Реформирование системы стандартизации в РФ
Реформирование системы стандартизации в РФ I этап. Для периода 1992-2002 гг. характерны следующие направления развития реформирования ГСС российской системы стандартизации: - развитие межгосударственной стандартизации; - активизация работ по гармонизации российских стандартов с международными в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению ВТО; - первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации; - внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем менеджмента качества. II этап. Переходный (с 2003 по 2010 гг. ) – преобразование государственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему (НСС) с изменением правового статуса системы с государственного на негосударственную. III этап. Окончание формирования национальной системы стандартизации – системы, возглавляемой негосударственной организацией, базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения. Сущность стандартизации. Основные понятия В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: 1) измерение; 2) учет количества продукции; 3) составление технической и управленческой документации; 4) измерение параметров технологических операций; 5) контроль качества годовой продукции. Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта, который дает возможность достичь оптимального упорядочения для всеобщего и многократного использования. Рассмотрим на примере модели конкретного объекта механизм стандартизации, который включает в себя 4 этапа работы:
I этап. Отбор объектов стандартизации (рис. 2). Существует определенная совокупность объектов и действий с ними: А, Б, В, Г, Е, Ж., З, И, К…
Рисунок 2 - Отбор объектов стандартизации
Допустим, в учреждении используется определенный набор типовых организационно-распорядительных документов – приказов, докладных записок и так далее. Некоторые из них составляются систематически, другие - в разовом порядке: А, Б, В, Г, Б, Д, А, Ж, Б, З, А, Б, Б. II этап. Моделирование объекта стандартизации (рис. 3). Рассмотрим на примере объекта Б.
Рисунок 3 - Моделирование объектов стандартизации
Необходимо учесть, что процессу стандартизации подвергаются не сами объекты, а информация о них, отображающая их существенные стороны (признаки, свойства). В нашем примере организационно-распорядительных документов такими признаками являются: 1) состав реквизитов (наименование организации, наименование документа); 2) оформление реквизитов (форма, содержание, месторасположение); 3) требования к документу (к учету, к использованию, к хранению). III этап. Оптимизация модели. В разных организациях варианты исполнения объекта, в нашем случае документа Б могут быть разными Б1, Б2, Б3…Бn (разный состав реквизитов, различное их оформление, использование различных бланков и т. д. ). Задача стандартизации в этом случае – унифицировать документ, отобрав наилучший вариант реквизитов, необходимый уровень оформления, оптимальный формат бланка. Оптимальное решение достигается методами стандартизации (симплификация, типизация и т. д. ). В результате преобразования получается оптимальная модель стандартизируемого объекта. IV этап. Стандартизация модели (рис. 4).
Рисунок 4 - Стандартизация модели
На IV этапе осуществляется собственно стандартизация – разработка нормативного документа на базе унифицированной модели.
Из рассмотренного механизма становится понятна сущность стандартизации, которая отражена в следующем определении: Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Непосредственным результатом стандартизации является прежде всего нормативный документ. Применение нормативного документа является способом упорядочения в определенной области. Нормативный документ – это средство стандартизации. Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. (Например, машиностроение - это область стандартизации, а её объектами являются типы двигателей, технологические процессы, безопасность и экологичность машин и т. д. ). Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве, которая может осуществляться на разных уровнях: государственном, отраслевом, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий и учреждений. Межгосударственная стандартизация – деятельность, открытая для органов по стандартизации стран СНГ. Российская национальная стандартизация– деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Международная стандартизация- это стандартизация, открытая для соответствующих органов любой страны. Региональная стандартизация– деятельность, открытая только для органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Государственная (национальная) система стандартизации в РФ (Г(Н)СС РФ) – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.
С принятием ФЗ от 27. 12. 02 г №184 – ФЗ «О техническом регулировании» началось реформирование государственной системы стандартизации, где можно выделить 3 основных этапа (рассмотрены выше).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|