Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформирование системы стандартизации в РФ




Реформирование системы стандартизации в РФ

I этап. Для периода 1992-2002 гг. характерны сле­дующие направления развития реформирования ГСС российской системы стандартизации:

- развитие межгосударственной стандартизации;

- активизация работ по гармонизации российских стандартов с международными в связи с необходимо­стью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению ВТО;

- первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обяза­тельной сертификации;

- внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание оте­чественных систем менеджмента качества.

II этап. Переходный (с 2003 по 2010 гг. ) – преобра­зование государственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему (НСС) с измене­нием правового статуса системы с государственного на негосударственную.

III этап. Окончание формирования национальной системы стандартизации – сис­темы, возглавляемой негосударственной организацией, базирующейся на национальных стандартах только доб­ровольного применения.

 Сущность стандартизации. Основные понятия

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся за­дачи:

1) измерение;

2) учет количества продукции;

3) составление технической и управленческой до­кументации;

4) измерение параметров технологических опера­ций;

5) контроль качества годовой продукции.

Цель стандартизации – выявление наиболее пра­вильного и экономичного варианта, который дает воз­можность достичь оптимального упорядочения для все­общего и многократного использования.

Рассмотрим на примере модели конкретного объ­екта механизм стандартизации, который включает в себя 4 этапа работы:

I этап. Отбор объектов стандартизации (рис. 2).

Существует определенная совокупность объектов и действий с ними: А, Б, В, Г, Е, Ж., З, И, К…

 

 

Рисунок 2 - Отбор объектов стандартизации

 

Допустим, в учреждении используется определен­ный набор типовых организационно-распорядительных документов – приказов, докладных записок и так далее. Неко­торые из них составляются систематически, другие - в разовом порядке: А, Б, В, Г, Б, Д, А, Ж, Б, З, А, Б, Б.

II этап. Моделирование объекта стандартизации (рис. 3).

Рассмотрим на примере объекта Б.

 

 

Рисунок 3 - Моделирование объектов стандартизации

 

Необходимо учесть, что процессу стандартизации подвергаются не сами объекты, а информация о них, отображающая их существенные стороны (признаки, свойства). В нашем примере организационно-распоря­дительных документов такими признаками являются:

1) состав реквизитов (наименование организации, наименование документа);

2) оформление реквизитов (форма, содержание, месторасположение);

3) требования к документу (к учету, к использова­нию, к хранению).

III этап. Оптимизация модели.

В разных организациях варианты исполнения объ­екта, в нашем случае документа Б могут быть разными Б1, Б2, Б3…Бn (разный состав реквизитов, различное их оформление, использование различных бланков и т. д. ).

Задача стандартизации в этом случае – унифици­ровать документ, отобрав наилучший вариант реквизи­тов, необходимый уровень оформления, оптимальный формат бланка. Оптимальное решение достигается ме­тодами стандартизации (симплификация, типизация и т. д. ). В результате преобразования получается опти­мальная модель стандартизируемого объекта.

IV этап. Стандартизация модели (рис. 4).

 

 

 

Рисунок 4 - Стандартизация модели

 

На IV этапе осуществляется собственно стан­дартизация – разработка нормативного документа на базе унифицированной модели.

Из рассмотренного механизма становится понятна сущность стандартизации, которая отражена в следую­щем определении:

Стандартизация – деятельность по установле­нию правил и характеристик в целях добровольного многократного использования, направленная на дос­тижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспо­собности продукции, работ и услуг.

Непосредственным результатом стандартизации является прежде всего нормативный документ. Применение нормативного документа является способом упорядочения в определенной области. Нормативный документ – это средство стандартизации.

Областью стандартизации называют совокуп­ность взаимосвязанных объектов стандартизации. (На­пример, машиностроение - это область стандартизации, а её объектами являются типы двигателей, технологиче­ские процессы, безопасность и экологичность машин и т. д. ).

Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве, которая может осуще­ствляться на разных уровнях: государственном, отрас­левом, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производ­ственных фирм, предприятий и учреждений.

Межгосударственная стандартизация – деятель­ность, открытая для органов по стандартизации стран СНГ.

Российская национальная стандартизация– дея­тельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Международная стандартизация- это стандар­тизация, открытая для соответствующих органов любой страны.

Региональная стандартизация– деятельность, открытая только для органов государств одного геогра­фического, политического или экономического региона мира.

Государственная (национальная) система стан­дартизации в РФ (Г(Н)СС РФ) это совокупность ор­ганизационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и на­правленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и госу­дарства.

С принятием ФЗ от 27. 12. 02 г №184 – ФЗ «О тех­ническом регулировании» началось реформирование государственной системы стандартизации, где можно выделить 3 основных этапа (рассмот­рены выше).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...