Археология восточнославянских летописных «племен», Этноопределяющие элементы в материальной культуре
Летописные славяне на землях Восточной ЕвропыВ начале 7 в. летописец монах Киево-Печёрского монастыря Нестор создаёт “Повесть временных лет”, в которой рассматривает вопрос о том: “откуда есть пошла земля русская”. В основу его трудов ложится Библия со своём сказании о потопе. Но дунайская прародина славян Нестору ближе; именно с дунайских берегов, из Прикарпатья и переместились славяне со Среднее Поднепровье.В 6 – 3 в.в. до н. э. на территории Европы и Азии проживали индоевропейцы, которые сливались со здешними жителями и создавали новые общности людей. В последствии из индоевропейцев выделились несколько групп: 1. восточная группа языков и народов – индийцы, иранцы, армяне, таджики. 2. западноевропейская – англичане, германцы. 3. славянская – восточная, западная и южная. До 3 тысячелетия до н.э. индоевропейцы говорили на одном языке и молились одним богам. На рубеже 3 – 2 тысячелетия до н.э., в период бронзового века, индоевропейцы начали обособляться. Предки славян расселились в районе реки Вислы. Затем они переместились до Одера на западе и Днепра на востоке, на юге -–Карпаты, Дунай, на севере – Припять.Во второй половине 2 тысячелетия появились бронзовые орудия, за счёт чего усилилась военная активность. Начались завоевания, переселения. В связи с этим появились новые группы праславян. 1. Северная половина Центральной Европы. 2. На востоке, с центром в Поднепровье, где и возникло восточнославянское государство – Русь.В 7 – 8 в.в. славяне уже составляли значительную часть населения Восточной Европы. Здесь они встретились с более ранними балтским и угро-финским населением. Между ними наладились дружеские отношения в связи с тем, что имела место очень маленькая плотность населения, от чего пришельцам не было необходимости силой отнимать землю. Славяне принесли более высокую земледельческую культуру, что давало возможность к обмену опытом. Посёлки 1 – 5 дворов. Бедные хижины. Небольшая полуземлянка с полом на 1 – 1,5 метра ниже уровня земли. Деревянные стены, крыша обмазана глиной. Внутри: глиняная или каменная печь без дымохода. Площадь жилья 10 – 20 метров. Посёлки обносились земляными валами и частоколом. Главное занятие – земледелие. Но в 7 веке славяне не знали 2 – 3х полья. Они появились с 7 – 8 веках. До 7 века существовало подсечное земледелие в лесах и залежное в лесостепях. В 7 – 8в. появилось унавоживание почвы, поэтому землю перестали бросать. С 7 – 8в. начали пахать, а до этого – рыхлили. Это привело к появлению новых орудий труда: в 7 – 8 веках – рало, в 9 веке – плуг, а в лесной зоне появилась соха. Основные сельхоз.культуры – пшеница, ячмень, просо, на севере – рожь, овёс. Разводили скот. Рыболовство, бортничество. Развитие хозяйства привело к разложению родовой общины, появилась соседская община. Ремесло отделилось от земледелия.Ремесленники селились на пересечении торговых путей, где находились религиозные
Вопрос 56 АРХЕОЛОГИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ «ЛЕТОПИСНЫХ ПЛЕМЕН»,этноопределяющие элементы в материальной культуре АРХЕОЛОГИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ «ЛЕТОПИСНЫХ ПЛЕМЕН»,этноопределяющие элементы в материальной культуре - раздел Педагогика, Предмет, источники, задачи археологии Карта Расселения Восточнославянских Объединений (Согласно «Повести Временных... Карта расселения восточнославянских объединений (согласно «Повести Временных Лет»). Древности восточнославянских «племен» по данным археологии. Исследования А.А.Спицына ареалов расселения восточных славян. Этноопределяющие украшения. Древности полян, северян, вятичей, словен новгородских, кривичей, дреговичей, радимичей. Перстнеобразные, браслетообразные, семилучевые, семилопастные, ромбощитковые височные кольца. Крупнозерененые бусы. Общее и особенное в материальной культуре восточнославянских объединений.
Восточнославянские курганы и грунтовые могильники. Погребальный обряд и его эволюция. Трупосожжение (кремация) и трупоположение (ингумация). Погребения в ямах и на горизонте. Языческие и христианские верования восточных славян и их отражение в археологическом материале. Исследования А.В.Арциховского, Б.А.Рыбакова, В.В.Седова.
– Конец работы – Эта тема принадлежит разделу: Предмет, Источники, Задачи Археологии Археология греч архайос древний логос наука отдел исторической науки изучающий развитие человеческого общества и закономерности этого... В археологии различают предмет и объект исследования Под предметом... Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: АРХЕОЛОГИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ «ЛЕТОПИСНЫХ ПЛЕМЕН»,этноопределяющие элементы в материальной культуре Вопрос 58 Топография, планировка, застройка, фортификация городов Древней Руси Топография, планировка, застройка, фортификация городов Древней Руси - раздел Педагогика, Предмет, источники, задачи археологии Из Века В Век Число Городов На Руси (По Сведениям Летописей И Других Документ... Из века в век число городов на Руси (по сведениям летописей и других документов) росло, наглядно демонстрируя успехи процесса градообразования: в IX—X вв. — появилось 25 городов; в XI в. — 64; в XII в. — 135; в XIII в. (до 1237 г.) — 47. И если некоторые из них в своем развитии еще не достигли городского уровня, это не слишком нарушило сложившуюся картину. Конечно, цифра 300 городов (по 20—25 в среднем на одно княжество) может показаться несколько преувеличенной для Древнерусского государства середины XIII в. Однако, учитывая интенсивное развитие самостоятельных русских княжеств во второй половине XII — начале XIII в., она не вызывала принципиальных сомнений... Раскопки показывают, что на территории древнерусских княжеств в X—XIII вв. имелось около 1500 (1395) укрепленных поселений, из которых лишь 414 поименованы в письменных источниках. Из этих 1395 укрепленных поселений Руси X— XIII вв. 862 тщательно обследованы археологами. Именно данные об этих памятниках внесены в диаграмму. Из подсчетов исключено 14 крупнейших центров Руси: Киев, Белгород, Переяславль, Чернигов, Галич, Владимир-Волынский, Полоцк, Смоленск, Новгород, Ростов, Суздаль, Владимир, Муром, Рязань. Словом «город» в широком смысле именовался любой укрепленный пункт и даже его жители. Вместе с тем существовало и более узкое понятие города — жизненно важного центра в территориально-административной системе земель-княжений. Гибель или запустение таких городов свидетельствовали о тяжелом разорении всего княжества.
Для IX—начала XI в. характерны укрепленные поселения сельских общин, племенные центры, зарождающиеся усадьбы-замки, дружинные лагеря-станы, укрепленные центры волостей и погостов, ранние города, сторожевые крепости (со второй половины X в.). Для этого времени выделить малые города как особый тип городских поселений нельзя. В это время сосуществуют поселения с различным набором функций, многие из которых связаны с отживающим родо-племенным строем. Молодое государство наделяло некоторые из таких пунктов новыми — военно-политическими и административно-хозяйственными — обязанностями. Эти обстоятельства способствовали их ускоренному развитию по пути становления города. Ведь здесь скапливались дружинники, представители княжеской администрации, выходцы из местной родо-племенной знати. Они нуждались в изделиях ремесленников, товарах купцов. Сюда стекались дани — часть прибавочного труда населения обширных территорий. Это — время активных градообразовательных процессов на Руси, особенно в Среднем Поднепровье и на Волыни. Лишь Киев и Новгород, Чернигов и Полоцк по данным археологических раскопок имеют вполне «городской» характер уже во второй половине X—начале XI в. Здесь обнаружен не один-два, а почти исчерпывающий набор признаков, свойственных как ранним, так и более поздним городам. Существенная особенность этих памятников состоит в том, что они развивались на основе предшествующих славянских поселений. К ним близки по характеристикам Вышегород, Белгород, Переяславль, Новгород-Северский, Любеч, Перемышль, Галич, Витебск, Ладога, Псков. В XI—первой половине XII в. — феодальные усадьбы-замки, административно-фискальные центры волостей и погостов, сторожевые крепости, города. Характерные черты этого периода — расширение географии градообразовательного процесса и формирование иерархической структуры городских центров. Вслед за Киевом опережающими темпами растут Чернигов, Переяславль, Полоцк, Новгород, к которым во второй четверти XII в. присоединяются Смоленск, Суздаль и Владимир-Волынский. В этих городах укрепляются самостоятельные княжеские столы. Они организуют и подчиняют себе обширные территории, повсеместно внедряя дань и суд. Вокруг них складывается система из меньших городских центров, некоторые из них вскоре возглавляют удельные княжества. Середина XII—середина XIII в. — феодальные усадьбы-замки, административно-фискальные центры волостей и погостов, сторожевые крепости, старшие и младшие (пригороды) города, в число которых входят и удельные центры. Опираясь на археологические данные и сведения письменных источников, из общего числа хорошо изученных 758 укрепленных поселений середины XII—середины XIII в. городами можно признать 82 (10,8 населенных пункта, включая и крупнейшие столичные центры. Город был плотно застроен однокамерными срубами (3X4; 4,2X4,4 м). Дома стояли тесно друг к другу. Улицы мостились деревом. При раскопках найдены обломки древнерусской гончарной посуды, сошники, серпы, косы, топоры, тесла, сверла, пробойники, наконечники стрел, копий, дротиков, части пластинчатого панциря, шпоры, удила, каменная литейная формочка, ножи, ножницы, замки и ключи к ним, кресала, пряжки, перстни, браслеты, биллоновый колт, обломки стеклянных браслетов, изделия из кожи, кости и дерева. Функциональная структура городов Наиболее распространено мнение, что в крепости с древнейших времен располагалась княжеская резиденция, размещалась дружина и феодально зависимое обслуживающее население, а на посаде — ремесленники и купцы
Вопрос 59 Археология Киева Археология Киева - раздел Педагогика, Предмет, источники, задачи археологии Произведения Искусства Древнего Киева В Течение Последнего Десятилетия Археол... Произведения искусства древнего Киева в течение последнего десятилетия археологи начали обнаруживать все больше и больше. Самым щедрым на открытия стал сезон 1998 года, принесший несколько примечательных изделий византийских мастеров; некоторые из них могли быть изготовлены и в Киеве.Сказанное, несомненно, относится к большому шиферному рельефу, найденному 17 марта 1997 года на территории Михайловского Златоверхого монастыря, теперь вновь отстроенного. В технике рельефной резьбы в соответствии с установившейся в восточнохристианском искусстве иконографической схемой здесь изображено чудо обращения в христианство великомученика Евстафия Плакиды - сюжет, известный по образцам каменной резьбы и особенно книжной миниатюры2. Первоначально эта плита находилась над входом в построенный князем Изяславом Ярославичем в 1060-е годы собор Димитриевского монастыря, расположенного рядом с появившемся лишь в начале XII века Михайловским Злаговерхим 3.
В 1998 году в том же монастыре археологи в числе различных вещей домонгольского времени обнаружили шлифованный миниатюрный каменный топорик примерно IV тысячелетия до Рождества Христова, точнее, его сохранившуюся часть размерами 5,1х3,4х2,2 см4. Интересно, что обе стороны изделия украшены изображениями Богоматери Великой Панагии и первомученика архидиакона Стефана, безупречными по рисунку. Это можно объяснить желанием превратить языческий амулет в произведение христианского искусства - так, к примеру, около 1128 года наносили на поверхность двинских, или Борисовых, камней в Беларуси кресты с надписями5. Изображения на ритуальном топорике-амулете по манере исполнения подобны фигуркам на византийских иконах - менологиях - с их изящными фронтальными ракурсами. Иконография и стиль вместе с эпиграфическими признаками сопроводительных надписей позволяют датировать их первой половиной XII века. Рельеф углубленный, обычный для гемм, довольно хорошо известных в Византии, унаследовавшей это искусство от античности.При раскопках на Большой Житомирской улице, 20 в 2001 году была открыта фрагментарно сохранившаяся византийская икона из глинистого сланца голубого оттенка (12,8х8,8х0,4-0,6 см). Она расколота на несколько частей, в целом образующих створку диптиха с почти полукруглым завершением, плоскость которого заполнена попарно расположенными в три ряда композициями праздничного цикла: Вход Господень во Иерусалим, Распятие, Сошествие во ад (Воскресение), Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов и Успение. Подобное расположение предполагает размещение на другой части диптиха сюжетов Благовещения, Рождества Христова, Сретения, Богоявления, Преображения и Воскрешения Лазаря (примером может служить диптих XII века в Кити возле Ларнаки на Кипре). Эти каменные диптихи генетически связаны с образцами X-XI веков, изготовленными из слоновой кости. На киевском фрагменте удовлетворительно сохранились лишь изображения Распятия, Вознесения и Успения, от других остались только части композиций, впрочем, опознаваемых. Из числа известных стеатитовых рельефов данной группы полный цикл представлен только на иконе в ризнице Толедского собора. Сюжеты ее нижней части по тематике идентичны композициям киевской находки, хотя и различаются в деталях. По особенностям художественного стиля данное произведение датируется примерно 1200 годом; не исключено, что резьба выполнялась в начале XIII века мастером, осевшим в Киеве после 1204 года. Рельеф был расписан и позолочен.Фрагмент еще одной стеатитовой иконы обретен при раскопках 1998 года на территории Михайловского Златоверхого монастыря. Обломок (3,6х7,3 см) представляет собой часть полукруглого завершения пластины толщиной 0,45-0,6 см, ширина которой достигала 12,0 см. Произведение имело рельефное обрамление. На гладкой лицевой поверхности, тщательно обработанной (в отличие от оборотной стороны), - рельефное погрудное изображение Христа. Безупречный рисунок сочетается с изысканной резьбой и полихромией. Лик классического типа, с тонкими чертами, короткой бородой и долгими прядями волос, ниспадающими на левое плечо. Голову окружает нимб обычного византийского типа. Складки хитона и край гиматия, покрывающий правое плечо, демонстрируют скульптурную манеру резчика. Первоначально голубой фон плотно усыпали золотые звезды. Одежда и рельефная полоса тоже позолочены. Характер верхней части фигуры Христа позволяет предположить распростертое положение рук, благословляющих или возлагающих венцы на головы святых. Сюжет увенчания святых в иконографии встречается уже около 543 года на мозаиках базилики в Паренцо, позже - преимущественно на молидовулах и стеатитовых иконках XII века6. Киевская находка - несомненно, константинопольского происхождения - их современница.В том же 1998 году и в том же монастыре был найден обломок каменного крестика - фрагмент округлой формы диаметром 1,8 см, служивший медальоном верхнего конца, с рельефным погрудным изображением Богоматери; ниже уцелела часть нимба вокруг головы распятого Христа. Среди каменных крестов из Поднепровья аналогичных нет. Более вариативны формы резных каменных крестов византийского ареала, но и среди них подобные отсутствуют7. Такие изображения встречаются на резных византийских камеях XII-XIII веков, а также на западных, выполненных в подражание последним8. Принадлежность изделия резцу греческого мастера не вызывает сомнений. Стиль, пластические качества, эпиграфические признаки монограмм Богоматери - явно XIII века.Адрес следующей находки 1998 года - угол Владимирской и Софийской улиц. Это каменная иконка с изображением мучеников бессребреников Космы и Дамиана, справедливо датированная первой половиной XIII века и отнесенная к стилистической группе "мастера Распятия". Она имеет размеры 4,2х3,4х0,5 см и сравнительно хорошо сохранилась: отбит лишь нижний левый угол и в различных местах есть сколы. Резьба выполнена в невысоком рельефе с орнаментированными краями плащей и обрамлений широких нимбов вокруг голов, равно как и свитков в руках. Вопрос 60
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|