Осуществление проекта реставрации
Осуществление проекта реставрации Реставрацию памятников архитектуры можно определить как комплекс научно-обоснованных мероприятий, направленных в первую очередь на продление жизни памятника как сооружения, обладающего многосторонней ценностью, сохранение его исторической подлинности и подлинности его конструкций и элементов, на наиболее полное выявление его историко-архитектурных и художественных достоинств, а также взаимосвязанности с окружающей архитектурной и ландшафтной средой. На памятнике могут производиться следующие виды работ: Ремонт - мероприятия по сохранению памятника, не затрагивающие внедрение в его подлинные конструкции, проводимые периодически работы по его поддержанию, осуществляемые обычными строительными методами. К ним можно отнести - ремонт и смена кровель, покраски и т.п. До начала этих работ и во время их проведения необходимо исследование памятника для выявления ценных элементов, подлежащих бережному сохранению. На памятниках деревянного зодчества перед началом ремонта необходимо особое внимание обратить и зафиксировать все следы от утраченных элементов и конструкций, а также уточнить особенности подкрышных элементов - верхнего венца, слег (возможно, сохранились следы от куриц, декоративная обработка торцов), нижнего венца (необходимо убедиться был ли этот венец первым или под ним существовали ранее еще венцы) и т. п. Консервация - это работы по сохранению памятника, требующие принятия специальных мер, не входящих в обычную ремонтную практику, совокупность мер, направленных на укрепление памятника в существующем виде, предохранение его от дальнейших разрушений. Может быть два типа консервации, - первый - мероприятия по временной защите памятника, которому угрожает разрушение (установка подпорок, навесов и т.п.) с последующим проведением более широкого комплекса реставрационных работ. Другой тип консервации - более сложные работы по укреплению и защите памятника. Это укрепление и защита фундаментов, установка раскрепляющих конструкции связей. Проводимые мероприятия могут быть охарактеризованы как инженерная реставрация. Этим работам предшествуют серьезные инженерно-технологические и архитектурные исследования. Консервация должна предусматривать возможность последующего раскрытия памятника, выявления ценных в художественном отношении элементов. Бережному сохранению подлежат уникальные старые конструкции, представляющие особый интерес благодаря своей древности, своей редкости, своему совершенству.
С точки зрения международных принципов работ на памятниках культуры, консервация отличается наиболее строгим подходом к реставрационным решениям. Поэтому ее следует рассматривать как основной вид работ, особенно для наиболее ценных, древних и уникальных памятников, где с особой силой выступает требование максимального сохранения подлинности. Консервацией, по современным понятиям должны ограничиваться работы по элементам памятника, носящим отпечаток индивидуального творчества мастера-исполнителя. Реставрация - может включать и ремонт и консервацию и собственно реставрационные работы, затрагивающие подлинные конструкции, с возможным их видоизменением и научно-обоснованным изменением внешнего облика. Это наиболее сложный комплексный вид проводимых на памятнике работ. Характер проводимых на памятниках реставрационных работ также разнообразен, как и сами памятники. Различают фрагментарную реставрацию и целостную. Реставрация памятника с сохранением различных временных напластований с частичным его видоизменением может быть отнесена к фрагментарной. Реставрация на определенную дату - целостной.
Реставрация состоит из двух основных операций - раскрытия памятника путем удаления поздних, искажающих облик памятника наслоений, и восстановления утраченных элементов. Раскрытие - возможно, когда удаляемые части не представляют ни исторического, ни художественного интереса, когда их удаление позволит раскрыть ценные архитектурные элементы памятника. Оно недопустимо, если создает угрозу устойчивости здания и его сохранности. Раскрытие может сочетаться с дополнением утраченных элементов, конструкций или их фрагментов. Мера дополнений определяется индивидуально. И как любые решения по характеру проводимых на памятниках работ, степени их видоизменения принимаются при коллегиальном обсуждении с участием специалистов. Целостная реставрация отличается от фрагментарной не масштабами работ, а основной целью - восстановление прежнего облика памятника во всей его полноте. Все проводимые дополнения, воссоздания элементов должны быть документально обоснованы, с осторожным привлечением строго отбираемых аналогов. Включение памятников в современную жизнь при правильном выборе новой функции - гарантия его дальнейшего сохранения. Основой реставрации является многостороннее комплексное исследование памятника.
Причины деформаций Виды деформаций: 1) деформации, связанные с внутренним, изначально заложенным пороком конструкции или системы «основание— памятник»; 2) деформации, вызванные действием внешних, вторичных непредусмотренных факторов.
Причинами деформаций в первой группе могут быть: 1. неустойчивое естественное или искусственное основание фундаментов — лесс, ил, просадочные. и пучинистые грунты, бревенчатые распределительные подушки, деревянные сваи, различная органика; 2. оползневой, карстовый, затапливаемый или сейсмический характер участка древнего строительства. Наличие родников, близкий уровень грунтовых вод; 3. слабый (рыхлый, мелкозаложенный и т.п.) фундамент сооружения, непропорциональная нагрузкам площадь ленточных и столбчатых фундаментов в различного рода сооружениях, например храмах крестово-купольной системы;
боковое давление грунта в подпорных стенках, засыпных цоколях, подвальных и ступенчатых конструкциях; 4. недостаточная общая пространственная жесткость зданий (большепролетные и длинные сооружения, здания с высокорасположенным центром тяжести масс); большая деформативность сжатых элементов — колонн, стен, сводчатых перекрытий; слабый или незамкнутый связевой каркас; 5. невоспринятый распор арочно-стоечных систем и сводчатых перекрытий; нерационально приложенная или чрезмерная нагрузка на перекрытия; внецентренная нагрузка вертикальных несущих конструкций; 6. использование слабого — трещиноватого или нестойкого к атмосферным воздействиям строительного материала (например, недожженого кирпича, сырой древесины); 7. нерациональная ориентация блоков анизотропного т.е. обладающего разными свойствами по разным осям., например слоистого, материала; нерегулярный характер кладки; 8. неблагоприятный разрушающий режим работы некоторых прочных строительных материалов, например новгородского железистого известняка, в фундаментных конструкциях, разрушающихся в агрессивной грунтовой среде, или элементов металлического связевого каркаса, корродирующих в гигроскопичном известковом растворе старой кладки; 9. нерациональная для водостока или снегозадерживающая форма кровельных поверхностей, несовершенная гидроизоляция, способствующая намоканию и размораживанию кладки конструкций перекрытия (позакомарные покрытия, ступенчатые кровли с кокошниками, плоские кровли открытых галерей, лестничные площадки, балконы и др.); 10. отсутствие деформационных и строительных швов в разнообъемных, вытянутых или разновременных сооружениях.
Причинами деформаций второй группы обычно бывают: 1. результаты человеческой деятельности: А. ирригационные работы, Б..перепланировка и застройка участка памятника, В. внутренние перестройки в целях приспособления и различные эксплуатационные мероприятия.
2. внешние причины деформаций: А. преднамеренные разрушения отдельных конструкций, Б. последствия войн и стихийных бедствий. 3. вторичные причины деформаций А. изменение гидрогеологических условий участка памятника при обводнении и осушении территории с уменьшением несущей способности основания (снижение сил сцепления водонасыщенного грунта, гниение деревянных свай и другой органики, образование карстовых пустот, засоление грунта); Б. рытье, котлованов, бомбоубежищ, прокладка различных коммуникаций или линий метрополитена вблизи памятников; устройство глубоких подвалов и колодцев внутри существующих зданий; В. несоблюдение технологии при подводке фундаментов; пристройка к памятнику дополнительных объемов с большим заглублением фундаментов или значительной нагрузкой на основание; Г. строительство рядом с памятником сооружений, оказывающих на него боковое давление; Д. перепланировка и перестройка зданий с изменением начальной рабочей схемы (растеска и закладка проемов; замена сводчатых перекрытий плоскими; Е. разборка существующих перекрытий или устройство дополнительных; Ж. демонтаж воздушных связей, разборка контрфорсов и контрфорсирующих пристроек); З. изменение (увеличение, перенос) эксплуатационной нагрузки; И. вибрационное воздействие транспорта, забивка и погружений свай, работа двигателей, генераторов и вентиляторов внутри здания; К. использование механизмов ударно-вращательного бурения для устройства шпуров и скважин инъекционного укрепления кладки; Л. дефекты кровель, водостоков, отмосток; М. протечки водопровода и канализации; Н. нарушение оптимального темпера-турно-влажностного режима памятника; О. усушка древесины, обмятие узлов стержневых деревянных и комбинированных систем; П. неорганизованный сброс отходов химических и перерабатывающих предприятий, загрязнение воздуха различными соединениями, активно разрушающими строительный материал памятников.
По внешнему виду деформации разделяются на: 1. вертикальные— осадки фундаментов, отдельных конструкций или частей здания, усадка и раздавливание кладки, смятие и усушка деревянных несущих элементов; разрушение основных или временных поддерживающих конструкций; 2. горизонтальные— подвижки фундаментов и частей памятника, смещения пят отдельных сводов, арок и распорных систем, расползание стропильных ног при утрате затяжек, расслоение кладки при коррозии закладного металла, температурные деформации; 3. изгибные — искривление внецентренно нагруженных стоек, тонких стен и других элементов, прогибы балок и плит перекрытий, провисы поясов ферм, местные выполаживания кладки сводов; 4. смешанные — представляющие сочетание нескольких видов деформаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|