Государственная (национальная) система
Государственная (национальная) система стандартизации Государственная (национальная) система стандартизации (Г(Н)СС) РФ – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации – Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ФАпоТРиМ), Ростехрегулирование и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты прав потребителей и государства. Реформирование государственной системы стандартизации (национальной системы стандартизации) проходит в 3 этапа: 1 этап – начальный (с 1992 по 2002 гг. ); 2 этап – переходный (с 2003 по 2010 гг. ) - преобразование государственной системы стандартизации в национальную систему с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный. 3 этап – заключительный, окончание формирования национальной системы стандартизации – системы, возглавляемой негосударственной организацией и базирующейся на национальных стандартах добровольного применения. К 2010 г. действующая национальная система стандартизации окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственным органом. В связи с окончанием формирования фонда технических регламентов, запланированных на переходный период, национальный стандарт будет содержать только рекомендуемые требования. Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст. 11-17 ФЗ «О техническом регулировании». В частности, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандартизации, задач органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.
Установление двух категорий стандартов – «национальный стандарт» и «стандарт организаций» (СТО) – определит существование двух систем исходя из сферы деятельности: национальной системы действующей в общероссийском масштабе; локальной, действующей в рамках организации. Правовая и нормативная база деятельности по стандартизации
В переходный период правовой основой деятельности по стандартизации является техническое законодательство, включающее фонд законов, подзаконных актов и представляющее следующую систему (табл. 4). После принятия ФЗ «О техническом регулировании» ФАпоТРиМ получил статус национального органа по стандартизации, который 27. 07. 03 г. принял постановление №63 «О национальных стандартах РФ», в соответствии с которым: - с 1 июля 2003 г. (со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании») признаны национальными действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г.; - вплоть до вступления в силу соответствующих технических регламентов действующие государственные и межгосударственные стандарты рекомендовано применять в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, окружающей среды.
Таблица 4 – Нормативно-правовая база стандартизации
Нормативная база в переходный период С принятием технических регламентов (ТР) перейдут в разряд добровольных документов нормы и правила других федеральных органов исполнительной власти (Госсанэпиднадзора - СаНПиНы, Госстроя России - СНиПы и т. д. ). В новом ФЗ не предусмотрена такая категория, как отраслевой стандарт. Это связано с двумя причинами: ликвидацией большинства отраслевых министерств и отсутствием таких документов в зарубежной практике. Отраслевые стандарты будут трансформированы в национальные стандарты, а также в стандарты организаций. Учитывая численность отраслевых стандартов (свыше 32 тыс. ), указанное преобразование займет продолжительный период и на втором этапе эти документы не потеряют практического значения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|