Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы применяемые в реставрации




Археологическая реставрация

 

Принцип археологической реставрации предполагает тщательное, методическое изучение памятника в натуре, подобно изучению объекта археологии. Основу данного принципа во второй половине XIX века заложили выдающийся английский историк и теоретик искусств Джон Рескин Он утверждал, что «подлинность является важнейшим категориальным свойством наследия, из чего был сделан крайний вывод о том, что любое вмешательство в памятник, пусть даже с целью реставрации, разрушительно». Этот подход, развивая принципы так называемой «археологической реставрации», заложил основы современной теории консервации, предполагающей максимально бережное отношение к «патине» времени и различным историческим наслоениям, отражающим бытование здания, каждый этап которого признается ценным. Основу данного принципа составляет принципиальное требование к реставрации - максимальное сохранение подлинности.

Барановский

Пётр Дми?триевич Барано?вский (1892—1984) — российский, советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества. Основатель музея в Коломенском и Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре. Считается спасителем Собора Василия Блаженного от уничтожения.

Выдающийся архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский родился в 1892 году на Смоленщине. Уже в молодости он обратил внимание на то плачевное состояние, в котором пребывали старинные усадьбы, и решил посвятить себя реставрации.

После революции Петр Дмитриевич переехал в Ярославль, где старается спасти храмы, поврежденные во время боев, затем реставрирует храмы в Юрьеве-Польском, в Чернигове. В начале 20-х годов Петр Дмитриевич приезжает в Москву и начинает активную деятельность по охране и сохранению памятников старины. Он представляет правительству доклады о плачевном состоянии шедевров архитектуры, стремится превратить лучшие из них в музеи.

В 1918 г. начала работать Ярославская реставрационная комиссия. Ее организатор и первый научный руководитель П. Д. Барановский собрал небольшой, но деятельный коллектив. С 1951 г. работы по восстановлению художественных памятников города были продолжены Ярославской научно-реставрационной мастерской.

Виоле ле Дюк

Годы жизни: 1814-1879 гг.

Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк родился в семье высокопоставленного чиновника в Париже 27 января 1814 г. В 1830 г. он закончил Бурбонский коллеж. В 1836-1837 гг. в целях самообразования путешествовал по Франции и Италии. При этом он обмерил и зарисовал множество памятников, казавшихся ему примечательными.

В 1844 г. вместе с Жаном-Батистом Лассю (1807-1857) победил в конкурсе на право реставрации собора Парижской Богоматери, и они получили этот заказ. Эта работа (1845- 1864) была высоко оценена, и в 1846 г. Виолле-ле-Дюк получил должность архитектора. Выступил первооткрывателем новых тогда методов реставрации старинных зданий. Виолле-ле-Дюк находил время писать книги и статьи по истории архитектуры. При этом он широко использовал материалы музеев, архивов, библиотек, своих путешествий и наблюдений. Им применена методика точного археологического описания архитектурных деталей и старинных вещей с их обмерами и строго документальными рисунками. Главнейшими трудами Виолле-ле-Дюка являются: 10-томный "Толковый словарь французской архитектуры XI-XVI вв.", "Беседы об архитектуре" в двух томах (1863-1872).

"Изучение прошлого необходимо, - писал он, - но при условии, чтобы из него выводились скорее принципы, а не формы".

Виолле-ле-Дюк отстаивал принцип полного сохранения реставрируемого объекта. В 1858 г. он писал: "Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит - восстанавливать его завершенное состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени". Этот тезис предполагает несколько условий: во-первых, восстановление памятника базируется на предварительно проведенных археологических и иных исследованиях; во-вторых, следует обеспечить долговечность сооружения; в-третьих, использование здания в современных целях возможно, если это не требует его искажений; в-четвертых, следует сохранить все прежние изменения и перестройки, кроме тех, что ухудшают прочность строения. Такой подход к реставрации привел к тому, что воссозданные Виолле-ле-Дюком постройки действительно выглядели законченными и достаточно однородными.

Основные реставрационные и строительные работы: 1840-1859 Реставрация церкви Мадлен в Везле, 1845-1864 Реставрация собора Парижской Богоматери.

Зондажи

Зондаж— ограниченное по площади раскрытие, произведенное для решения локальной, четко поставленной исследовательской задачи.

 

Задачи зондажных исследований

- получить необходимых сведений о материале и характере кладки, об идентичности или существенных различиях в структуре отдельных частей памятника, о наличии и местах стыков между разновременными частями, об относительной последовательности их возведения

- выявление остатков архитектурных форм памятника как полностью сохранившиеся в объеме, так и сильно поврежденные

- обнаружение деталей утраченных частей памятника, погребенных в завалах, либо использованных вторично как строительный материал при последующих перестройках.

- получение сведений об отделке внутренних и наружных поверхностей стен, ее изменении во времени, о наличии росписей, лепнины и иного декоративного убранства.

- установление технического состояния скрытых конструкций здания, их несущей способности, действия тех или иных разрушающих факторов

- дать и другую информацию, например о назначении памятника или его отдельных частей, на что могут указывать и особенности самого здания, и находимые в завалах и закладках предметы быта и производства.

 

Общие требования к производству зондажей на памятниках архитектуры

1. они должны производиться таким образом, чтобы наносить памятнику наименьший ущерб. Нельзя производить архитектурные зондажи и в тех случаях, когда наличие живописи или другой декорации не доказано, но возможность существования их остатков под поздними слоями штукатурки и покрасок не исключена. Прежде всего это означает, что при зондировании не должно удаляться ничто ценное в художественном или историческом плане. Зондажи в толще кладки можно производить лишь тогда, когда есть уверенность, что этим не будет затронута несущая способность конструкций. В отдельных случаях при необходимости значительных разборок прибегают к устройству временных креплений стойками, подкосами.

2. целенаправленность их ведения. Зондирование ни в ком случае не должно производиться вслепую, без ясно поставленной задачи. В противном случае это приведет к неоправданному травмированию памятника, не гарантируя при этом успеха его исследования. Для того чтобы можно было составить обоснованную программу раскрытий, необходимо приступать к зондажам тогда, когда о памятнике уже собраны основные исторические сведения., На основании рабочей гипотезы рекомендуется составлять так называемую карту исследования, на которой обозначаются места предполагаемых раскрытий.

Процесс исследования можно представить как процесс выработки и проверки серии рабочих гипотез, продолжающийся до тех пор, пока одна из них не получит исчерпывающего подтверждения или пока не выяснится невозможность дальнейших уточнений из-за недостаточной сохранности древних элементов памятника.

3. обязательное изучение всей информации, которую дает раскрытие памятника, а не только той, которая относится к наиболее интересующему исследователя периоду (чаще всего первоначальному). Это требование вполне естественным образом вытекает из современных взглядов на ценность позднейших наслоений памятника

 

Основные виды зондажей

1. зондажи красочных слоев,

2. зондажи с удалением штукатурки или тесовой обшивки,

3. зондажи с разборкой кладки. Разверстовка кирпичной кладки — метод, позволяющий доказательно и точно восстанавливать утраченную форму даже в тех случаях, когда, на первый взгляд, сколько-нибудь ясно читаемых ее остатков не сохранилось.

4. исследование чердаков и иных замкнутых пространств

5. разборка завалов внутри здания.

Материалы применяемые в реставрации

Применяемые при реставрации материалы:

1. строительные материалы, из которых в свое время было возведено реставрируемое сооружение, или близкие к ним (естественный камень, кирпич, древесина, известь, гипс, керамика, многие декоративные отделочные материалы).

2. современные материалы, изготовляемые для реставрационных дополнении по специально для этого разработанной технологии. (либо имитирующие материал подлинника, либо зрительно отличающиеся от него с той степенью контрастности, которая в наибольшей степени способствует достижению желаемого зрительного эффекта, например искусственный камень)

3. специальные, как правило, новые материалы, используемые для консервации подлинных материалов памятника. Они служат для структурного укрепления, биологического обезвреживания, создания защитных покрытий (гидрофобные покрытия, применяемые для защиты наружных стен от увлажнения атмосферными осадками; материалы, используемые в виде компрессов для борьбы с высолами и др.; известковое молоко)

4. современные строительные материалы для скрытых конструкций, кровель, покрасок

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...