Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурные элементы и комплексы




 

Было бы большим упрощением рассматривать культуру только как совокупность обычаев и нравственных норм. Ее можно представить также в виде организованной системы поведения. Рассмотрим неко­торые элементы этой системы.

Культурные элементы и комплексы. Изучение структуры куль­туры началось с 1949 г., когда американский исследователь Э. Хобель предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, которая получила название культурного элемента. По определению Хобеля, культурным элементом называется «считающаяся более не­делимой единица поведенческого образца или материального продук­та» [167, с. 499]. Элементами материальной культуры могут быть та­кие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвертка или носо­вой платок. Элементом нематериальной культуры может явиться по­жатие руки или приподнятое шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги, поцелуй как форма приветствия и др. Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих эле­ментов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен.

Может ли танец быть культурным элементом? Очевидно, нет, так как это совокупность элементов, включающая танцевальные шаги, му­зыкальный и ритмический аккомпанементы и др. Но важнее то, что та­нец несет и смысловую нагрузку, отражает определенные обычаи и нор­мы — это и религиозный церемониал, и ухаживание или просто празд­ничное настроение. Здесь культурные элементы комбинируются в культурный комплекс, элементы которого взаимосвязаны. Например, зна­ние индивида относительно какого-либо культурного комплекса состо­ит из отдельных культурных информативных элементов, каждый из ко­торых несет определенную смысловую нагрузку. Культурные ком­плексы распознаются на основе отдельных элементов: по одному эле­менту индивид может представить себе весь культурный комплекс.

Комплекс является промежуточным звеном между культурным элементом и культурой института или институциональной культурой. Культуру института можно представить как серию культурных ком­плексов, определяющих наиболее важные виды человеческой актив­ности. Например, институт семьи включает в себя культурный ком­плекс выбора партнера, свадебный культурный комплекс, медовый ме­сяц, культурный комплекс заботы о детях и т.д. Но не все комплек­сы являются принадлежностью социальных институтов. Существуют системы комплексов, группирующихся вокруг менее важных видов деятельности, таких, например, как коллекционирование марок. Это относительно независимый культурный комплекс. Таким образом, ка­ждый вид человеческой деятельности содержит специфические куль­турные комплексы, которые путем анализа можно разложить на ря­ды отдельных культурных элементов.

Субкультуры и контркультуры. Культура современного общест­ва включает в себя множество культурных комплексов, которые мо­гут быта взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятель­ности по управлению людьми, по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллек­ционирование каких-либо предметов).

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных об­разцов, которые принимаются и разделяются всеми членами обще­ства. Эту совокупность принято называть доминирующей или все­общей культурой. В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплек­сы, не разделяемые всеми членами данного общества. Иммигрант­ские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут в настоящее вре­мя, и культурных комплексов, принятых на их прежнем месте жи­тельства.

Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических сту­пенях в процессе распределения общественного продукта, обычно раз­вивает способы поведения, отличающие ее от всего остального об­щества, а также свою культуру. Юношество имеет свой специфиче­ский стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном язы­ке общения, который взрослые не всегда могут понять,— таким образом создается молодежная культура. Каждый социальный инсти­тут стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выража­ется в существовании таких систем комплексов, как «культура пред­приятия», «культура школы», «культура управления». Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институтам про­изводства, образования, управления. Такие термины, как «армейская жизнь», «богема», «жизнь в коммуналке», отражают картину куль­турных особенностей, разных типов социальных взаимодействий. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, до­минирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, на­зываются субкультурами.

Субкультурные различия в современном обществе определяют­ся национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, со­циально-классовыми и многими другими различиями между людь­ми. В литературе, в художественных произведениях можно найти мно­жество примеров описания взаимодействия и столкновения суб­культур, но серьезных исследователей по этому вопросу крайне мало. Между тем изучение субкультур весьма важно, поскольку ка­ждое общество имеет не просто общий вид культуры, но достаточ­но пеструю мозаику из по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках определенной субкультуры. Иммигрант может жить в основном внутри имми­грантской субкультуры, а жена военного — в военной зоне. Она мо­жет иметь мало контактов с гражданскими людьми или их ценностя­ми. Дети проходят через несколько возрастных культур, часто огор­чая мать, которая оперирует ценностями другой возрастной суб­культуры.

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоя­тельств субкультура может культивировать образцы поведения, про­тивоположные доминирующей культуре. Социологи полагают, что тер­мин контркультура относится к субкультурам тех групп, которые не только отличаются от доминирующих образцов, но и бросают им вы­зов. Шайка бандитов, например, не лишена стандартов поведения и нравственных норм; напротив, она имеет ярко выраженные стандар­ты и нормы, но совершенно противоположные всеобщим, общепри­нятым нормам данного общества. Субкультура бандитской шайки всту­пает в конфликт с культурой общества. Группа бандитов обучает мо­лодежь такой культуре, которая находится в оппозиции к доминирую­щей; отсюда возникает возможность дальнейшего распространения контркультуры. Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, по­пулярном в 60-х-70-х годах на Западе. Хиппи проповедовали куль­туру, в которой труд представляется нежелательным, а воздержан­ность — ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патрио­тизм признавался ненормальностью, стремление к приобретению ма­териальных благ — недостойностью.

Таким образом, существовали образцы поведения, полностью противоположные основным нравственным нормам, принятым в за­падных странах. Следовательно, если с помощью субкультур инди­вид может разными путями воспринять и реализовать базисные цен­ности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего контркультура воз­никает в результате неудачного следования доминирующим культур­ным образцам.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...