Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание № 1. (теоретическое задание)




1.Предметом изученияобщей психологии являются общие закономерности воз­никновения, функционирования и развития психики, и на нее опираются все психологические отрасли. Важнейшая задача общей психологии — раскрытие психологических закономерностей формирования человека как личности.

Задачи психологии:

· исследование реф­лекторной природы психики вообще и сознания человека в особенности.

· изучение законо­мерностей развития психики в животном мире, в истории человеческого общества и у отдельного человека в течение его жизни.

· выяснение основных ста­дий развития психики у животных в зависимости от изме­нения природных условий жизни организмов;

· изучить, как возникло сознание людей и как оно изменялось в течение исторической жизни общества; исследовать закономернос­ти развития психики детей в условиях их воспитания. Сознание человека имеет сложное строение.

Специальной задачей психологии является выяснение структуры сознания и вместе с тем детальное изучение определенных форм его проявления — психических про­цессов, психических состояний и психических свойств личности.

Одна из существенных задач психологии — исследова­ние психологической стороны различных видов деятель­ности человека.

 

2.Основные методы исследования в психологии:

· наблюдение за поведением пациента,

· эксперимент: лабораторный и в естественных условиях,

· анкетирование - анкетный опрос

· беседа с пациентом (сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения),

· интервью,

· исследование продуктов деятельности пациента (письма, рисунки, дневники, поделки и т.п.)

· клинические диагностические тесты.

Наблюдение:

Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путём прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Опрос – это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Тесты предполагают чёткую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно проверенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

 

3.Сознание — это высший уровень отражения действи­тельности, проявляющийся способностью личности от­давать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответ­ствии с ситуацией управлять своим поведением. Сознание имеет активный характер и неразрывно связано с деятельностью, речью.

Важную роль среди различных свойств сознания играет его ориентирующее качество. Здоровый психически человек способен ориентироваться в месте, времени, окружающей обстановке, собственной личности. При патологии это свойство сознания нарушается.

Функции сознания: познание; переживание; отношение к миру и людям; регулирование поведения, деятельности.

Характеристики сознания:

1. Самосознание (индивидуальное) – это сознание отдельно взятого человека, с помощью которого он исследует самого себя, осознает собственный окружающий мир, производит самооценку своих поступков и себя самого в целом, осознает собственное положение в системе общественных и производственных отношений.

2. Общественное сознание - отражение общественного бытия, включает в себя политические, правовые, философские взгляды, моральные нормы, отношение к окружающим людям; влияет на индивидуальное сознание.

3. Низший уровень сознания (бессознательное) – совокупность психических процессов, актов, состояний, когда человек не отдает себе отчета.

4. Автоматизированные навыки – движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся (и поэтому стали неосознанными).

 

4.Психика — это отражение мозгом реальной дей­ствительности, проявляющаяся у человека в трех ви­дах психических явлений (структура): психические процессы, психи­ческие состояния, свойства личности.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

- Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

- Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

- Преломляется через индивидуальность человека;

- Психическое отражение углубляется и совершенствуется.

Психические состояния, психические процессы и свой­ства личности тесно связаны между собой.

Психические процессы — элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психичес­кой деятельности. Они наиболее кратковременны — от долей секунд до десятков минут. Например: ощущения, восприятие, мышление, эмоции и чувства, память, воле­вые процессы и т.д.

Психические состояния сложней и длительней, они могут продолжаться до нескольких недель. Например: со­стояния бодрости, подавленности, работоспособности или усталости и т.д.

Свойства личности наиболее продолжительны и при­сущи человеку в течение всей жизни, либо длительного времени.

Все психические явления проявляются вовне как дей­ствия и поступки человека, из которых складывается его деятельность, которой он активно преобразует внешний мир.

 

5.Ощущение и восприятие — это источник наших по­знаний о внешнем мире и собственном «я», а также осно­ва для построения общих представлений и понятий.

Ощущение—это отражение отдельных свойств пред­метов окружающего материального мира и собственного организма (цвет, свет, тепло, боль и т.д.), результат воз­действия предметов внешнего мира и собственного тела на органы чувств. Физиологической основой ощущений является работа анализаторов.

Нарушения ощущений могут возникать, например, при органическом или функциональном нарушении нервных проводников, в частности, сосудистой иннервации:

· Гиперэстезия — повышенная чувствительность к дей­ствию на органы чувств физических стимулов, являю­щихся для них адекватными.

· Гиперпатия — болезненное повышение чувствитель­ности, когда обычные безвредные раздражители вызыва­ют боль и другие неприятные ощущения, такие как зуд, тяжесть и т.д.

· Гипостезия (пониженная чувствительность).

· Анестезии (отсутствие чувствительности).

· Парестезии (жжение, покалывание, стягивание и т. д.).

Восприятие — это целостное отражение предме­тов, ситуаций и событий, возникающее при непосред­ственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Расстройства восприятия могут вызвать инфекционные агенты, отравления, интоксикации:

· Агнозия — нарушение различных видов восприятия.

· Иллюзии — искаженное, ошибочное восприятие ре­ального объекта.

· Галлюцинации—восприятие без объекта, ложные восприятия.

· Дереализация - нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным (как «через стекло»).

 

6.Эмоции (от франц. émotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий,их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Большинство эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей:

- Настроение – это ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Страсть – длительная и интенсивная эмоция, способная организовать и стимулировать деятельность человека.

- Аффект – предельно выраженная, но кратковременная эмоция; происходит очень сильное возбуждение подкорковых центров, которое приводит к торможению корковой деятельности, вследствие этого происходит сужение, а при патологическом аффекте – и кратковременное выключение сознания.

Патология эмоций наблюдается в виде несоответствия переживаний истинному значению окружающих воздействий:

1. Эйфория – приподнятое настроение не соответствует объективной реальности.

2. Мания – характерна для маниакальной фазы маниакально-депрессивного психоза, наряду с повышенным настроением наблюдается повышенная активность, ускоренное течение мыслей.

3. Дисфория – проявляются не соответствующие обстоятельствам кратковременное недовольство, угрюмость, раздражительность, злобность (больные эпилепсией).

4. Депрессия – длительное угнетенно-подавленное настроение с мрачной оценкой прошлого и настоящего и пессимистическими взглядами на будущее.

5. Эмоциональная лабильность - легкая смена настроения от несколько грустного к повышенному без какого-нибудь значительного повода.

6. Апатия (эмоциональная тупость) – болезненное безразличие к событиям внешнего мира, к своему состоянию, полная потеря интереса к какой-либо деятельности.

 

7.Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

Мыслительные операции – это мыслительные действия:

· Анализ – расчленение сложного объекта на составляющие его части.

· Синтез – аналитико-синтетический процесс мышления переходить от частей к целому.

· Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение.

· Обобщение – свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинную познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явленийвыделяются существенные общие признаки.

· Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.

· Классификация – группировка объектов по существенным признакам.

· Конкретизация (от лат. concretio – сращение) – познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация – высший этап в познании объективного мира.

 

8. Память — это отражение объективной действи­тельности, заключающейся в запоминании, сохране­нии и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в нашем опыте.

Память — это отражение прошлого опыта, за­ключающееся в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было вос­принято, пережито или сделано.

Память человека тесно связана с его мышлением, во­лей, чувствами и другими психическими процессами.

Путем образования ассоциаций в процессе получения информации происходит запоминание, которое может носить непроизвольный характер. Непроизвольному за­поминанию способствует сильное чувство (радость, страх, отвращение, особое физиологическое состояние и др.). Этот способ запоминания имеет определенное, положительное значение, на нем построена память в начальном периоде усвоения знаний.

Основная роль в нашей жизни и деятельности принад­лежит произвольной форме запоминаний. Наиболее ха­рактерной чертой произвольного запоминания, кроме волевого акта, является обязательное присутствие моти­ва, решающей задачи.

Расстройства памяти — снижение или утрата способ­ности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. При различных заболеваниях могут стра­дать отдельные компоненты памяти, такие как запоми­нание, удержание, воспроизведение.

Наиболее частые расстройства: гипомнезия, амнезия и парамнезия. Первое — снижение, второе — выпадение памяти, третье — ошибки памяти. Кроме того, имеется гипермнезия — повышенная способность к запоминанию.

 

9. Речь – индивидуальное использование общественно выработанных обозначений, языковых знаков.Мысль формируется посредством ее речевого формулирования.

Речь подразделяется навнешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения): в ней используются специфические коды. Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов.

Сформулировать мысль – значит объективизировать ее, облечь в обобщенные языковые значения. Отношение речи к мышлению – отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления – законами всеобщих взаимосвязей.

В основе речи лежит координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, где находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.

Определенная направленность психической деятель­ности, сознания человека на избирательное восприятие предметов и явлений называется вниманием.

Расстройства внимания или нарушения внимания — патологические изменения направленности, избиратель­ности психической деятельности.

Выделяют такие виды расстройства внимания, как сужение объема внимания, неустойчивость внимания. К расстройствам внимания можно отнести определенные типы невнимательности.

· Сужение объема внимания — человек одновремен­но может воспринимать только небольшое число объек­тов.

· Неустойчивость внимания — нарушена концентра­ция внимания и наблюдается его отвлекаемость на по­бочные раздражители.

10.Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность. Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Структура личности:

1. Способности и потребности

2. Интересы, убеждения, направленность личности.

3. Темперамент и характер.

4. Волевые качества и др.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – этонаправленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Особенностью личности является и ееобособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу. Каждая личность формирует собственнуюстратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации.

 

11.Темперамент(от лат. temperamentum – соотношение, смешение частей, соразмерность) комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И. П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов –сила, уравновешенность и подвижность.

Различаются четыре основных вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив.

Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях; Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений.

Реакции флегматика несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца.

Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован – занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки.

 

12.Интеллект (от лат. intellectus – ум, рассудок, разум) – устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненными ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума. Основными качествами человеческого интеллекта являются:

Пытливость ума – стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, преодолевать шаблонность мышления.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте.

Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке.

Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы (креативность мышления).

Нарушения мышления и интеллекта:

Слабоумие врожденное – олигофрения (недоразвитие головного мозга в результате генетических нарушений, внутриутробных повреждений или заболеваний детского возраста)

Слабоумие приобретенное – деменция (является следствием органического поражения головного мозга в более позднем возрасте, чаще всего при старческом слабоумии, атеросклерозе сосудов головного мозга, травмах головного мозга).

 

13.В переводе с греческого языка слово "характер" означает "печать", "оттиск", а в смысловом значении – отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека.

Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Характер – социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческий синдром. Единство характера не исключает, однако, того, что в различных жизненных обстоятельствах у одного и того же индивида реализуются различные и иногда даже противоположные его качества.

Основные черты характера:

1. Отношение личности к другим людям и обществу в целом.

2. Отношение к своему общественному долгу.

3. Отношение к самому себе.

4. Проявление волевых качеств.

В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства, возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы. Однако поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целенаправленное его формирование осуществляется и в зрелом возрасте.

Итак,характер – это система устойчивых, обобщенных способов поведения, обусловленная жизненной стратегией индивида. Физиологическая основа поведения индивида охватывается понятием "темперамент", социально обусловленная же сфера его поведения – понятием "характер". Темперамент более соотнесен с природно-бессознательной сферой, со сферой эмоций, характер – с волевой сферой. Характер человека – обобщенный итог его жизнедеятельности в условиях определенной социальной среды.

 

14.Направленность личности – ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.

Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности.

Различаются следующие особенности направленности личности.

1. Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности – нравственность ее повседневного поведения, соответствие нравственности личности прогрессивным социальным идеям, идейность личности

2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных стержневых интересов – целеустремленность личности.

3. Степень устойчивости отношений – последовательность и принципиальность личности, или цельность личности.

Ценностные ориентации определяют всю жизнедеятельность личности. Ценность – это значимость для человека определенных явлений. Ценностями могут быть как главные цели жизни, так и принципы ее организации (честность, достоинство и т. п.). Ценности определяют диапазон возможных вариантов решений сложных жизненных проблем.

Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определенных социальных отношений, социальных ценностей.

Итак, поведение личности определяется ее направленностью. Направленность личности – это ценностно-ориентационная категоризация ее сознания. Направленность личности определяет всю систему ее побуждений, систему ее стратегических и тактических целей.

 

15.Воля – сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная мобилизация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность. Воля – социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений.

Волевая активность субъекта, приводящая к социально значимым результатам, называется деянием. Человек отвечает за свои деяния, даже за те, которые выходят за пределы его намерений. (Отсюда в юриспруденции существуют две формы вины – в форме умысла и неосторожности.)

Настойчивое и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершение начатых дел, во что бы то ни стало, избегание малейшего безволия, безответственности – таков путь формирования и укрепления воли.

Все волевые действия подразделяются на простые и сложные.

Простые волевые действия состоят из трех структурных элементов: 1) мотив, совмещенный с целью; 2) исполнение действия; 3) оценка результата. Простые действия обычно не связаны со значительными волевыми усилиями и реализуются в форме навыков.

Более развернутую структуру имеют сложные волевые действия. В структуре сложного волевого акта существенны стадии формирования цели, предрешения, моделирования значимых условий деятельности, программирование исполнительских действий, обработка текущей информации о достигаемых промежуточных результатах, текущая коррекция действий и оценка итогового результата.

 

16.Психогигиена - это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья.

Цель психогигиены – разработка системы мероприятий, направленных на формирование, поддержание и укрепление психического здоровья. В психогигиене выделяют следующие разделы:

1.Возрастная психогигиена разрабатывает систему мероприятий, соответствующих возрасту. Особое место занимает психогигиенические мероприятия детства и старческого возраста. Воспитание, режим питания, отдыха, обучения и т.д.

2.Психогигиена быта разрабатывает систему мероприятий для людей с ослабленной и нестабильной психикой, меры предупреждения бытового пьянства, алкоголизма, наркомании.

3.Психогигиена трудовой деятельности и обучения разрабатывает систему мероприятий в сфере трудовой деятельности, направленную, прежде всего на соблюдение принципов профпригодности, выполнение мероприятий по профориентации, предупреждение трудовых конфликтов, состояния утомления и монотонии в процессе труда. Отдельно рассматриваются мероприятия по соблюдению принципов психогигиены в учебной деятельности (умственный труд).

4.Психогигиена семьи и сексуальной жизни - система мероприятий, которая способствует формированию благоприятной атмосферы в семье для супругов и детей.

5.Психогигиена коллективной жизни регулирует взаимоотношения людей в семье, производственной среде, школьном классе и в других коллективах, разрабатывает мероприятия по учёту совместимости участников общения.

Психогигиена в медицине берет начало в психиатрии. В 1948 г. создана Всемирная организация психического здоровья, основной задачей которой является разработка концепции психического здоровья и мер по его сохранению.

 

17.Социализация личности (от лат. socialis – общественный) – формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения.

В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами использования социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.

Источниками социализации личности являются:

· опыт раннего детства – формирование психических функций и элементарных форм поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно восполнимы в более зрелом возрасте);

· социальные институты – системы воспитания, обучения и образования;

· взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.

Социализация – не механизм наложения на индивида "готовой социальной формы", а процесс активного самопостроения личности, который стимулируется определенными социальными условиями. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация индивида связана с выработкой у него адекватного отношения к социальным ценностям. У каждого поколения возникают свои проблемы включения в жизнь. Социализация не означает "подгонки" новых поколений под прежние социальные ценности и традиции. Исторический процесс утратил бы развитие, если бы отцам удалось из своих детей сделать свое подобие. Социализация – это присвоение подрастающим поколением социально-психических механизмов полноценного функционирования человека в человеческом обществе.

18.Стресс — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возни­кающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Первоначально понятие стресс возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма (об­щего адаптационного синдрома) в ответ на любое небла­гоприятное воздействие.

В момент действия любого по качеству и силе раздражителя (стрессора) в организме происходят глубокие изменения его биологического то­нуса, т.е. возникает реакция стресса.

Стадия стресса — это проявление общего адаптацион­ного синдрома. Начальный этап стресса — это эмоцио­нальные реакции.

Основными эта­пами (стадиями) стресса, по Селье, являются:

· стадия тревоги (по­нижение артериального давления и температуры тела, преимущественно щелочные реакции—алкалоз, повы­шение кровенаполнения капилляров, функциональная деструкция желудочно-кишечного тракта, гипогли­кемия и др.),

· стадия сопротивления (повышение артериального давления и температуры, на смену гипогликемии приходит гипергликемия и стадия истощения).

· стадия истощения.

Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных качеств – силы нервной системы.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей.

19.Социальная группа – социально организованная общность людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Социальная группа – субъект социально организованной и социально значимой деятельности.

Группа – реальная социальная общность людей от 2 до 30-40 чел., выделяемая на основе определенного признака (классовой принадлежности, особой организации и т.д.), в которой возможно непосредственное общение между людьми.

Классификация групп (по размеру):

1.Большая социальная группа – количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков – демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности – идеология. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.

2.Средние социальные группы, обладая некоторыми признаками больших социальных групп, отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив большого завода, института, школы, войсковой части).

3.Малая социальная группа – группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими интересами, целями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику.

В малой социальной группе существует управляющее звено – руководитель, реализующий общие интересы, ставящий цели деятельности и организующий совместную деятельность членов группы. Формальные руководители или общепризнанные лидеры, а также сублидеры образуют "мозговой центр" группы; основная масса группы – исполнители с различным групповым статусом. Возможно существование и низкостатусных членов группы, не нашедших в ней своего места.

20.Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. Можно выделить восемь основных функций общения: познавательная (информативная); эмоциональная (эмотивная); взаимодействие и восприятие себя через другого; регуляторная; контактная; оказания влияния; установление отношений; понимание.

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным). Различается также техника общения – установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения. Коммуникация – смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называются коммуникативными. Лицо, передающее сообщение - коммуникатор, принимающее сообщение – реципиент. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

Выделяют три стороны общения – коммуникативную, интерактивную, перцептивную.

· Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

· Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми для планирования и организации совместной деятельности.

· Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению.

 

 

21.Конфликт – противодействующее состязание сторон с разнонаправленными интересами. Конфликты возникают в результате столкновения противоречивых тенденций в деятельности отдельных людей, групп, социальных структур и проявляются в форме конфронтации идей, борьбы за извлечение различных выгод, монопольное господство в определенных сферах деятельности.

Различаются антагонистические (непримиримые) и агонистические (примиримые) конфликты. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта переводят его в разряд хронического и даже антагонистического. Поиск же возможного решения конфликтов приводит к взаимоприемлемому их разрешению.

Среди участников конфликта различаются три поведенческих типа: 1) деструктивный, 2) конформный и 3) конструктивный.

Деструктивный тип всецело поглощен своими интересами и с целью их реализации идет на постоянное усугубление конфликта. Лицам такого типа свойственна постоянная оборонительная готовность, захваченность своей целью, невосприимчивость к тактическим особенностям поведения другой стороны. (К этому типу относятся большинство террористов, лица с авторитарной схемой поведения, ригидные личности.)

Конформный тип склонен к безоговорочным уступкам, побуждая другую сторону к наращиванию агрессивного поведения.

Конструктивный тип стремится к снятию конфликта путем нахождения взаимоприемлемых решений.

Конфликты можно классифицировать как вертикальные (между людьми на одной социальной ступени) и горизонтальные (люди находятся в подчинении один у другого), конструктивные (с применением аргументации и соблюдение этических норм) и деструктивные (с применением нравственно осуждаемых методов и привлечение третьих лиц).

 

 

22. Причины конфликтов:

· Наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы.

· Присутствие противоборства между различными людьми.

· Появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств, как фоновых характеристик взаимодействия и общения между людьми.

Разумное разрешение конфликтных ситуаций предполагает удовлетворение интересов каждой стороны, избежание позиционных споров. Предупреждение конфликта:

· Необходимо понять психическое состояние партнера, ход его рассуждений, ставить себя на его место.

· Понимание партнера всегда ведет к сужению зоны конфликта.

· Предлагайте партнеру неожиданные для него решения, предоставляйте ему возможность делать ставку на результаты иных действий.

· Побуждайте партнера выдвигать приемлемые для вас пред<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...