Роль практики в процессе познания.
Знания, полученные на основе чувственного и абстрактного мышления, реализуются на практике. Практика – целесообразная целенаправленная деятельность человека (по материалистам); практика – это не только духовная деятельность сознания, духа, воли, но и божественного разума (по идеалистам); Практика – это психическая деятельность человека, обусловленная разумом, волей, интуицией. Вопрос №52. Интеллект, его строение и возможности. Интеллект – совокупность умственных способностей человека (умение оперировать знаниями); интегральная способность человеческого ума. Структура человеческого интеллекта: здравый смысл (структура ума, идущая от инстинктов, опирается на чувственное познание; чувство реальности, не поддается воспитанию – правое полушарие); рассудок (структура ума в основе которой лежит логика, основан на работе стереотипов, деятельность шлифуется образованием, не зависит от реальности – левое полушарие); разум (творческое мышление оперирует идеями и принципами, формирует цели и принципы деятельности рассудка; концептуальное мышление). Вопрос №53. Биогенетические аспекты интеллекта. Коэффициент интеллектуальности и умственная одаренность. Согласно современным представлениям, уровень развития интеллекта обусловлен генетически. Со второй половины 20 века – попытки создать методику подсчета интеллекта. Симон (Франция) – создание школьного теста для оценки уровня интеллекта. Л. Термен – усовершенствовал тест, создание теста IQ (ср. значение от 85 – 115). Карлсон выделение гена одаренности (3 гена: шизофрения, миопия, алкоголизма). Торенс – подсчет творческого порога (115-120) в этих пределах творчество становится независимым от рассудка.
Вопрос №54. Творчество в жизнедеятельности человека. Сущность интуиции. Творчество, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Т. может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология Т. исследует процесс, психологический "механизм" протекания акта Т. как. субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности Т., который по-разному ставился в разные исторические эпохи. ИНТУИЦИЯ (от лат.— пристально глядеть, всматриваться) способностьнепосредственного получения нового знания; получать истину напрямую, минуя на какое-то время логические доказательства и сенсорный опыт. В момент интуиции познание как бы перескакивает через целый ряд этапов, в обычных условиях для себя необходимых; мысль “свертывается”, уплотняется до готового вывода, окончательного решения по какой-то проблеме. Результат познания с помощью интуиции открывается досрочно. Отличия интуитивных моментов процесса познания: внезапность; бессознательность; непосредственность результата. Типы интуиции: предчувствие чего-то, догадка, прозрение. Виды интуиции различаются по ее содержанию: бытовая (“Ага!”), техническая (“Эврика!” “Есть идея!”), врачебная (“Диагноз ясен”), художественная (вдохновение), научная (открытие нового знания), и т.д., и т.п. Этапы интуитивного постижения истины: -предварительная профессиональная подготовка, накопленный жизненный опыт; -личные способности человека, тонкость его психического склада (более интуитивны по складу души женщины); -напряженный труд, длительные усилия, страстное увлечение человека каким-то делом; -сильное и длительное напряжение ума при решении некой проблемы;
-случайная подсказка (аналогия, благоприятный фон) правильного решения; -интутивное озарение (наитие) — неожиданный приход идеи, решения, выхода; -осмысление интутивного знания, его проверка обычными методами логики и наблюдения. Недостатки интуитивного познания: оно может подвести, не прийти вовремя; может вести к недооценке обычных методов познания. его черновой работы. Достоинства интуиции: дешёвый метод, позволяющий экономить силы и средства, которые требуются для обычных исследований; выручает в динамичных, безвыходных ситуациях, когда нет времени долго думать, применять традиционные способы изучения проблемы; даёт новый для познания результат, который сам по себе часто недостижим при обычных способах исследования; практически любая сколько-нибудь стоящая гипотеза, идея, предложение рождаются интуитивно, спонтанно, неожиданно для субъекта познания и окружающих. Вопрос №55. Наука как специализированная форма познания. Отличительные черты научного знания. Наука – специализированная интеллектуальная деятельность, направленная на получение новых знаний. Научное знание состоит из объекта и предмета. Предмет – знание об объекте вкупе с методами, формулировка задач. Специализированные языки – описание объекта исследования. Роль языка - степень усвоения знаний. Научное знание перерабатывает чувственный опыт в понятия, формирует сущностные абстракции (отвлечение и концентрация на существенном). Научное познание критично, имеет технологии для получения его и средства его проверки; носит модельный характер, формируется рациональным мышлением. Вопрос №56. Структура и динамика научного знания: эмпирический, теоретический и методологический уровни. Форм и методов научного познания довольно много. Каждый элемент методологии науки играет свою незаменимую “партию” в “оркестре”, называемом “естествознание” или же “обществоведение”. Наиболее принципиально деление методологии на два “этажа” — эмпирический и теоретический уровни научного исследования. Они предполагают друг друга, тесно взаимодействуют, однако отличаются своими познавательными целями, средствами и возможностями. Задачей эмпирического познания является количественное накопление знаний, причем в форме фактов и т.п. информации описательного, констатирующего характера. А на уровне теоретического исследования знания обновляются качественно, поскольку в этих формах они объясняют причины и законы явлений действительности, общие принципы ее устройства и тенденции развития. Соответственно разности задач и возможностей эмпирии и теории подбираются разные формы и методы научного познания. Вместе с тем, различие между эмпирическим и теоретическим уровнями науки относительно. Они невозможны по отдельности. Существующие теории направляют внимание ученых-эмпириков на те или иные факты, дают способы их интерпретации. А новые факты позволяют уточнять, вырабатывать новые теории.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: В науке наблюдением называют преднамеренный, организованный и систематический процесс восприятия явлений действительности в их естественном виде с помощью органов чувств и специальных приборов. Следующий и, пожалуй, основной метод эмпирического познания — эксперимент (от лат. experimentum — опыт, проба, испытание) - способ изучения объекта науки в искусственных условиях, созданных самим ученым и подконтрольным ему. Именно с изобретением экспериментального метода естествознание стало наукой. Произошло это в XVII в., когда У. Гильберт провел первые в истории физики опыты с магнитом. Затем свои известные эксперименты поставил Г. Галилей, а Ф. Бэкон разработал методику обобщения экспериментальных данных с помощью разных видов индукции — умозаключения от частных фактов к общему правилу. Моделирование как метод научного познания состоит в замене реального объекта изучения на его аналогию, более или менее точную. Аналогия (греч. analogos — соответствующий, соразмерный) — теоретическая основа всякого моделирования и одновременно самостоятельный прием познания. Это умозаключение, при котором на основании сходства некоторых предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих же предметов и в других признаках.
Факт — основной результат применения всех методов эмпирического исследования. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: Формы теоретизации научного знания располагаются по основным ступеням мысленного проникновения в сущность тех или иных событий, явлений, процессов. Проблема (греч. “преграда”, “трудность”, “задача”)— исходная форма теоретического познания. словесное, вообще знаковое выражение некоего затруднения в процессе познания, Гипотеза (греч. “основание”, “предположение”) представляет собой еще не доказанное теоретическое знание. Основным способом превращения научной гипотезы в теорию служит гипотетико-дедуктивный метод. Он предполагает выдвижение следствий, вытекающих из сформулированной гипотезы (предсказание новых, до тех пор неизвестных фактов), а затем их экспериментальную проверку (получение таких фактов на практике). Теория (греч. “рассмотрение”, “исследование”) —высшую форму систематизации научного знания, вбирающую в себя и располагающую все остальные, выше перечисленные его формы — факты, принципы, законы и т.д. Законом природы (или общества, человеческого бытия) называется определённый тип взаимосвязи между явлениями и процессами внешнего мира. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: К числу наиболее распространенных методов доказательства законов, вообще обоснования теорий относятся анализ и синтез. Анализ по-гречески означает “разложение”, “расчленение” (некоего целого на части). А синтез — “сочетание”, “соединение” (частей в одно целое). Индукция— умозаключение от частного (отдельных примеров, единичных случаев, разрозненных фактов) к общему (заключению, принципу). Напротив, дедукция - выведение — это путь мысли от общего к частному. Абстрагирование “отвлечение” (одного от другого, части от целого). Благодаря ей происходит мысленное выделение существенного в изучаемом объекте. Напротив, конкретизация по-латыни означает “сгущение”, “уплотнение”. В рассматриваемом плане имеется в виду концентрация знаний, информации об изучаемом нами объекте. Идеализация в науке добавляет к абстрактным соображениям об отдельных сторонах реальности допущения того, чего в действительности на самом деле нет. Формализация в процессе научного исследования представляет собой построение и использование в процессе познания искусственных языков. Моделирование как метод научного познания состоит в замене реального объекта изучения на его аналогию, более или менее точную. Вопрос №57. Понятие научного метода. Основные теоретические методы научного исследования.
Метод – это система принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности. Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы, средство получения и обработки фактического материала. В процессе научного познания используется разнообразные методы. Отличительно особенность философских методов – универсальность. Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине: Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение – установление различие и сходство предметов. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов. Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот. Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение – наоборот. Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо признаки на основание их сходство других признаках. Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо аналогом. Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция наоборот. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: Формы теоретизации научного знания располагаются по основным ступеням мысленного проникновения в сущность тех или иных событий, явлений, процессов. Проблема (греч. “преграда”, “трудность”, “задача”)— исходная форма теоретического познания. словесное, вообще знаковое выражение некоего затруднения в процессе познания, Гипотеза (греч. “основание”, “предположение”) представляет собой еще не доказанное теоретическое знание. Основным способом превращения научной гипотезы в теорию служит гипотетико-дедуктивный метод. Он предполагает выдвижение следствий, вытекающих из сформулированной гипотезы (предсказание новых, до тех пор неизвестных фактов), а затем их экспериментальную проверку (получение таких фактов на практике). Теория (греч. “рассмотрение”, “исследование”) —высшую форму систематизации научного знания, вбирающую в себя и располагающую все остальные, выше перечисленные его формы — факты, принципы, законы и т.д. Законом природы (или общества, человеческого бытия) называется определённый тип взаимосвязи между явлениями и процессами внешнего мира. Вопрос №58. Эмпирические методы исследования. Вычислительный эксперимент и компьютерное моделирование. Наиболее принципиально деление методологии на два “этажа” — эмпирический и теоретический уровни научного исследования. Они предполагают друг друга, тесно взаимодействуют, однако отличаются своими познавательными целями, средствами и возможностями. Задачей эмпирического познания является количественное накопление знаний, причем в форме фактов и т.п. информации описательного, констатирующего характера. А на уровне теоретического исследования знания обновляются качественно, поскольку в этих формах они объясняют причины и законы явлений действительности, общие принципы ее устройства и тенденции развития. Э М П И Р И Ч Е С К И Й УРОВЕНЬ: В науке наблюдением называют преднамеренный, организованный и систематический процесс восприятия явлений действительности в их естественном виде с помощью органов чувств и специальных приборов. Следующий и, пожалуй, основной метод эмпирического познания — эксперимент (от лат. experimentum — опыт, проба, испытание) - способ изучения объекта науки в искусственных условиях, созданных самим ученым и подконтрольным ему. Именно с изобретением экспериментального метода естествознание стало наукой. Произошло это в XVII в., когда У. Гильберт провел первые в истории физики опыты с магнитом. Затем свои известные эксперименты поставил Г. Галилей, а Ф. Бэкон разработал методику обобщения экспериментальных данных с помощью разных видов индукции — умозаключения от частных фактов к общему правилу. Моделирование как метод научного познания состоит в замене реального объекта изучения на его аналогию, более или менее точную. Аналогия (греч. analogos — соответствующий, соразмерный) — теоретическая основа всякого моделирования и одновременно самостоятельный прием познания. Это умозаключение, при котором на основании сходства некоторых предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих же предметов и в других признаках. Факт — основной результат применения всех методов эмпирического исследования. Компьютерное моделирование – моделирование с помощью информационных технологий.
Читайте также: II. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|