Модели анализа и понимания культуры
Модель Хофстеде. Символы заучить легко. К ним относятся, в частности, язык, одежда, прически и даже объекты, специфичные для определенной культуры (например, деревянная бадья в финской сауне). Символы той или иной культурной группы со временем появляются и исчезают и могут экспортироваться в другие страны (например, французский багет). Герои – это реальные или воображаемые живые или умершие люди, обладающие качествами, которые высоко ценятся в данной культуре. Герои часто являются образцами для подражания для представителей определенной культуры. Например: Астери во Франции, Тинтин в Бельгии, Г.Х. Андерсен в Дании или Уэйн Грецки в Канаде. Ритуалы – групповые действия, в выполнении которых нет технической необходимости для достижения определенной цели, но при этом считающиеся социально необходимыми в данной культуре. Например, к ритуалам относятся манера приветствовать людей (во Франции это поцелуй), заключительные фразы в письмах, социальные и религиозные церемонии (карнавал в Германии). Ценности – это самые глубокие (и невидимые) выражения культуры. Мы можем по-настоящему понять ту или иную культуру только в том случае, если мы поймем ее ценности. Ценности культуры, в частности, определяют, что является: Хорошим и плохим, Чистым и грязным, Красивым и уродливым, Нормальным и ненормальным, Разумным и безумным, Рациональным и иррациональным. 1) Индивидуалистическое-коллективистское. И общество характеризуется слабыми связями между людьми. Предполагается, что каждый должен сам заботиться о себе и своей семье. Не жесткая соц кул-а, не очень развита конкуренция, где ценятся высказ-я личной тчк зрения, умение принимать решения,личная цель важней групповых. (Австралия, Канада). В К обществе люди являются членами большой семьи или группы, которая будет защищать их всю жизнь. В результате человек теряет в смысле свободы, но выигрывает в смысле солидарности.Жесткая соц кул-ра, где раб в группе, особ внимание удел-я сотруд-ву внутри группы, соц нормы и обязательства опред групп.
2) Дист-я власти:выс и низ. В-бол числ-ть раб-ков в обл контроля и проверк, четкое распр полномочий, строгая с-ма ценностей, кот опред значимость той или иной раб-ы.(Л.Америка, Ближ Ввсток). Н-неравенстов в обществе и в организации сводиться к 0. 3) Боязнь неопределенности: выс и низ. Н-люди ценят инициативу и гибкость, идут на риск. Выс- Общества с сильным неприятием неопределенности настраивают своих членов на попытки контролировать будущее; для таких обществ характерна повышенная нервозность людей, которые демонстрируют возбудимость, эмоциональность и агрессивность. 4) «Мужественность – женственность». В М обществе социальные роли представителей двух полов четко разграничены: мужчины должны быть сильными, напористыми и заинтересованными в материальном успехе. Ж должны быть скромными и более чувственными и в первую очередь заниматься качеством жизни. Жесткость в принятии решений, плохо относ к неуд-кам,дух соперничества, цениться настойчивость, деньги (итал,греция, япония.) В Ж обществе социальные роли представителей двух полов взаимозаменяемы: скромность, чувственность и забота о качестве жизни – право как м, так и ж. Соц равенство полов, вырашивают оба родителя, желеют неуд-ков, преобладает сотрудничество.(Скандинавские страны) Модель Холла: 1) низкоконтекстне- высококонтекстные. В Н культурахбольшую роль играет устная речь, и основная часть послания ясно выражается словами(запад). В В кул-ахзначительная часть послания выраж-я при помощи средств, отличных от письменной или устной речи, например – при помощи физ контактов, языка тела, жестов, взглядов и т.д.(восток)
2) Монохронные- Полихронные М-культуры характ-ся тем, что их представители занимаются чем-то одним в данный момент времени. Обычно люди стараются соблюдать установленные графики. Люди организованно походят к времени. Время имеет важное значение.Пкультуры характеризуются тем, что их представители занимаются несколькими вещами одновременно, причем бессистемно. Установление личных отношений имеет более важное значение, чем соблюдение установленных графиков. Время не играет большой роли. Модель Гестеланда: 1) ориентация на бизнес или взаимоотн-я. В ориентированных культурах обычно можно приступить к делу через несколько минут непринужденной беседы. Люди сразу же приступают к обсуждению дел и узнают друг друга уже в ходе разговора.(GB,С.Америка, зап европа). В ориентированных на взаимоотношения,устанавливаемые отношения имеют мощную личностную составляющую. Ваш клиент или партнер захочет познакомиться с вами довольно близко. В этих культурах переговоры занимают больше времени (Л.Америка, ближ восток) в) формальные и неформальные К. ФК обычно имеют иерархическую организацию, отражающую основные различия в положении и влиянии. Люди демонстрируют уважение к персонам с высоким статусом. Проявление уважения имеет важное значение, и соблюдение формальностей при обращении к людям – это один из способов продемонстрировать свое уважение.(азия,восток, Л.А.) В неформальных культурах ценятся эгалитарные установки, и различия в положении и влиянии не столь существенны.(США,австралия,дания). г) экспрессивные ( Л.А) и сдержанные (Восток,азия) Модель Гуллеструпа Горизонтальное и Вертикальное измерения. Г- все культуры призваны удовл-ть одни и те же базовые потребности. Примеры – наше отношение к природе, способы общежития и распространения знаний и т.д.В– различные слои культуры. 1) Наиболее очевидный - продукция, как мы едим, какие песни поем. 2) Неочевидные структуры - Писаные и неписаные правила, поведение и отношение друг к другу …3) Мораль и правила, которые должны соблюдаться.4) Частично легитимизирующие ценности - Что такое хорошо и что такое плохо.5) Общепринятые высшие ценности - табу, честь, юмор, ирония…6) Общее мировоззрение
Читайте также: I. Рассчитайте коэффициенты корреляции (тесноту связи) между отдельными факторами, используя надстройку Пакет анализа. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|