Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная (национальная) система




Государственная (национальная) система

стандартизации

Государственная (национальная) система стандартизации (Г(Н)СС) РФ – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации – Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ФАпоТРиМ), Ростехрегулирование и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты прав потребителей и государства.

Реформирование государственной системы стандартизации (национальной системы стандартизации) проходит в 3 этапа:

1 этап – начальный (с 1992  по 2002 гг. );

2 этап – переходный (с 2003 по 2010 гг. ) - преобразование государственной системы стандартизации в национальную систему с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный.

3 этап – заключительный, окончание формирования национальной системы стандартизации – системы, возглавляемой негосударственной организацией и базирующейся на национальных стандартах добровольного применения.

К 2010 г. действующая национальная система стандартизации окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственным органом. В связи с окончанием формирования фонда технических регламентов, запланированных на переходный период, национальный стандарт будет содержать только рекомендуемые требования.

Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст. 11-17 ФЗ «О техническом регулировании». В частности, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандартизации, задач органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.

Установление двух категорий стандартов – «национальный стандарт» и «стандарт организаций» (СТО) – определит существование двух систем исходя из сферы деятельности: национальной системы действующей в общероссийском масштабе; локальной, действующей в рамках организации.

Правовая и нормативная база деятельности

по стандартизации

 

В переходный период правовой основой деятельности по стандартизации является техническое законодательство, включающее фонд законов, подзаконных актов и представляющее следующую систему (табл. 4).

После принятия ФЗ «О техническом регулировании» ФАпоТРиМ получил статус национального органа по стандартизации, который 27. 07. 03 г. принял постановление №63 «О национальных стандартах РФ», в соответствии с которым:

- с 1 июля 2003 г. (со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании») признаны национальными действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г.;

- вплоть до вступления в силу соответствующих технических регламентов действующие государственные и межгосударственные стандарты рекомендовано применять в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, окружающей среды.

 

Таблица 4 – Нормативно-правовая база стандартизации

 

Техническое законодательство

1. Федеральные законы РФ

Основополагающие законы в области стандартизации и смежных видов деятельности

ФЗ «О техническом регулировании»

Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»

Закон РФ «О защите прав потребителей»

Законы, устанавливающие требования и правовые нормы в области

 обеспечения качества продукции и услуг

Законы, устанавливающие общетехнические требования и правовые нормы

Законы, устанавливающие требования к конкретным объектам стандартизации

2. Законодательные акты высших федеральных органов государственной власти

Указы президента РФ

Постановления Правительства РФ

3. Законодательные акты федеральных органов исполнительной власти

Законодательные акты ФАпоТРиМ (постановления)

Законодательные акты других федеральных органов исполнительной власти (постановления)

       

Нормативная база в переходный период

С принятием технических регламентов (ТР) перейдут в разряд добровольных документов нормы и правила  других федеральных органов исполнительной власти (Госсанэпиднадзора - СаНПиНы, Госстроя России - СНиПы и т. д. ).

В новом ФЗ не предусмотрена такая категория, как отраслевой стандарт. Это связано с двумя причинами: ликвидацией большинства отраслевых министерств и отсутствием таких документов в зарубежной практике. Отраслевые стандарты будут трансформированы в национальные стандарты, а также в стандарты организаций. Учитывая численность отраслевых стандартов (свыше 32 тыс. ), указанное преобразование займет продолжительный период и на втором этапе эти документы не потеряют практического значения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...