Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема нормы и патологии.




Норма – рабочий диапазон функций организма. Среднестатистический показатель – норма. Если показатели проанализировать, то серпавидноклетачная анемия и глисты являются нормой, но только в определенных местах (странах). Все зависит от частоты выборки. Медицина направлена на предотвращение заболевания, а не на коррекцию.

Болезнь – отклонение субъекта и объекта от нормы; проявление жизнедеятельности на предельной возможности.

Норма – средняя величина вычисленная статистически.

Психоанализ: норма – граница душевной жизни исцеленная психика. Каждый человек болен как в психической так и в соматической жизни. Отклонения всегда есть. Нужно знать эталон, чтобы определить патологию.

Вопрос №46. Гносеологические аспекты и трудности современной диагностики. Новые возможности клинической медицины в условиях информационных технологий.

Диагностика – установление признаков болезни, методы и принципы при помощи характеристики болезни; процесс исследования больного, а также рассуждения врача.

Diagnosis bona – curatio bona. (хороший диагноз – хорошее лечение).

Трудности современной диагностики: на сегодняшний день существует более 10000 форм заболеваний, многие из которых имеют схожие признаки.

Вопрос №47. Природа идеального. Отражение и информация. Современные теоретические подходы к пониманию информации.

(Материальное – объективная реальность существующая вне и независимо от человека)

Идеальное — особое качество внутреннего (субъективного) мира, возникающее на базе высокоорганизованной материи, природной (мозга) и социальной (деятельности личности в обществе), но не сводимое по своей сущности к этим материальным основам.

Психика (от греч. psyche — душа; psychikos — душевный) — самый высокий, образно-знаковый уровень отражения действительности и управления своим поведением у существ, наделенных в ходе биоэволюции центральной нервной системой и головным мозгом;

Сознание — совокупность высших психических функций Человека разумного; возникая в зачаточных формах у высших животных, особенно приматов, оно вполне свойственно только людям — с их способностью к абстрактному мышлению, познанию и самопознанию; страстям и мечтам, творческому воображению.

Ключевое понятие научной, материалистической психологии — отражение. В этом качестве философской категории оно далеко не сводится к оптическим процессам зрительного восприятия. Зеркало и т.п. варианты отражения — частный его случай. Отражение в широком смысле этого слова присуще всей материи. В этом, фундаментальном для природы качестве отражение представляет собой способность одних материальных объектов воспроизводить особенности других в результате взаимодействия данных объектов друг с другом. Следы на почве, редупликация ДНК, фотография, речь, обучение иностранному языку — вот взятые наудачу образчики одного и того же, по сути, свойства — отражения, только в разной степени развитого.

Структура акта отражения:

– воздействие одного предмета на другой или же (чаще) их взаимодействие;

изменение состава, структуры или функций одного объекта или обоих под влиянием их взаимодействия;

частичное уподобление одного из взаимодействовавших объектов другому; сохранение каких-то “следов” взаимодействия после его прекращения; перенос информации о воздействовавшем объекте на подвергшийся таковому влиянию.

С понятием отражения тесно связано понятие информации (от лат. informatio — ознакомление, разъяснение). Оно получило широкое распространение в связи с появление новых средств связи и управления во второй половине XX в. (от телефона с телеграфом и до компьютеров). С этих времен информация так или иначе отличается от родственных выражений (“знания”, “сведения” и т.п.). Прежде всего тем, что информация измерима количественно; а кроме того, информация в значительной степени обезличена, носит межсубъектный характер. Основы общей теории информации были заложена в книге К. Шеннона и У. Уивера “Математическая теория связи” (1949). Эти авторы предложили вероятностные методы определения количества информации; ввели схему информационной связи (источник информации, передатчики, линия связи, приёмник, адресат, источник помех); сформулировали теоремы о пропускной способности, помехоустойчивости, кодировании и других характеристиках информационных процессов.

Клод Шеннон обосновал вероятностную теорию информации. Он предложил понимать информацию как меру определённости той или иной ситуации, поведения системы. Противоположностью информации в этом случае выступает энтропия, т.е. мера неопределённости, неупорядоченности любой системы, идущей к своему распаду. Неопределённость возникает в том случае, если по причине отсутствия или недостатка информации необходим выбор из двух или большего числа возможностей. Информация позволяет её получателю уменьшить неопределённость, организовать систему, выбрав правильный шаг. Для общей теории информации не суть важно, стихийно это происходит (как в живой природе), или же сознательно (как у людей).

Основоположник кибернетики Норберт Винер распространил информационный подход на процессы управления и связи в природе, человеческом обществе и работе машин (в особенности компьютеров, специально предназначенных для накопления и переработки информации на основе ее электронного кодирования). Важно подчеркнуть, что информации нет без какого-то материального носителя; что она качественно отличается в неорганической природе; в биологических системах (живых, самоуправляющихся телах); в поведении сознательных существ.

С точки зрения теории информации человеческое сознание представляет собой один из механизмов выработки, передачи, приёма, преобразования (декодирование -преобразование одних объектов в другие по определённым правилам), накопления и использования информации самого разного рода. В рамках этого подхода оставляются в стороне личностные, субъективные стороны психики людей; обращается внимание на то, что объединяет её работу с техническими устройствами обработки информации (компьютерами и т.п.). Информационные характеристики дополняют определение человеческого сознания как отражения.

Вопрос №48. Возникновение сознания и его биосоциальная природа. Сознание и язык. Образ и знак.

Сознанию присуще св-во Отражения (способность одних материальных объектов воспроизводить особенности других в результате взаимодействия данных объектов друг с другом.)

В информационном отражении выделяют такие виды: раздражимость простейших одноклеточных; возбудимость нервных тканей при регуляции внутриорганических реакций животных и человека; психическое отражение. Отражение на социальном уровне включает формы общественного сознания и индивидуальные формы отражения, связанные с работой человеческой психики и сознания.

Сознание- это высшая форма отражения. Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, человеческого мозга отражать мир в системе идеальных образов, имеющих для него большое информационно практическое значение.

Формированию сознания человека предшествовал длительный период психологического развития животных, у которых имеются задатки интеллекта, как особой формы рассудочной деятельности, остающейся, однако неосознанной. Психологическая деятельность животных обусловлена биологическими закономерностями и служит регулятивом их адаптивного поведения, сознание человека направлено на преобразование мира. Становление человека связано с трудом, зарождаясь и развиваясь в труде сознание прежде всего и воплощается создавая мир очеловеченной природы – культуру. Благодаря языку сознание формируется и развивается как духовный продукт жизни общества. Т.е. сознание имеет биосоциальную природу: и биологическое и социальное.

Применительно к процессу и результатам воспроизведения мира в человеческом сознании надо различать понятия «образ» и «знак». Поскольку язык, с помощью которого люди по большей части мыслят и общаются друг с другом, можно определить как заданную биологией наших рецепторов и историей культуры человечества систему знаков, приспособленную для выражения образов внешнего и внутреннего мира, а также стоящих за образами идей и чувств.

Образ это подобие, более или менее точная копия объекта в сознании человека или результатах его деятельности. Проще сказать, некая «картинка», более или менее реалистично, общезначимо для всех людей живописующая некий участок, момент реальности. Примерами образов могут служить наши аудиовизуальные впечатления в виде восприятий и представлений.

Знак, напротив, — не прямое, а косвенное, условное обозначение объекта. Тут перед нами явление изоморфизма — упрощённого уподобления (например, географической карты — реальной местности).

В любом знаке различаются:

· значение т.е. отражаемый им предмет или множество предметов, а точнее — закодированная понятным для субъекта способом информация о них;

· смысл мыслимое с его помощью содержание предмета или множества, совокупность их существенных признаков. Эти две характеристики любого знака находятся в обратном отношении друг к другу: чем шире значение какого-то термина, тем у же его смысл и наоборот.

Сознание имеет отражательную природу, носит характер идеальности и субъективности.

Идеальность: к образам сознания неприменимы физические характеристики, оно не вещественно, но не нематериально, т.к. материально по своему источнику – мозгу.

Субъективность: носителем сознания выступает человек, оно внутренний мир личности, другого бытия у сознания нет. Сознание продукт высокоорганизованной материи.

Вопрос №49. Сознание и бессознательное. Экстрасенсорные феномены и их научная интерпритация.

1) Сознания – высшей формы психологического отражения, свойственная общественно развитому человеку, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.

2) Подсознательное -совокупность психических процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредственного субъективного опыта

Сфера подсознательного охватывает ощущения, восприятия, представления, мышление, когда они протекают вне фокуса сознания, а также навыки, интуицию, автоматизированные действия.

Бессознательное:

4. особая сфера психической деятельности, характеризующаяся отсутствием сознательного регулирования и контроля, непроизвольность возникновения и течения психических процессов, безотчетностью и полным исчезновением из памяти (Лейбниц, Фехнер)

5. первичных регулятор поступков человека. Некая сущность, первопричина всего, что совершается не только в природе, но и в социальной жизни (Шеллинг, Фихте, Шопенгауэр, Юнг, Фрейд)

6. основано на скрытом учете информации о свойствах и отношениях вещей и обеспечивает разгрузку человека от излишнего напряжения сознания.

Сознательное – вербальное, абстрактное, символическое, формализованное, научно систематизированное, дискретное.

Бессознательное - невербальное, образно-визуальное, иррациональное, сновидения, фантазии, оговорки, интуитивно.

Парапсихология – область исследования форм проявления чувствительности, обеспечевающих прием информации, не воспринимаемой органами чувств; воздействие на находящееся вне организма без мышечных усилий.

Вопрос №50. Высшая нервная деятельность и психические процессы. Функциональная асимметрия в деятельности головного мозга.

Высшая нервная деятельность — работа мозга, направлен­ная на осуществление реакций организма, определяющих его отно­шение к своему внутреннему миру и среде обитания; базируется на сложной врожденной программе (инстинктах) и условных рефлексах.

Инстинкт — целенаправленная адаптивная форма поведе­ния, обусловленная врожденными механизмами; характеризуется постоянством, стереотипностью своего внешнего проявления у дан­ного вида организмов; возникает на специфические раздражите­ли их внутреннего мира или среды обитания. Инстинктивное по­ведение сложного характера состоит из трех этапов — подготови­тельного, поискового и завершающего. Основные инстинкты выс­ших животных и человека: пищевой, половой (размножение, сек­суальный), сохранения вида, миграционный, стадный, подража­тельный, игровой.

Условный рефлекс натуральный —условнорефлекторная реакция, возникающая на естественные сигналы безусловных раз­дражителей (например, вид и запах пищи).

Условный рефлекс искусственный —условнорефлектор-ные реакции, возникающие на сигналы, которые в естественных условиях не сопровождают действие безусловных раздражителей (например, условный слюноотделительный рефлекс у собаки на звонок).

Сущность идеального. Идеальная по своей природе психика — это функция высокоорганизованной материи (мозга, ЦНС, целого организма). Психики и, в частности, сознания нет без этой материальной субстанции. Но к ней одной психика никак не сводится. Сущность психики заключается не только и не столько в нейронах мозга, сколько в поведении наделенного мозгом индивида в обществе себе подобных. Идеальные явления психики не обладают никакими свойствами материи, ни физической, ни биологической.

Психологическая структура идеального складывается из нескольких тесно связанных, переплетающихся друг с другом процессов, которые все вместе и образуют внутренний, субъективный мир человека, управляют его поведением.

Эмоции -душевное переживание тех или других воздействий со стороны внешней и внутренней среды организма, наделенного психикой.

Виды эмоций разнообразны и амбивалентны. Все они делятся обычно на астенические (расслабляющие организм) — скука, печаль, тоска, страх, ужас, нежность, любовь, т.п., с одной стороны, и стенические (мобилизующие), с другой, — увлеченность, радость, решимость, восторг, грубость, ненависть, т.п. Как видно, в зависимости от ситуации, эмоциональное переживание способно переходить из одной крайности в другую.

Воля — это не особая часть психики, но сознательная координация разных ее функций, отдельных подсистем (интеллекта, эмоций, памяти). Разумная саморегуляция человеком своего поведения. Способность к осмысленному выбору цели деятельности и внутренние усилия, необходимые для ее достижения несмотря на различные препятствия.

Память — обратное отражение действительности; способность к запечатлению и воспроизведению в нужный момент прежнего опыта; сохранению и дальнейшей использованию когда-то обретенной нами информации.

Головной мозг: левое полушарие (речь, математические способности, логика) – установление хронологического порядка, чтение карт и схем, деформация временной шкалы (растяжка и сжатие), запоминание имен, слов; видение мира эйфорическое, речевая активность, чувствительность к звукам; восприятие деталей.

Правое полушарие (творческое) – фиксация текущего времени, синхронного с физическим; ориентация на местности и в конкретном пространстве; синхронизация биоритмов с внешними циклическими процессами; узнавание лиц; запоминание образов; видение мира эмоционально-мрачное; восприятие эмоционального состояния людей, интонаций; целостное, образное восприятие.

Вопрос №51. Формы чувственного и рационального познания. Специфика практического познания.

Познание – это процесс проникновения мысли в объект. Познавательной мыслью (целью) этого процесса является постижение истины. Познание – это процесс отражения действительности в сознание человека.

Гносеология (гносио - знания, логос - мышление) - теория познания. Учение о познании. Центральное понятие - субъект и объект познания. Субъект - человек, осуществляющий познавательную деятельность. Объект - то, на что направлена познавательная д-ть.

Два основные уровня или, точнее говоря, момента, стороны, аспекта процесса познания — чувственный (сенсорный, визуальный) и рациональный (абстрактно-логический).

Чувственное дает мироощущение, а рациональное дает миропонимание.

Отличительные черты созерцания мира с помощью органов чувств:

непосредственное отражение мира, в прямом контакте с вещами, явлениями — источниками информации о нем;

осуществляемое спонтанно, преимущественно автоматически с помощью рецепторов и всей ЦНС;

наглядно-образное воспроизведение действительности в виде целостных, красочных идеальных моделей, копий разных явлений в сознании людей;

фиксация внешних, главным образом поверхностных признаков предметов и явлений действительности; обследование их снаружи;

чувственно-конкретное отображение единичных, неповторимых, случайных черт реальности, в какой-то момент оказавшихся в поле человеческого восприятия.

Базовые формы чувственного познания: 1) ощущение — отражение отдельных свойств реальности при ее непосредственном контакте с органами чувств животных и человека; 2) восприятие — синтез многих ощущений, дающий целостный образ находящегося в зоне действия рецепторов фрагмента реальности; 3) представление — сохранённое в памяти и дополненное большей или меньшей долей фантазии восприятие.

Рациональное познание (при помощи понятий, суждений, умозаключений): 1) Понятие – это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. 2) Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. 3) Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится новое суждение, которое наз заключением.

Виды познания различаются в зависимости от того, какое из главных направлений общественно-исторической практики, какую сферу культуры оно, познание обслуживает, опосредует, направляет.

Обыденно-практическое познание связано с лично-семейным самообслуживанием индивидов; представляет собой интеллектуальную сторону неспециализированного труда. Его познавательным инструментом служит рассудок, а результатом — так называемый здравый смысл, житейский опыт людей, которые обеспечивают им выживание в любых условиях бытия.

Профессионально-практическое познание вплетено в сложные, информационно ёмкие направления человеческой деятельности (вро-де предпринимательской, инженерной, педагогической, военной, вра-чебной, политической и т.п.); оно не может довольствоваться выводами здравого смысла, а требует гораздо более сложных — профессиональных рецептов и технологий, своеобразного практического разума для решения сравнительно масштабных и нестандартных задач практики; осуществления общественного прогресса.

Художественное познание осуществляется благодаря искусству, фантазии представителей его различных жанров; оно мыслит эстетическими образами, метафорами, развивая фабулу, чередуя ритмы произведений словесного, музыкального, драматического и т.п. разновидностей творчества красоты, гармонии, идеалов; самореализации личности в этом творчестве.

Научно-теоретическое познание осуществляется с целью получения истинного знания о мире, принципах устройства и законах его развития; оно накапливает строго зафиксированные и проверенные факты о типичных явлений природы и общества; пользуется точными понятиями и теориями.

Духовно-практическое или же вненаучное познание сопровождает такие формы культуры, как мифология, религия, магия, мистика; с их помощью человеческий дух воюет с хаосом бытия; стремится компенсировать ничтожность индивидуального существования лич-ности апелляцией к сверхъестественным силам, вести диалог с высшими ценностями культуры; “методы” решения этого рода задач — медитация, молитва, ритуальный обряд.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...