Развитие социологии как науки об обществе
Стр 1 из 33Следующая ⇒ С. С. Фролов
СОЦИОЛОГИЯ
Издание 3-е, дополненное
Рекомендовано Министерством Общего и профессионального Образования Российской Федерации В качестве учебника Для студентов Высших учебных заведений
МОСКВА
УДК 31(075.8) ББК 60.5 Ф91
Рецензенты:
Доктор философских наук профессор Ю.Г. Волков, доктор социологических наук профессор Э.Н. Фетисов Фролов С.С. Ф91 Социология: Учебник. — 3-е изд., доп. — М.: Гардарики, 1999. — 344 с. ISBN 5-8297-0007-7 (в пер.)
Рассматриваются основные понятия и концепции социологии, которые дают представления о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе, о целях и задачах социологии, способствуют формированию целостного образа окружающего социального мира. Учебный материал пособия является результатом общения идеи и концепций многих отечественных и зарубежных учебников, научных монографий, а также идей и разработок, выполненных автором. Материал представлен в простои и доступной для изучения форме. В настоящее издание (2-е издание: М.: Логос, 1996) включена глава «Коллективное поведение в массовом обществе». Для студентов и преподавателей вузов, специалистов, применяющих социологические знания в области управления.
УДК 31 (075.8) ББК 60.5
В оформлении переплета использован фрагмент росписи Микеланджело Сикстинской капеллы в Ватикане (1508—1512) ISBN 5-8297-0007-7 © «Гардарики», 1999 © С.С. Фролов, 1999
ОГЛАВЛEHИЕ
Oт автора...............................................………………………………….<переход>
Глава 1. СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО....................………………….<переход>
1.1. Развитие социологии как науки об обществе............………<переход> 1.2. Объект и предмет социологии.....................………………...<переход>
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ….<переход> 2.1. Способы приобретения научного знания об обществе...….<переход> 2.2. Действие социальных законов......................………………. <переход> 2.3. Виды социологического знания....................……………….<переход>
Глава 3. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО......................……………………..<переход> 3.1. Содержание понятия «культура»..................……………….<переход> 3.2. Культурные нормы............................………………………..<переход> 3.3. Культурные элементы и комплексы.................……………..<переход> 3.4. Восприятие культуры членами общества.............………….<переход> 3.5. Развитие и распространение культуры...............…………...<переход>
Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ.....…………<переход> 4.1. Факторы формирования личности..................……………...<переход> 4.2. Социализация личности.........................…………………… <переход>
Глава 5. СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ.............………………..<переход> 5.1. Виды обучения ролям............................…………………… <переход> 5.2. Предписанные и достигаемые статусы...............………….<переход> 5.3. Способы разрешения ролевых конфликтов...........………. <переход>
Глава 6. КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ...................................…………………………..<переход> 6.1. Действие социального контроля....................……………..<переход> 6.2. Типология социальных отклонений.................……………<переход>
Глава 7. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕРВИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ..........................………………………<переход> 7.1. Социальные контакты..........................………………………<переход> 7.2. Социальные действия и взаимодействия..........…………….<переход>
Глава 8. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ………..<переход>
8.1. Социальные отношения и обмен ценностями.......…………<переход> 8.2. Отношения социальной зависимости и власти.....…………<переход>
Глава 9. СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ....…………..<переход> 9.1. Содержание понятия «социальный институт».......………..<переход> 9.2. Процесс институционализации.................………………….<переход> 9.3. Признаки социального института...............………………<переход> 9.4. Функции социальных институтов................………………<переход> 9.5. Институт семьи..............................………………………….<переход>
Глава 10. ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.......................................…………………………………..<переход> 10.1. Понятие «социальная группа»...................………………..<переход> 10.2. Виды квазигрупп.............................………………………..<переход>
Глава 11. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.....………….<переход> 11.1. Разделение групп по признаку принадлежности к ним индивида....................................……………………………<переход> 11.2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами................………………..<переход> 11.3.Групповая динамика...........................………………………<переход>
Глава 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.................................…………………………………<переход> 12.1. Внутренняя структура организации.............………………<переход> 12.2. Процессы управления в организациях.............……………<переход>
Глава 13. КЛАССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ............…………………<переход> 13.1. Базовые характеристики общества...............………………<переход> 13.2. Социальная стратификация.....................…………………..<переход> 13.3. Социальные классы..........................………………………..<переход>
Глава 14. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МАССОВОМ ОБЩЕСТВЕ...................................………………………………..<переход> 14.1. Сущность коллективного поведения.............……………..<переход> 14.2. Массовое поведение...........................……………………<переход> 14.3. Общественное мнение.........................……………………..<переход> Глава 15. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ...................……………………<переход> 15.1. Социальные и культурные изменения...........……………..<переход> 15.2. Виды социальных процессов..................…………………..<переход> Глава 16. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.................…………………….<переход>
16.1. Причины возникновения социальных движений.....……..<переход> 16.2. Условия развития и распространения социальных движений.............................………………………..<переход> 16.3. Личность и социальные движения...............………………<переход> Глава 17. ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ……………..<переход> 17.1. Виды социальной мобильности и механизм ее возникновения...................................………………………….<переход> 17.2. Последствия социальной мобильности............……………<переход> 17.3. Индивидуальная восприимчивость к социальной мобильности.....................................……………………………..<переход> 17.4. Процесс миграции в обществе.....................………………<переход> Глава 18. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ.................…………………..<переход> 18.1. Стадии протекания конфликта....................……………….<переход> 18.2. Характеристики конфликта.......................…………………<переход>
Краткий терминологический словарь.......................……………<переход> Литература..............................................………………………….<переход>
О Т А В Т О Р А
Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека — это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения. Важным шагом в этом направлении можно считать введение социологии в качестве обязательного предмета в системе высшего образования. Среди поведенческих наук социология выделяется сложностью предмета изучения, огромным объемом изучаемого материала, что связано в первую очередь со сложностью исследуемого объекта — современного общества. По этой причине для изучающих социологию важно прежде всего знать основные положения, концепции и определения, которые составляют каркас этой науки. Эти знания в дальнейшем помогут будущим специалистам в различных областях деятельности, ориентированных на взаимодействие с социальными группами, организациями и отдельными личностями, так как обеспечивают:
— более глубокое проникновение в мир социальных отношений, что практически дает возможность управлять человеческим поведением, уметь применять власть, гасить конфликты, проводить реформы и инновации в организациях и т.д.; — возможность взглянуть на окружающие нас явления с других позиций, увидеть многообразие окружающего социального мира. При этом открываются новые альтернативы, новые возможности для принятия жизненно важных решений; — понимание взаимосвязи социологии с другими науками, их значения в жизни общества. Изложение материала соответствует классической схеме: структура, содержание и принципы социологии; культура общества как необходимое условие существования и развития социальных структур; личность и общество; социальные связи, вовлекающие отдельных личностей в социальные общности; социальные общности — от простейших социальных образований до сложных и разнородных социальных классов и слоев; социальные процессы, представляющие социальные структуры в динамике, развитии. Указанная последовательность изложения позволяет рассмотреть практически все основные области, составляющие предмет социологии. Не претендуя на полный охват всех проблем социологии, мы тем не менее надеемся, что изучение данного материала позволит составить целостное представление о главных направлениях социологического знания. Однако в процессе преподавания полного курса социологии данную книгу следует применять вместе с учебниками по методике и технике социологических исследований, что позволит соединить знание общих проблем социологии с умением получать и обрабатывать конкретную социологическую информацию. Учебный материал, легший в основу данной книги, составлен на базе значительного количества зарубежных и отечественных учебников и монографий, статей и материалов социологических исследований; кроме того, здесь отражены разработки, выполненные лично автором. Изучение студентами материала данного учебного пособия является лишь первым шагом в освоении методов социологического анализа, который может применяться во многих областях деятельности: при оценке политических предпочтений, перед проведением выборов в органы государственной власти, для корректировки поведения членов организации и построения эффективных управленческих структур, при подборе и расстановке кадров организации, комплектовании управленческих команд, для разработки конкурентных стратегий для фирм, ориентации фирмы на рынке, при изучении потребительских предпочтений, при проведении оценки эффективности рекламной кампании и т.д.
Для применения полученных знаний в практической деятельности изучающим социологию помимо сведений из представленного учебного пособия необходимо: — научиться использовать полученные теоретические знания для оценки конкретных ситуаций, возникающих в повседневной жизни; уметь предвидеть и анализировать возможные последствия таких ситуаций; — углублять свои знания в отдельных, узких областях использования социологического анализа. Для этого необходимо изучение специальной учебной литературы по узкой социологической проблематике (например, таких учебников: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995; ПригожинА.И. Современная социология организаций. М., 1996; ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., 1996 и др.); — изучать специальную учебную литературу по проведению эмпирических социологических исследований, касающуюся прежде всего проблем формирования выборочной совокупности, измерения признаков социального объекта исследования, особенностей применения методов опроса, наблюдения и изучения документов, а также знать условия проведения социологических экспериментов; — научиться активно использовать полученные результаты и теоретические знания для активного воздействия на поведение людей в различных сложных ситуациях. С этой целью важно участвовать в социологические практикумах, тренингах и специальных деловых играх. В связи с этим автор ставит перед собой важную задачу обеспечения всего учебного цикла по социологии необходимыми учебными материалами, ориентирующими студентов в социологической науке и сфере эмпирических исследований. Реализации этой цели будет способствовать издание задачника по социологии и социологического словаря для студентов высших учебных заведений. Задачник по социологии будет содержать набор заданий, тестов и упражнений, выполнение которых позволит студентам свободно ориентироваться в различных ситуациях, возникающих в современном обществе, находить оптимальные пути выхода из сложных реальных положений, применять основные положения социологической теории по отношению к реальным событиям. Социологический словарь для студентов может оказать большую помощь в освоении ими основных теоретических концепций социологии; изучении социологической научной литературы; формировании социологического видения окружающих их действительности. Автор надеется, что эти книги, единые стилистически, доступные для студентов первых лет обучения, соотнесенные друг с другом в отношении понятийного аппарата и предлагаемых теоретических концепций, облегчат процесс обучения для преподавателей и помогут студентам освоить основы социологических знаний, что необходимо для ориентации в нашем сложном обществе.
Г л а в а 1
СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем? Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Подобно тому, как математика — наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов — в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. А индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей. Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира. Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые безусловно можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень — вот далеко не полный перечень великих средневековых ученых, поднимавших проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл весьма незначительную роль. Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, они рассматривают отдельного человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных Волевых усилий. В этот период итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1744) попытался создать основу новой науки об обществе, разработать схему «движения наций». Эта попытка осталась тогда единственной. В основном все исследования в данной области характеризовались отрывочностью, несистематичностью, поэтому нельзя сказать, что социология как наука возникла в то время. Анализ общества, поведения человека в группе, вопросов неоднородности и неравенства не привлекал достаточного внимания исследователей, и достижения в области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научной деятельности. Почему же наблюдалось такое отставание в изучении общественных явлений? Можно назвать несколько причин этого, заключавшихся в подходах к изучению социальных проблем. Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек, наделенный сознанием, обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным провидением. Согласно этому мнению, человек в любой момент по собственной прихоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве, устанавливать справедливый порядок, если это не расходится с Божественной волей. Человек свободен как птица, а разве есть возможность научного изучения траектории и направления ее полета? Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом, и способностью к обучению. Из этого бесспорно верного обстоятельства делался вывод о том, что самое главное — научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества. Люди, освоившие высшие ценности культуры и поведения, осознают выгоды и необходимость наилучшей модели, а потому могут устроить свою жизнь в соответствии с ней и установить наилучший социальный порядок и благоденствие. С точки зрения науки здесь интересны только два момента: определение оптимальных путей просвещения, распространения высокой культуры, а также разработка наилучшего кодекса человеческого поведения и разумного государственного устройства. Такие или подобные им, достаточно наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире довольно долго, до тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не привели к необходимости практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и др. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем. Однако выяснилось, что человек в обществе, хотя он и обладает сознанием и волей, имеет ограниченный выбор типа поведения. Действия других людей или просто их присутствие, рамки приличия, морали и законов, сложившиеся структуры власти, религиозные верования — все это ограничивает возможности проявления «свободной воли» человека и делает его поведение в значительной степени схожим с поведением членов социальной группы или общества, которому он принадлежит. Люди сами ограничивают свое поведение в ходе совместной жизни, подавляя природные инстинкты. Обычаи, мораль и законы, необходимые для повседневной жизни и соблюдения порядка, возникают и закрепляются в обществе исходя из их полезности для всеобщего блага. Эти ограничения создаются бессознательно в ходе повседневной практики, и люди, как правило, не замечают возникновения новых ограничений или отмирания старых до тех пор, пока это не становится свершившимся фактом. Ограничение выбора поведения отдельного человека со стороны группы или общества исключает спонтанность человеческого поведения, поступки и действия людей с усложнением социальных связей становятся все более упорядоченными, в них появляется повторяемость, закономерность. Это означает, что социальное поведение становится в известной степени предсказуемым. Появляется возможность для научного анализа вопросов взаимодействия индивидов, групп, различного рода социальных отношений. Конечно, люди не могут быть полностью ограничены рамками морали, они способны сознательно приспосабливаться к моральным нормам, видоизменять или избегать их. Другими словами, следует учитывать активность людей и некоторую возможность выбора ими новых форм отношений и взаимодействий. Существование такого выбора и активность людей приводят к постоянному изменению и развитию социальных отношений и культурных форм, которые выражаются в социальных процессах, также поддающихся изучению. Что касается точки зрения о «волевом и сознательном» переустройстве мира, то сейчас очевидна ее несостоятельность. Иисус Христос предложил человечеству наилучший моральный кодекс, основанный на любви к ближним, справедливости, бескорыстии и равенстве. Однако оказалось, что люди не могут справиться с такой вечной проблемой, как социальное неравенство, и даже если они действительно стремятся к всеобщей любви и справедливости, то прежде всего осуществляют эти принципы в отношении индивидов своей группы, будь то семья, замкнутый социальный слой или класс. Все благородные порывы разбиваются о естественную эгоистичность людей, видящих в своей группе центр Вселенной и игнорирующих нужды и потребности других людей, других групп. Таким же образом люди игнорируют и утопические «разумные» типы государственного устройства со всеобщим равенством, придерживаясь традиционных культурных норм и ценностей. Любые привнесенные извне схемы, отвергающиеся традицией, расцениваются как угроза культуре, культурному генофонду общества и отбрасываются либо сразу, либо через какое-то время. Следовательно, необходимо, прежде всего, подвергнуть научному анализу существующие социальные структуры, культурные образцы, взаимосвязи между членами общества, а затем уже на основе научного предвидения их развития осуществлять социальную реорганизацию, не отвергая, а, наоборот, используя сложившиеся формы существования людей и устанавливая необходимый социальный порядок. Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Человечество пришло к укрощению и использованию силы пара, открытию электричества, осуществило фундаментальные открытия буквально во всех областях естественных наук, в то время как в изучении человека и его места в обществе, человеческих взаимоотношений наблюдались бездействие и весьма значительное отставание. Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованныев своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий. Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе «Курс позитивной философии» (1842). Как и многие другие философы того времени, О. Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз «Порядок и прогресс», где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс — как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук. Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Как полагал О. Конт этот организм действует в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию он разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, что прежде всего необходимо изучение отдельных социальных фактов, их сопоставление и проверка, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель проводил лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии. Историческая и научная роль О. Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что закономерности социальной жизни в значительной степени отличаются от тех, с которыми имеют дело естественные науки. Классический период развития социологии. Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического «открытия» социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм. Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес К. Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого (рабочего) класса. К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы — это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей. Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, обусловленного неравенством, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем эти противоречия накапливаются, что вызывает новые столкновения, ведущие к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это, в конечном счете, становится причиной глобального классового конфликта и появления новой качественной определенности — бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация. Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса. Социология Макса Вебера. Для творчества Макса Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и социолога, характерны прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира. Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе — социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и остаются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, обеспечивая таким путем значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой. Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это прежде всего отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры. Вебер детально проанализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявлялись наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию — искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников. В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и практическом отношении. Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки. Он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий. Идеи Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. Э. Дюркгейм в отличие от Вебера считал, что общество — это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для Существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части становятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин «аномия» позволяет дать объяснение причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения. Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные ученые справедливо называют Дюркгейма классиком в области социологии. Подводя итог, можно сказать, что название науки «социология» (буквально — наука об обществе), столь удачно примененное О. Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|