Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антагонистические игры, седловая точка




Игра называется игрой с нулевой суммой, если сумма выиграшей всех игроков равна нулю (т.е. каждый игрок выигрывает только за счет других). Самый простой случай — парная игра с нулевой суммой — называется антагонистической.

Рассмотрим такую игру, в которой участвуют два игрока А и В, имеющие противоположные интересы: выигрыш одного равен проигрышу другого. Так как выигрыш игрока А равен выигрышу игрока В с противоположным знаком, мы можем интересоваться только выигрышем а игрока А. Цель игрока А — максимизировать свой выигрыш а, в свою очередь, цель игрока В — минимизировать эту же величину, которая является для него проигрышем. Пусть у игрока А имеется m возможных стратегий А1, А2,..., Аm, а у игрока Вn возможных стратегий В1, В2,..., Вn (такая игра называется игрой m ´ n). Выбор стратегии каждым игроком производится при полном незнании выбора другого игрока. Предположим, что для каждой пары стратегий Аi, Вj выигрыш aij нам известен. Тогда в принципе можно составить прямоугольную таблицу (матрицу), в которой перечислить стратегии игроков и соответствующие выигрыши.

Таблица 4.1.

Ai Bj B1 B2 ... Bn
A1 a11 a12 ... a1n
A2 a21 a22 ... a2n
... ... ... ... ...
Am am1 am2 ... amn

 

Игра, представленная таким образом, называется матричной, а полученная таблица — платежной матрицей. Само по себе приведение игры к матричной форме уже может составить трудную задачу, а иногда и практически невыполнимую из-за необозримого множества стратегий. Заметим, что если игра приведена к такому виду, то многоходовая игра фактически сведена к одноходовой — от игрока требуется сделать только один ход: выбрать стратегию.

Пусть игрок А выбирает некоторую стратегию Аi; тогда в наихудшем случае (например, если выбор станет известным игроку В) он получит выигрыш, равный . Предвидя такую возможность, игрок А должен выбрать такую стратегию, чтобы максимизировать свой минимальный выигрыш a:

.

Величина a — гарантированный выигрыш игрока А — называется нижней ценой игры. Стратегия Аi, обеспечивающая получение a, называется максиминной.

Игрок В, выбирая стратегию, исходит из следующего принципа: при выборе некоторой стратегии Вj его проигрыш не превосходит максимального из значений элементов j -го столбца матрицы, т. е. меньше или равен . Рассматривая множество для различных значений j, игрок В, естественно, выберет такое значение j, при котором его максимальный проигрыш b минимизируется:

.

Величина b называется верхней ценой игры, а соответствующая выигрышу b стратегия Вjминимаксной. Нижняя цена игры всегда не превосходит верхней цены игры. Если a=b=v, то число v называется ценой игры.

Фактический выигрыш игрока А при разумных действиях партнеров ограничен нижней и верхней ценой игры. Игра, для которой a=b, называется игрой с седловой точкой.

Для игры с седловой точкой нахождение решения состоит выборе максиминной и минимаксной стратегий, которые являются оптимальными.

Стратегии игроков, для которых вероятности ui и zi отличны от нуля, называются активными.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...