Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реставрация в цивилизации




Реставрация в истории цивилизации

 

Древние «реставрации» всегда носили утилитарный, прагматический характер. Произведения древности восстанавливались не как документы истории, но как носители актуальных значений с актуальными функциями. Можно сказать, что история приспособления древностей, а значит, и восстановления, насчитывает тысячелетия, тогда как история реставрации немногим более одного столетия.

С другой стороны, известный акт европейской истории, эдикт императора Майориана (ум. 461) 457 года, представляет собой, возможно, один из самых ранних в истории культуры документов в защиту памятников как материальных носителей ценных значений. В нем сказано, что «все здания, которые были воздвигнуты в древности для общего блага и украшения города, будь-то храмы или иные памятники, не должны быть никем разрушаемы, и никто не должен к ним прикасаться...»

Однако реальное отношение к наследию складывалось и под влиянием критериев вкуса, выражавших и художественные, и идеологические общественные установки.

Избирательный характер наследования всегда приводил к отрицанию некоторых, а иногда и многих, ценностей и, следовательно, их материальных носителей, унаследованных от прошлого. Отрицание, как и радикальное приспособление, переосмысление наиболее отчетливо проявляют себя в качестве закономерности процесса на переломах эпох.

Издавна действия по сохранению и восстановлению памятников прошлого направлялись не только чувством уважения к их древности или пониманием их художественной значительности. Чаще они были вызваны внехудожественными интересами политического, религиозного или чисто прагматического характера. Причем эти же интересы становились причинами и обратных действий — уничтожения «чужого».

Только в эпоху Ренессанса стала складываться потребность в сохранении художественного наследия, но не всей предшествующей истории, а лишь античного времени, в памятниках которого стали видеть великие образцы для подражания. Цель теперь была не в том, чтобы приспособить произведение к своим вкусам и новым функциям, но в том, чтобы свои вкусы соизмерять с гармонией и совершенством античных образцов.

Под влиянием новых эстетических устремлений на историческую сцену выходит первая Великая Идея реставрации: восстановление первоначального вида произведения.

Здесь важно отметить, что идея восстановления первоначального состояния основывается на реконструкции по аналогии, мерой качества которой служит критерий достоверности. Причем речь идет, отнюдь не о восстановлении в натуре, а лишь об условной реконструкции в рисунке. Это существенное отличие от последующей практики.

Важным фактором, влияющим на формирование общественного отношения к культурному наследию, является развитие научного интереса, который издавна видела в материальных памятниках прошлого доказательство достоверности фактов истории.

Так, XVIII век принес пробуждение интереса к изучению национальной истории европейских стран. В этом столетии было положено начало систематическому исследованию национальных древностей. Уже в 1720 — 1730-е годы стали появляться издания по истории готической архитектуры во Франции и Англии.

При восстановлении первоначального вида произведения теперь уже недостаточно руководствоваться одними критериями вкуса. И.И. Винкельман был первым ученым, кто стал утверждать, что на смену представлениям о прошлом должно прийти точное знание фактов и памятников. Были попытки ограничить реставрацию определенной научной методикой, в основе которой лежит тщательное изучение памятников, их сравнительное сопоставление, привлечение различных исторических документов, археологических и других данных.

В середине 19 века сложились предпосылки возникновения теории реставрации, подготовленные успехами археологии и искусствознания. Именно с провозглашения новой идеи — идеи неприкосновенности памятника — начинается история научной реставрации и формирование ее собственной методологии. Однако концепции XIX столетия основывались на убеждении, что глубокое знание истории, анализ конкретных произведений, систематизация аналогов дают возможность выполнения достоверной реконструкции.

 

К билету 6:Формирование реставрационной теории проходило под огромным влиянием эстетики романтизма. Искусство представлялось романтикам «как процесс бесконечного становления, которое является творческой духовной деятельностью и притом деятельностью символического воплощения внутреннего во внешнем, то есть художественной деятельностью»

Культура прошлого оказалась включенной в этот процесс, в связи, с чем в эстетике романтиков складывалось такое понимание историзма, которое опиралось на представление, с одной стороны, о непрерывности мировой культуры, а с другой, — качественном своеобразии отдельных культур и неповторимости, индивидуальности отдельных произведений. Другой важный для теории реставрации аспект эстетики романтизма заключался в неразрывной связи идеала в искусстве с ретроспекцией. «Идеальная современная культура в представлении романтиков универсальна. Залогом ее совершенства, — пишет Е. И. Кириченко, — должна стать ориентация на опыт всех существовавших доселе культур»

Романтизм был более гибок в оценке произведений прошлого как памятников, перенося это понятие на более поздние эпохи и на проявления национальных стилевых особенностей. При этом, однако, свойственное романтизму поэтизирование индивидуализма, и в особенности художественно-творческой личности, порождало тенденцию видеть в памятнике не столько данную историче-

скую конкретность, сколько стоящий за ним искаженный временем и даже возможно еще не воплощенный авторский замысел. Полемизируя с романтиками, сторонники археологической реставрации, не отрицая художественной ценности памятника, все же выдвигали на первый план историческую ценность, значение памятника как документа.

Отныне восстановлению подлежали не только памятники античного наследия, но в первую очередь памятники древних национальных культур. Задача реставрации виделась теперь в открытии красоты древнего произведения. Выполнение этой задачи было под силу, как казалось, только художнику-творцу. Таким образом, реставрация превращалась в сотворчество.

 

Археология способствовала постепенному признанию ценности «исторического» вида произведений искусства. Методология археологической науки способствовала утверждению нового, по сравнению с романтическим идеализированным образом древнего произведения, понимания памятника как исторически ценного документа. В реставрации утверждались, под влиянием археологического опыта, приемы послойного удаления поздних записей с древней живописи, точного калькирования и копирования красками в натуральную величину, а затем и фотографирования памятников.

Теория археологической реставрации утверждала, что реставрировать надлежит лишь реальное произведение, воплощенное в исторически конкретной материальной форме. В конце XIX столетия подход к реставрации основывался на приоритете ценностей подлинного памятника.

Важную роль в утверждении принципа неприкосновенности подлинных остатков памятника сыграло окончательное отделение архитектурного творчества от реставрационной практики.

Археологические принципы в подходе к реставрации завоевывали всеобщее признание. Сохранялись в неприкосновенности прочные части памятника. При этом восстанавливаемые элементы отделялись от подлинника. Была определена методика, с помощью которой представлялось возможным избежать ложных «реставраций» первоначального вида памятника.

История развития взглядов европейских ученых на реставрацию в XIX— начале XX века складывалась на основе научного интереса, прежде всего к памятникам античности, средневекового зодчества и русской иконописи, то есть к той части культурного наследия, которая относилась к «древностям». Были обозначены главные требования и условия реставрации исторических памятников в виде следующих тезисов: необходимость тщательного научного исследования памятника и всех относящихся к нему исторических документов; произведение прошлых эпох представляет собой исторический документ и поэтому обладает непреходящей объективной ценностью «памятника старины»; сохранившиеся подлинные части произведения неприкосновенны и потому невозможно никакое их улучшение или поновление; выбор метода реставрации должен зависеть от состояния сохранности памятника. При этом было выделено пять основных видов работ, среди которых наибольшее значение придавалось консервации объекта. Всякого рода реставрационные дополнения, реконструкции утраченных частей, живописные «поправки» должны быть выделены определенным образом, с тем чтобы избежать фальсифицирующих реставраций. Все реставрационные работы должны быть отражены и зафиксированы с помощью документации в виде описаний, калек чертежей, фотографий, схем и других материалов. Существенным новшеством стало введение в практику надзора за действиями реставратора со стороны специальных комиссий.

Существо выработанных усилиями многих специалистов принципов состояло в стремлении достичь наименьшего изменения произведения в ходе его реставрации.

Общность позиций различных реставрационных школ была выражена в основных положениях международной «Хартии реставрации», принятой в Афинах в 1931 году. В ней были провозглашены следующие принципы: отказ от полного восстановления памятников (этот подход становился общей доминирующей тенденцией европейской практики), уважительное отношение к следам различных эпох, которое должно воплощаться в том, чтобы «не искоренять стиль никакой из эпох».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...