные силы о-ва. Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история чел-ва начинается с изготовления орудий труда и сущ. благодаря преемственности в развитии производственных сил. Недостатком этого критерия является то, что оценка произв. сил в статике предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производ-сти труда, способности к росту, что важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития. Если в качестве критерия прогресса берется развитие производственных сил, оценка их в динамике, то это предполагает сопост. уже не с т.зр. большей или меньшей развитости произв. сил, а с точки зрения хода, быстроты их развития. Но в таком случае возникает вопрос, какой период должен браться для сопоставления. Другая часть авторов, учитывая те затруднения, которые возникают при использовании рассмотренного выше критерия, счит., что все трудности будут преодолены, если взять в кач. общесоциологич. критерия о.п. способ производства матер. благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом о.п. явл. развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производств.сил, а также хар-ра производств. отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный хар-р одной формации по отн. к другой. Не отрицая того, что переход от одного способа пр-ва к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой т.зр. почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным гл. вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового способа производства. Третья группа авторов предлагает взять в кач. общесоциологич. критерия и степень развития производственных сил, и степень свобод в обществе. Этот двуединый критерий о.п. с первого взгляда подкупает тем, что учитываются в единстве отн-я человека к природе и к обществу, к ест. и обществ. силам. Однако недост. этой позиции закл. не только во внутр. несогласованности элементов предлагаемого критерия, но и в ее нацеленности на анализ антагонистич. формы о.п. Четвертая группа авторов, справедливо считая, что чел. о-во - это прежде всего развивающееся сообщество людей, выдвиг. в кач. общесоциологич. критерия о.п. разв-е самого человека. Ход чел. истории действит. свидетельствует о развитии людей, составляющих чел. о-во, их обществ. и индивид. сил, способностей, задатков. Материалистич. подход к единству истории вкл. в себя признание единства мир. и. Единство и. закладывается в самой реальной жизни, в способе ее матер. обеспечения с пом. трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд - вечное условие чел. жизни. Мат. основа ист. процесса есть одновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самост. и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, ист. закономерностей быть не может. Формы проявления единства ист. процесса. Установление многообр. связей между странами: экономич., культурных => рост городов, консолидация народностей. С развитием капит. отношений все больше стран вовлекаются в механизм кап. экономики. Эк. и культурное развитие тесно связ. с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются. Т.о. в ходе истории меняются формы выражения ее внутр. единства, старые формы накладываются на новые. Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это разл. этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальн. жизни, осн. источник которого - неравномерность ист. развития.

Вопрос №71. Глобальная ситуация в современном мире. Возможные пределы роста. Основные методы прогнозирования.

Глобальные проблемы носят системный характер и не могут решаться локально (1 страной). Основная причина: пределы роста (общество не может неограниченно развивать потребление).

Глобальные проблемы: война и мир; энергетическая; продовольственная, сырьевая, демографическая и экологическая. Основные методы прогнозирования: экстрополяционные, историческая аналогия, компьютерное моделирование(римский клуб (мир 3) прогнозирование будущего с помощью компьютеров).

Вопрос №72. Конституция Российской Федерации о правах человека.

Закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ важнейшая её функция, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Россйской Федерации. Не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.

Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ подлинно демократического и правового государства.

Конституция Рф 1993 г. является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном миропонимании.

Нормы, посвященные правовому статусу личности сосредоточены в Конституции главным образом в специальной Главе 2 “ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА”. Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в Главе 1 ”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. Отдельные нормы, затрагивающие права человека, обнаруживаются также практически во всех других главах основного закона.

В Главе 1 ”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ” закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека (статья 2)

В Главе 2 закреплены принципы неотчуждаемости прав и свобод человека, прямого и непосредственного действия прав и свобод человека, равноправия (равенства перед законом и судом).

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...