Реставрация в СССР после войны
Стремление к единству в архитектурном облике отдельных фрагментов и центров городов привело к осуществлению реставраций. Формирование этой тенденции связано с условиями, в которых оказалось после Великой Отечественной войны архитектурно-градостроительное наследие нашей страны. В предвоенные годы научные методы реставрации, основанные на строгих архитектурно-археологических исследованиях и на прогрессивных концепциях и достижениях русской дореволюционной практики, в Европе и России находились на одном уровне. Первыми действиями по спасению наследия стала работа по учету разрушений и повреждений, нанесенных наиболее ценным объектам. Она была начата в 1941 г. специально организованной Комиссией по охране и восстановлению памятников искусства. Специальные бригады обследовали поврежденные сооружения, принимали меры против их дальнейшего разрушения, расчищали завалы и тщательно обмеряли сохранившиеся руины, архитектурные детали. Значение этой работы для будущей реставрации было исключительно важным, так как до войны сохранившееся архитектурное наследие не было достаточно полно зафиксировано и исследовано. В первые послевоенные годы на памятниках проводились преимущественно ремонтно-консервационные работы и параллельно шло их исследование. Но постепенно масштаб послевоенных разрушений направил развитие отечественной реставрации в иное русло. Предстояло возродить огромное количество исторических сооружений и восстановить жилую и общественную застройку, чтобы вернуть цельность архитектурному облику городов. Ведущая роль стала принадлежать целостной реставрации. Более противоречивую картину представляют реставрационные методы, применявшиеся при восстановлении средневекового архитектурного наследия. Огромное количество ценных памятников этого времени, обнажив при разрушении свою структуру, дало возможность изучить их более подробно, учитывая временные наслоения. При корректировке времени строительства часто выяснялось, что сооружение более древнее, чем считалось ранее.
Создавшаяся ситуация и примеры первых реконструкций и реставраций первоначального облика древних сооружений, наиболее выразительных в архитектурно-художественном отношении, повлияли на судьбу ценных наслоений многих реставрируемых объектов. Так как памятников, подлежащих первоочередной реставрации, было очень много и не всегда удавалось обеспечить квалифицированное обследование и заключение, исчезло много ценных наслоений, появившихся в ХVII-ХVIII, XIХ и XX вв. Сказывалось и отсутствие методических документов. Первый инструктивно-методический документ был разработан в 1949 г. Разъясняя основные положения работы с памятниками архитектуры, Инструкция не могла предусмотреть ответы на все вопросы, возникающие в практике реставрации огромного количества объектов. Цель реставрации здесь определялась как "восстановление или воссоздание памятника в его первоначальной форме или в ином виде, в каком памятник находился на определенную научно обоснованную оптимальную дату" В основном утраченные части возводились в том виде, какой они имели до разрушения во время войны. Если были достоверные научные данные об их более древнем или первоначальном облике, то его воссозданию отдавалось предпочтение. Как правило, при восстановлении разрушенных фрагментов старались использовать традиционный строительный материал, поэтому с течением времени визуально отличить подлинную древнюю кладку от реставрированной стало почти невозможно.
С 1945-1948 гг. повсеместно организуются Специальные научно-реставрационные мастерские (СНРМ), начинают проводиться крупные реставрационные работы на памятниках национального зодчества. 50-е годы были очень плодотворными для накопления опыта в области реставрационной методики, так как постоянно росло количество реставраций, обеспечившее большое разнообразие применявшихся приемов. В 1964 г. Венецианская хартия реставраторов способствовала смещению акцентов в реставрационной деятельности: приоритет начинает отдаваться не целостным реставрациям, а сохранению подлинности и историчности памятников. На первое место ставится консервация, отвергается удаление усложняющих наслоений и стремление к единству стиля в облике восстанавливаемого сооружения. Реконструкция исторических городов и их центров в послевоенные годы заключалась в основном в выборочном строительстве на местах сильных разрушений. Не ставилось цели сохранять при реконструкции историческую городскую среду, а выборочное строительство новых зданий быстро превращалось в повсеместную перестройку. Ценную архитектурную застройку предполагалось учитывать при реконструкции преимущественно в аспекте сохранения памятников.
Русское археологическое общество Русское археологическое общество СПб. 1846 Цель: состоит "Не только в изучении классической археологии, но и в особенности археологии и нумизматики новейших времен стран Восточных и западных. Оно будет иметь в виду ознакомление с существованием монет, медалей и изящных произведений древности, еще неизвестных в ученом свете, которые могли бы открыты быть в России." "Изучение Археологии классической преимущественно же памятников средних веков и Нумизматики новейшей, как Восточной, так и Западной, обращая в особенности внимание на монеты и медали и др.предметы древнего искусства, находящихся или открываемые в России." (Устав 1849 г.). Деятельность: До 1849 г. общество занималось исключительно нумизматикой, но в дальнейшем изменило ориентацию. Общество начало проявлять интерес к церковным памятникам. В 60-70 годы членами общества были обследованы памятники Северо-Западного края. В 80-х гг. к обществу начали обращаться за консультациями по оценке проектов реставрации и починки. Общество участвовало в ряде крупных реставрационных работ. Главные заслуги общества заключаются в создании доступных всем музея и библиотеки и в издании целого ряда выдающихся ученых исследований.
В обществе - 3 отделения: Русской и славянской археологии, Восточной археологии, и древней археологии. Нумизматическое отделение прибавилось к ним в 1904 году.
Типы сводов Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия сооружений, конструкция, которая образуется выпуклой криволинейной поверхностью. Цилиндрический свод — образует в поперечном сечении полукруг (или половину эллипса, параболы, проч). Это простейший и наиболее распространённый тип сводов. Перекрытие в нём опирается на параллельно расположенные опоры — две стены, ряд столбов или аркады. В зависимости от профиля арки, лёгшей в основание, бывают: полуциркульные стрельчатые коробовые эллиптические параболические
Коробовый свод — разновидность цилиндрического свода; отличается от него тем, что образует в поперечном сечении не простую дугу, а трехцентровую или многоцентровую коробовую кривую. Он имеет большой распор, обычно погашаемых металлическими связями, и служит для перекрытия более обширных по площади помещений, нежели цилиндрический свод. Цилиндрический свод с распалубками — свод, образованный путем пересечения под прямым углом одного свода с другими меньшего пролета и меньшей высоты, то есть — с образованием распалубок. Крестовый свод — образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений. Он может опираться на свободностоящие опоры (столбы, колонны) по углам, что позволяет сосредоточить в плане давление только на угловых опорах. Сомкнутый свод — образуется наклонными по заданной кривой продолжениями стен — лотками (щеками), которые опираются по всему периметру на стены и сходятся в горизонтальной шелыге свода при прямоугольном плане или в одной точке при перекрытии квадратного (на илл.) в плане помещения (в последнем случае также может также называться «монастырским»). Является производным от свода цилиндрического. Передает на стены вертикальное давление и распор по всей длине. Был известен в архитектуре Средней Азии, Рима и готике, но применялся редко, более широко распространился в архитектуре Возрождения.
Свод сомкнутый с распалубками — наличие распалубок по осям лотков меняет конструктивную систему свода: усилия передаются на углы.
Зеркальный свод — отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть представляет собой плоскую горизонтальную плиту-плафон (т. н. «зеркало»). Обычно она отделяется от паддуг (боковых граней) четкой рамой и часто используется для живописи. Подобный свод часто применяется в декоративных целях, в то время как само помещение на самом деле божет быть перекрыто балочной или стропильной конструкцией, к которой подвешивается ложный свод. Получил наибольшее распространение в эпоху Возрождения. Парусный свод — вспарушенный свод на четырех опорах. Образуется отсечением пертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола. Условно расчленен на две зоны: нижнюю — несущую, и верхнюю — несомую пологую часть сферы, называемую скуфьей. Иногда скуфье придавали полуциркульную форму. Крещатый свод — сомкнутый свод, прорезанный двумя пересекающимися крест-накрест сводами иной формы, на пересечении которых стоит световой барабан. Купольный свод — представляет собой полушарие, обычно опирается на цилиндрический в плане барабан или на полукруглые в плане стены апсид. В последнем случае называется полукупольным сводом или конхой. Купол на парусах (свод на парусах, парусный свод) — образуется отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола (без барабана). Крестово-купольный свод — купол, водруженный на крестовое перекрытие (с барабаном). Ступенчатый свод — тип свода, применявшийся для перекрытия небольших бесстолпных церквей при помощи системы поперечных арок, расположенных ступенями, на которые опираются ступенчатые арочки, расположенные в продольном направлении, образуя в центре открытый квадрат, завершенный световым барабаном. Эскизный проект В состав эскизного проекта входит - обоснование научно-проектных решений, которое строится на анализе результатов проведенного исследования - картограммы фасадов, разрезов или разверток стен
- графические реконструкции элементов - основные проекции памятника, на которых не только изображается вид, который памятник должен получить в конечном итоге, но и характеризуются намечаемые реставрационные работы - перечень необходимых мер по инженерному укреплению памятника - инженерно-конструктивное и технологическое заключения, характеризующие конструктивно-техническое состояние памятника, причины и характер происходящих разрушительных процессов - исследовательские материалы: историческая справка, комплект чертежей архитектурно-археологического обмера, отчеты об археологическом исследовании и описание зондажей заключение художника-реставратора о наличии остатков древних росписей и их состоянии, заключение лаборатории по исследованию образцов и другие дополнительные материалы - сметно-финансовый расчет с последующим выпуском детальных смет по мере раскрытия памятника
Задачи: 1) охарактеризовать, что, по данным исследования, представляет собой памятник в данный момент и в какой степени сохранились в нем подлинные элементы первоначальной архитектуры и архитектуры последующих периодов; 2) подробно осветить, какие из утраченных форм памятника могут быть точно реконструированы на основе полученной в ходе исследования информации. 3) охарактеризовать историческое и художественное значение памятника в целом, определение историко-художественной ценности основных позднейших наслоений и выделение тех из них, которые такой ценностью не обладают и наличие которых отрицательно сказывается на эстетическом восприятии памятника. 4) мотивировка предусмотренных реставрационных дополнений и объективная оценка степени документальной обоснованности их восстановления 5) решить, в какой степени должны быть зрительно выделены новые включения 6) рассмотреть, как могут отразиться предлагаемые реставрационные изменения на сложившихся ансамблевых связях памятника 7) должно быть показано, как реставрационное решение согласуется с дальнейшим использованием памятника и предусматриваемыми работами по его приспособлению. 8) необходимо, чтобы сами проектные чертежи несли информацию об объеме и характере реставрационного вмешательства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|