Межгосударственная система. стандартизации (EACC). Межотраслевые системы (комплексы) стандартов. Перечень систем межгосударственных и национальных
Межгосударственная система стандартизации (EACC) 13 марта 1992 г. представителями государств бывшего СССР было подписано Соглашение «О проведении согласованной политики в области стандартизации», в котором заложены основы системы национальной стандартизации. Согласно этому документу, были признаны: 1) действующие ГОСТы в качестве межгосударственных стандартов; 2) эталонная база бывшего СССР как совместное достояние; 3) необходимость двусторонних соглашений для взаимного признания систем стандартизации, сертификации и метрологии. На межправительственном уровне был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (EACC). Его основными функциями являются: 1) выработка приоритетных направлений деятельности в области стандартизации; 2) представление проектов межгосударственных стандартов на утверждение; 3) рассмотрение и принятие основных направлений работ в области стандартизации и смет расходов на их проведение. Принимаемые Советом решения обязательны для государств, представители которых вошли в Совет. Членами EACC являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств – участников Соглашения всех 12 государств Содружества. Руководство работами по стандартизации, метрологии и сертификации в государствах – участниках Соглашения осуществляют соответствующие органы: например, в Республике Армения – Армстандарт; на Украине – Госстандарт Украины; в Республике Молдова – Госдепартамент Молдовастандарт; в Туркменистане – Туркменглавгосинспекция и т. д. Основной рабочий орган EACC – Бюро стандартов, метрологии и сертификации – располагается в Минске. По установившейся традиции заседания проводятся поочерёдно в государствах - участниках Соглашения.
В результате деятельности EACC сохранены существовавшие в СССР фонды нормативных документов и эталонная база (около 25 тысяч государственных, 35 классификаторов технико-экономической информации, 140 метрологических эталонов единиц физических величин). К настоящему времени полностью завершился процесс взаимного признания национальных систем сертификации стран СНГ. Рабочими органами EACC являются межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК), которые создаются для разработки межгосударственных стандартов и проведения других конкретных работ в области межгосударственной стандартизации. Деятельность свыше 200 МТК по разработке ГОСТов ведется в соответствии с годовыми планами. Межгосударственные стандарты и изменения к ним принимаются по решению EACC, заседания которого проходят 2 раза в год. Общие положения по правилам проведения работ в области межгосударственной стандартизации установлены в основополагающем стандарте – ГОСТ 1. 8-2004. Стандарт считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее двух государств. В качестве проекта ГОСТа национальный орган по стандартизации какого-либо государства может предложить действующий национальный (государственный) стандарт государства - участника Соглашения. Так, значительную долю принятых ГОСТов в последнее время составляют национальные стандарты России – ГОСТ Р (около 70%). Отдавая должное большой работе, проводимой МГС в рамках СНГ, Международная организация по стандартизации – ISO признала EACC в качестве международной региональной организации по стандартизации. Деятельность EACC в значительной мере способствует ускорению процесса вступления государств - участников Содружества в ISO и Всемирную торговую организацию.
Вопросы для самопроверки 1. Назовите причины образования межгосударственной стандартизации. 2. Назовите руководящий орган межгосударственной стандартизации. 3. Перечислите функции EACC. 4. Перечислите правила проведения работ в области межгосударственной стандартизации.
Межотраслевые системы (комплексы) стандартов Перечень систем межгосударственных и национальных стандартов В конце 60-70-х гг. были сформированы системы и комплексы общетехнических стандартов межотраслевого назначения. В общероссийском классификаторе стандартов межотраслевые системы стандартов входят в раздел 01 «Общие положения. Терминология. Стандартизация. Документация». Научно-технический прогресс требует постоянного сокращения сроков создания необходимой народному хозяйству новой техники, обладающей более прогрессивными производственно-техническими характеристиками. Ведущая роль в решении этих задач принадлежит комплексной стандартизации. Комплексная стандартизация (КС) – это стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом и его основным элементам, так и к материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, в целях обеспечения оптимального решения конкретной проблемы. Следовательно, комплексную стандартизацию надо понимать как систематизацию, оптимизацию и увязку всех взаимодействующих факторов, обеспечивающих экономически оптимальный уровень качества продукции в требуемые сроки. Комплексная стандартизация позволяет создавать комплексы согласованных между собой нормативных документов по стандартизации, регламентирующих нормы и требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. К основным задачам комплексной стандартизации следует отнести следующие: · обеспечение всемерного повышения эффективности общественного производства, технического уровня и качества продукции, усиление режима экономии всех видов производственных ресурсов; · повышение научно-технического уровня стандартов и их организующей роли в ускорении научно-технического прогресса на основе широкого использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и лучших отечественных и зарубежных достижений науки и техники;
· регламентация взаимосвязанных норм и требований к общетехническим и отраслевым комплексам нематериальных объектов стандартизации, а также к элементам этих комплексов; · регламентация норм и требований к взаимосвязанным объектам, к элементам этих объектов, а также к тем видам сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, тары, упаковки и т. п. и к технологическим процессам изготовления, транспортирования и эксплуатации, показатели которых должны быть регламентированы на конкретном уровне, определяемом требованиями, предъявляемыми к самому объекту стандартизации. Комплексная стандартизация позволяет устанавливать наиболее рациональные в техническом отношении параметрические ряды и ассортимент промышленной продукции, устранять ее излишнее многообразие, неоправданную разнотипность, создавать техническую базу для организации массового и поточного производства на специализированных предприятиях с применением более совершенной технологии, ускорять внедрение техники и обеспечивать эффективное решение многих вопросов, связанных с повышением качества изделий, их надежности, долговечности, ремонтопригодности, безопасности в условиях эксплуатации (потребления). Внедрение комплексных систем стандартов повышает эффективность инженерного труда, качество продукции и экономичность ее производства. Межотраслевые стандарты условно можно разделить на 3 направления (рис. 12).
Рисунок 12 - Направления межотраслевых систем и комплексов стандартов
В настоящее время действуют следующие межотраслевые системы стандартов, представленные в таблице 5.
Таблица 5 - Перечень систем межгосударственных и национальных стандартов
Продолжение таблицы 5
В регистрационных номерах первые цифры с точкой – шифры определяющие комплексы стандартов (пример: ГОСТ Р 1. 4 – 2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения. ). Стандарты, обеспечивающие качество продукции (работ, услуг) представлены в следующих группах: Стандарты технологической подготовки производства (системы 2. 3, 14, 15 – ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, СРПП). Основой технологической подготовки производства изделий машиностроения и приборостроения является конструкторская и технологическая подготовка. В совокупности с научно-исследовательской работой они составляют этап создания изделий, на которых формируется качество продукции. На создание продукции высокой эффективности направлены комплексы стандартов: СРПП, ЕСКД, ЕСТД. Важную роль играют стандарты ЕСКД. Производительность труда инженерно-технических работников возрастает на 25-30%. Велика роль системы стандартов СРПП в формировании качества продукции на стадии проектирования и начальных стадиях производства. По данным Европейской организации по качеству, при оценке причин отказов действует правило «70-20-10», согласно которому 70% отказов происходят из-за недостатков проектирования, 20% - из-за некачественного изготовления, 10% - из-за нарушения правил эксплуатации.
Стандарты, обеспечивающие качество на стадии эксплуатации. В эту группу входят стандарты на эксплуатационную документацию (ЭД) – руководство по эксплуатации, паспорта, этикетки. Они известны как товаросопроводительные документы. Основополагающим документом является ГОСТ 2. 601- «ЕСКД. Эксплуатационные документы». В нем определены требования к структуре и содержанию ЭД на изделия сложной техники. Стандарты по системам качества. Требования к системам качества впервые были установлены в 1987 г. в стандартах серии ИСО9000. В 1994 г. появилась вторая версия стандартов. В стандартах ИСО 9001-9003 содержатся требования к моделям системы качества (СК). Эти стандарты охватывают все стадии ЖЦП. Затем появилась версия стандартов серии 9000 (в 2000 г., а затем в 2008 г. ). Стандарты, определяющие требования к отдельным свойствам продукции (системы 25, 27, 29). Стандарты по Системе сертификации ГОСТ Р (шифр 40). Стандарты по Системе аккредитации в РФ (шифр 51). Система стандартов по управлению и системе информации тесно связаны между собой. Важнейшей задачей стандартов данного направления является унификация документов по управлению и информации. Стандарты по управленческой документации (УСД) унифицированная система документации, разработанная в 70-80-х гг. Сущность УСД заключается в унификации и стандартизации их за счет сокращения избыточности информации, создание общей модели построения документов, применение единой терминологии, типизации текста. Документация по управлению деятельности: 1) организационно-распорядительная; 2) внешнеторговая; 3) отчетно-статистическая; 4) бухгалтерско-финансовая; 5) расчетно-денежная и т. д. 1. Организационно-распорядительная документация (ОРД) – универсальные требования к ОРД, установленные в ГОСТ 6. 38. Это требования по оформлению приказов, распоряжений, актов, протоколов, объяснительных, докладных записок, инструкций, служебных писем, заявлений, анкет, представлений, решений, постановлений, предписаний, штатного расписания, указаний, устава. 2. Внешнеторговая документация является объектом отечественных и международных стандартов. В связи с вступлением России в ВТО, интенсификацией международной торговли очень актуальна задача гармонизации отечественных стандартов на внешнеторговую документацию со стандартами ИСО. На основе ИСО 9735 разработан метод прямого применения ГОСТ 6. 20. 1, определяющий правила подготовки и передачи сообщений предназначенных для обмена. Другим важнейшим стандартом является ГОСТ 6. 20. 2 (соответствует ИСО 7372), согласно которому вводится для применения «Справочник элементов внешнеторговых данных ООН». Стандарты по информационным технологиям находятся на стадии разработки. Современные информационные технологии – это совокупность средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных систем, методов обработки, передачи, хранения и использования информации. К системе стандартов по информационным технологиям относится Система информационно-библиографической документации (СИБИД), которая подразделена на три основных направления (рис. 13).
Стандарты СИБИД
Рисунок 13 - Основные направления СИБИД
Пример: оформление рефератов осуществляется по ГОСТ 7. 9; отчет о НИР - по ГОСТ 7. 32. Разработаны стандарты по штриховому кодированию ГОСТ Р 51001, ГОСТ Р 51002, ГОСТ Р 51003. Система стандартов социальной сферы регламентирует правила безопасности: 1. комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (ГОСТ 22); 2. комплекс стандартов «Система стандартов безопасности труда» (ГОСТ 12) всего 350 стандартов; 3. комплекс стандартов по охране природы (ГОСТ 17) – 80 стандартов.
Вопросы для самопроверки 1. За счет чего удается повысить качество готовой продукции при осуществлении комплексной стандартизации? 2. Дайте определения комплексной стандартизации. 3. Какие основные задачи решает комплексная стандартизация? 4. Почему необходима разработка систем стандартов? 5. Перечислите основные комплексы стандартов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|