Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение ВР в экспериментальной психологии.




Использование виртуальной среды позволяет совершенно иначе взглянуть на планирование и проведение экспериментов в психологии. В первую очередь речь идет о требовании экологической валидности и экспериментальном контроле. Обычно психолог вынужден выбирать между лабораторным и “полевым” (в естественных условиях) экспериментом. В первом случае речь идет о выборе точного экспериментального контроля в ущерб экологической валидности, во втором экологическая валидность соблюдается, но естественные условия ограничивают возможность экспериментатора контролировать влияние всех возможных переменных. Насколько точно мы можем оценивать когнитивные функции при помощи традиционных методик, в которых испытуемым на короткое время предъявляют не очень сложные стимулы на экране монитора и предлагают решать одно за другим однотипные задания? Решаемые испытуемыми типичные задачи признавались слишком «узкими» и искусственными по сравнению с задачами, с которыми встречаются люди в реальной жизни. Субъективные особенности эксперта, функционирование одновременно нескольких когнитивных функций, приводящее к неясности относительно того, какая из них подвергается оценке снижают надежность и валидность стандартных тестов. Сравнительно недавно в научной психологии появились такие понятия, как «практический интеллект» и «эмоциональный интеллект», которые определяют интеллект не как способность решать задачи, а как способность понимать действия и эмоции другого человека. Тестирование этих способностей требует новой стимульной среды, которая подобна естественной среде. Это должен быть сложный, меняющийся во времени и пространстве ряд визуальных сцен, «провоцирующий» естественное поведение наблюдателя в пределах естественно-подобного «виртуального» окружения. Применение ВР позволяет контролировать изменение любых переменных путем их точного измерения, а также добавления или удаления, при этом сохраняется условие экологической валидности, поскольку системы виртуальной реальности с большой точностью имитируют реальную среду.

Важным преимуществом технологии виртуальной среды является введение в их структуру фактора времени – «стрелы времени». Субъективная временная шкала, заполненная переживаниями «прошлого», «настоящего» и «будущего», является одним из системообразующих «психологических стержней» реального целенаправленного поведения. Переход экспериментальной психологии от лабораторной «стимульной» (тестовой) парадигмы к изучению психических процессов и состояний активного субъекта во времени, в динамике, – это шаг вперед в развитии методологической базы современной психологии.

Технология виртуальной реальности отличается от классических методик еще и тем, что она позволяет осуществлять полный контроль за вниманием наблюдателя. Виртуальная среда является яркой, динамичной и интерактивной, поэтому в такой среде маловероятно отвлечение внимания на другие стимулы реального окружения.

Важными свойствами ТВР являются гибкость и программируемость. Экспериментатор может заложить в сценарий все необходимые для его исследования параметры стимуляции, создать любую среду: реалистичную, фантастическую или маловероятную (например, условия марсианской поверхности). Есть возможность предъявлять множество разнообразных стимулов (как неподвижных, так и движущихся) с контролируемыми параметрами (яркость, цвет, форма и др.). Кроме того, в ней программируется структура появления стимуляции и настройка этой структуры в зависимости от реакции наблюдателя.

Важное преимущество ВР – возможность установления обратной связи в режиме реального времени. Быстродействующие компьютерные системы могут обсчитывать и выдавать результирующий визуальный образ в течение нескольких миллисекунд, что позволяет программно устанавливать быстрое интерактивное взаимодействие наблюдателя с ВР средой. Для этого вводится специальный дисплей, позволяющий осуществлять действия с виртуальными объектами, результат которых виден в режиме реального времени. Примером применения обратной связи в режиме реального времени является разработка продвинутых систем «управления взглядом». Также можно получить необходимую информацию о различных состояниях испытуемого. Например, можно снимать электроэнцефалограмму во время нахождения испытуемого в комнате виртуальной реальности.

В отличие от классических методов экспериментальной психологии ВР предоставляет возможность создания полимодальной стимуляции. Чувство физической реальности конструируется на основе комплекса базовых ощущений: зрения, осязания, слуха, обоняния. Полимодальность усиливает «правдивость» виртуальной среды. Такие преимущества позволяют на более качественном уровне исследовать взаимодействие базовых сенсорных систем, например, изучение роли взаимодействия кинестетических и зрительных ощущений в условиях запаздывания зрительных сигналов.

Еще одним достоинством применения технологий ВР в экспериментальной психологии является простота и удобство планирования эксперимента. Например, для исследования зрительного восприятия существуют достаточно простые и быстрые способы создания реалистичных виртуальных сред. При этом остается возможность усложнения сцены настолько, насколько это необходимо для исследования.

Применение ВР в образовании. Виртуальная реальность является перспективным средством для использования в образовательных целях. ВР является одной из тех современных технологий обучения, позволяющих дать учащимся наглядное представление о предмете путем погружения в виртуальную среду, в которой они могут практически опробовать полученные теоретические знания. Потенциал ВР в этой сфере очевиден. Вот некоторые из полученных результатов внедрения технологий ВР в образовательный процесс:

1) Большие возможности для отработки необходимых навыков в самых разнообразных областях. Виртуальная среда позволяет визуализировать процессы, которые сложно представить, опираясь только на теоретические знания, а демонстрация в реальности затруднена: 4D модель человеческого организма создана на медицинском факультете университета в Кэлгари (Faculty of Medicine at the University of Calgary, Canada). Модель позволяет наблюдать работу всех систем человеческого организма, а также изменять их, имитируя работу хирурга.

2) Повышение эффективности обучения. В отличие от практики в реальных условиях, негативные последствия ошибок минимальны (ошибка в виртуальной реальности приводит к виртуальной смерти, что, конечно же, несравнимо со смертью реального пациента), а сами ошибки легко исправляются. Это повышает самостоятельность и уверенность обучающихся, за преподавателем же остается задача направлять активность студентов и оказывать помощь в случае затруднений.

Одной из задач вычислительной нейроанатомии является создание компьютерных симуляторов, благодаря которым возможно отрабатывать ход нейрохирургических операций на виртуальной модели мозга для подготовки к реальной операции. Модель компьютерного симулятора включает в себя трехмерную картину мозга, прогнозирование различных реакций пациента в ходе операции, а также выделение тех участков мозга, которые являются проблемными для данного типа операции. Это помогает оттачивать технику навыков в нестандартных, сложных случаях, не подвергая при этом опасности жизнь и здоровье реальных людей. Одной из проблем создания компьютерных симуляторов является уникальность топографии мозга каждого человека. Для учета любого типа уникальности предполагается разработка метода персонализации атласа головного мозга, в основе которого лежит «деформация» атласа среднестатистического мозга в соответствии с данными обследования реального мозга. Разработка этого метода позволит получать 3D-изображения структур мозга по нескольким плоским сечениям или по легко измеряемым «инвариантам» (например, размерам черепа).

3) Занятия с использованием современных технологий вызывают большой интерес, результатом чего становится повышение учебной мотивации учащихся. Все без исключения отчеты о реализации обучающих программ на базе технологий ВР сообщают о большом интересе студентов к подобной форме занятий и энтузиазме, с которым они готовятся к каждому занятию, изучая теоретический материал, который они смогут наглядно проработать в виртуальной среде.

4) Новые способы обучения людей с ограниченными возможностями. Там, где в реальном обучении педагоги сталкиваются с трудностями, связанными с физическими особенностями учащихся, технологии ВР представляют новые возможности и пути передачи учебной информации. На базе Purdue University создан проект, направленный на обучение глухих детей математике. Проблема обучения глухих детей заключается в том, что они плохо понимают цифры с бумаги и материал трудно объяснить с помощью жестов. В виртуальном пространстве математические принципы визуализируются прямо на глазах. Благодаря этому методу успеваемость повысилась на 16%.

5) Благодаря реализации принципов наглядности, активности учащихся, приближенности к жизни, обучение с использованием технологий ВР существенно ускоряет процесс усвоения материала учащимися.

 

Применение технологий виртуальной реальности в психотерапии. Психотерапия с использованием ВР заключается в создании виртуальных сред, в которых создается ситуация, требующая психотерапевтической работы, и контролируемых психотерапевтом. Например, при лечении различных фобий моделируется ситуация, в которой проявляется конкретная фобия: прогулки по крышам небоскребов (при боязни высоты), авиаперелет (при страхе перед полетами на самолете), “общение” с пауками (при арахнофобии) и т.п. В традиционной когнитивно-бихевиоральной терапии терапевт устраивает терапевтические сессии, в которых создаются ситуации, вызывающие страхи клиента, начиная с наименее травматичных и продвигаясь по иерархии к ситуациям, вызывающим большую тревогу. Например, при лечении боязни высоты начинают с трехэтажного дома, а заканчивают крышей небоскреба. Психотерапевт в этот момент находится рядом с клиентом и при помощи беседы помогает ему прорабатывать свой страх, а при необходимости успокаивает его. Рассмотрим преимущества использования ВР в психотерапии такого вида.

1) Стоимость лечения. Использование технологий ВР позволяет существенно снизить стоимость сеансов, во время которых предполагается погружение клиента в какую-то ситуацию. Во-первых, нет необходимости выходить за пределы психотерапевтического кабинета: достаточно надеть шлем и подключить необходимые устройства (наушники, перчатки и пр.). Психотерапевт при этом может общаться с клиентом при помощи микрофона. Во-вторых, несколько сеансов с использованием ВР обойдутся клиенту намного дешевле, чем, например, несколько авиаперелетов совместно с психотерапевтом при лечении авиафобии.

2) Возможность погружения в среды, малодоступные в реальности. Например, при лечении посттравматических стрессовых расстройств у солдат, прошедших боевые действия, моделируется поле боя с дымом выстрелов, грохочущими орудиями, свистом пуль и осколков. При этом у пользователя есть возможность сесть за управление вертолетом, дойти до лагеря противника и проч., что невозможно осуществить в реальности. При этом есть возможность максимального приближения виртуальной среды к реальной обстановке. Можно вводить только отдельные элементы: например, при работе с арахнофобией разместить в обычной комнате пауков различной величины.

3) Возможность контролировать и перепрограммирования среды в зависимости от ситуации. По мере избавления от страха, психотерапевт обычно усиливает количество стрессогенных факторов: при боязни авиаперелетов усложняет ситуацию от ровного полета до турбулентности и крутых виражей или регулировать передвижение пауков, если речь идет о лечении арахнофобии: хаотического, контролируемого психотерапевтом или самим клиентом.

4) Чувство безопасности у клиентов. Несмотря на то, что при использовании ВР возникает устойчивое ощущение реальности происходящего, подсознательно клиент помнит, что находится в безопасном кабинете психотерапевта, и это позволяет ему расслабиться и обратить внимание на работу со своим страхом.

5) Применение технологий ВР в психотерапии позволит в будущем организовать дистанционное лечение при помощи этого метода.

Об эффективности: в исследованиях на 23 пациентах с диагнозом «клиническая фобия» в 83% случаев отмечено значительное ослабление страха перед пауками после 10—15 сеансов работы в ВР.

Нужно отметить, что все эти свойства ВР полезны не только в психотерапии (при лечении фобий и ПТСР), но и в реабилитации (обучение вождению автомобиля при страхе, появившемся после аварии) и в адаптации: обучение детей с различными степенями аутизма навыкам передвижения и действий в больших торговых центрах.

ВР применяется при хронических болях и в борьбе с наркотическими привязанностями и болезнями стресса В ряде американских клиник уже несколько лет реализуется программа по использованию виртуальных технологий в качестве нефармакологического обезболивающего средства. Погружение в двумерный виртуальный мир (видеоигры) оказывается менее эффективным для преодоления мучительных болей, нежели погружение в трехмерную виртуальную среду. ВР облегчает страдания пациентов при болях самых разных нозологий — при мучительных урологических процедурах, во время физиотерапии на прооперированных мышцах и сухожилиях, во время стоматологических операций.

Эффективность такого психотерапевтического виртуального «лекарства», превышающая эффективность классических опиоидных средств обезболивания (в два и более раз), продемонстрирована на больных с сильными ожогами. Программа («Мир снега») вызывала заметное снижение ощущений боли у больных, поглощая их внимание иллюзией полета через заснеженный каньон с пингвинами, снеговиками и прочим. Снижение ощущений боли в виртуальной среде сопровождается понижением активности центров мозга, связанных с восприятием боли: островка, таламуса, первичной и вторичной соматосенсорной коры, поясной коры. При этом выявлена положительная корреляция между силой иллюзии, т. е. убежденностью испытуемых в том, что они пребывают в виртуальном мире, и ослаблением болевых ощущений.

ПТСР. Программы ВР помогают пациентам осознать и ослабить эмоции, связанные с памятью о травматическом событии. Постепенно пациенты привыкают к реалистичным образам и звукам, характерным для травматической ситуации, что в итоге помогает им бороться с мучающими их воспоминаниями о реальных событиях.

В 1980-90-х годах технологии ВР стали использоваться в нейропсихологии для восстановления движений и когнитивных функций у больных с поражениями головного мозга. Важным преимуществом применения ВР в реабилитационной практике является, то, что эта технология предусматривает активное взаимодействие пациента с виртуальной средой, заметно повышающее его мотивацию к выздоровлению.

 

Использование виртуальной реальности в инженерной психологии, организационной психологии, спортивной психологии и психологии безопасности

1. Разработка на основе виртуальных сред тренажеров и систем-симуляторов для обучения разного рода специалистов (операторов) по управлению сложными техническими системами (атомная станция; воздушное судно; ракетные установки) в типовых и нештатных ситуациях. Как правило, такие тренажеры оснащены датчиками и специальными программами для мониторинга функционального состояния оператора (электроэнцефалография, электрокардиография, электромиография, стабилография, реография, оксигемометрия).

2. Создание прототипов новых объектов. Например, в трехмерном пространстве наблюдатель видит виртуальную модель (самолета, автомобиля, здания) и в течение нескольких минут имеет возможность разобрать ее, изменить ее дизайн, добавить новые компоненты, т.е. сделать то, что в реальности потребовало бы значительных затрат времени и денег. Кроме того, в виртуальной среде можно протестировать любые параметры созданной модели.

3. Проведения видеоконференций и дистанционных рабочих совещаний.

4. Использование «виртуальных аватаров», которые уже начинают служить посредниками в торговой рекламе для демонстрации новых товаров, примерки изделий легкой промышленности, выбора способов расстановки мебели в некотором пространстве.

5. Организация спортивных тренировок, в частности, с моделированием и разыгрыванием тактического противоборства в будущих поединках.

 

Технология виртуальной реальности в свете проблем психофизиологии и нейронаук

Эксперименты по отчуждению тела (опыт out-of-body) с применением систем ВР. Эти эксперименты связаны с проверкой значения зрительной и проприоцептивной информации в восприятии собственного тела.

Экспериментаторы размещали две видеокамеры, как бы соответствующие левому и правому глазу человекоподобного манекена. Визуальные сигналы, получаемые таким образом (то есть сигналы того, что мог бы видеть левый и правый глаз манекена), передавались испытуемому, одетому в шлем ВР. У испытуемого возникал зрительный образ корпуса манекена, слегка опустившего глаза, вместо своего собственного тела. При синхронных прикосновениях к животу испытуемого (он этого не видит) и животу манекена (испытуемый это видит) испытуемый начинает воспринимать «тело» манекена как, в некотором роде, свое тело. Это выявляется в постэкспериментальных беседах и опросах и особенно в серии экспериментов, в которой по животу манекена проводят ножом (испытуемый это видит): в таком случае наблюдается характерный подскок КГР у испытуемого в сравнении с контрольными замерами. Если ритмы прикосновений к животу испытуемого и к животу манекена не совпадают, то эффект восприятия тела манекена как собственного тела выражен в значимо меньшей степени. Данный эффект не проявляется также, если видеокамеры показывают вместо манекена прямоугольный предмет, не похожий на человеческое тело (большую коробку).

В другой серии экспериментов испытуемый стоял в шлеме ВР перед экспериментатором, и визуальные сигналы поступали к испытуемому от видеокамер на голове экспериментатора. В этом случае испытуемый видел собственное тело (от плеч до колен) и узнавал его. Когда и экспериментатор, и испытуемый вытягивали правую руку, касались рук друг друга (как в рукопожатии) и нажимали на них, испытуемому казалось, что он с вытянутой рукой как бы стоит напротив самого себя и пожимает собственную руку. Когда проводили ножом (угрожающе, но безболезненно) по руке испытуемого или по руке экспериментатора, то во втором случае подскок КГР был значимо сильней, т. е. испытуемый сильнее опасался за руку своего иллюзорного «нового» тела, чем за собственную «реальную» руку.

Работы, посвященные виртуальному феномену out-of-body, поднимают вопрос о роли полимодальной стимуляции в формировании субъективных представлений о собственном «физическом Я» и, более широко, о механизмах «саморефлексии» и «самосознания».

 

Привлекательной для психологического анализа выглядит возможная связь проблематики компьютерной виртуальной реальности с исследованиями образа мира или схемы реальности, а также психологического конструирования миров.

 

Перспективным представляется изучение виртуальных реальностей в контексте психологии сознания, в особенности измененных состояний сознания. Общим моментом для обоих направлений исследования можно считать применение специальных допустимых техник: так, техника систем виртуальной реальности - это видеопроекторы, компьютеры, датчики, экраны, шлемы, перчатки, специальные программы; техника же измененных состояний сознания – это психотехники, например, навыки медитации, эриксонианский или обычный гипноз, холотропное дыхание и др. Как известно, имеется также немало химических техник достижения измененных состояний сознания, однако их нельзя признать допустимыми.

 

Билет № 3.

 

1. Концепции дополнения, замещения, симбиоза и преобразования деятельности

пользователей средств информатики.

 

"Искусственный интеллект" и психология / Под ред. О.К.Тихомирова. М.,1976, с.18-40.

Войскунский А.Е. Психология и Интернет. – М., 2010.

 

2. Психологическая характеристика технократического мышления.

 

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994, с. 188-198.

 

Вопрос билета

Из Тихомирова (выжимка, отредактированная мной, этой статьи хватит на ответ)

Сначала идет предыстория, которую можно не учить, но которую я тут приведу, чтобы вы знали, о чем речь.

 

Развитие психологической теории всегда находилось и, естественно, находится сейчас под влиянием философских школ - материалистической и идеалистической. Длительное время метафизический, механистический материализм был единственной альтернативой идеализму. В психологии эта противоположность двух философских направлений приобрела форму противопоставления подхода к живому организму (и человеку) как к машине, автомату, с одной стороны, и идеалистической трактовки психики в виде признания "души" как особой субстанции или интроспективного понимания природы сознания - с другой Дуалистический вариант рассматривал человека как своеобразную "комбинацию" автомата и души. "Автоматный" подход как принцип стал реализацией механистического материализма в психологии. Сегодня доминирующей формой автоматного подхода является рассмотрение работы мозга, поведения живых организмов, включая деятельность человека, по аналогии с работой компьютера (т. е. устройства для обработки информации) и абсолютизация этой аналогии.

Современный автоматный подход в психологии выражает новую форму "кризиса декарто-локковской интроспективной концепции сознания" и современный вариант противопоставления объясняющей и понимающей психологии. Подобно тому, как "человек - машина Ламерти пытается преодолеть все противоречия человеческого духа, вовсе упразднив его" [171, стр. 59], совершенно аналогично поступают современные ученые, подходя к человеку лишь как к электронной машине: "Разумный человек подобен автомату с некоторыми программами поведения или, если угодно,- переработки информации"

Работа автомата описывается часто терминами, достаточно привычными для психолога: "план", "предсказание", "принятие решений", "образование понятий", "цель", "интеллект", "внутреннее состояние" и даже "самосознание". Однако существенным недостатком использования этих понятий является отсутствие дифференциации того реального значения, которое имеют одни и те же термины в случае применения их для характеристики работы автомата и деятельности человека.

Дело не в том, можем мы или нет применять такие термины, а в том насколько с их помощью можно выразить специфику психических явлений и законов. Использование же таких далеко не кибернетических понятий, как "принятие решений", "самосознание", применительно к работе автомата лишь создает видимость действительной естественнонаучной разработки явлений, которые ранее выносились за рамки "научной" психологии. Мы понимаем, что не можем сопоставить «сознание» автомата и «сознание машины».

Одним из наиболее употребительных терминов в рамках автоматного подхода к человеку является "информация". Психолог должен понимать различие в понитии кибернетическом и психологическом. В первом случае - неважна осмысленность (любой источник-информативен, свет - тоже информация).

"Информационная" терминология буквально наводнила психологическую литературу: нейропсихологи выделяют в деятельности мозга "блок приема, переработки и хранения информации", социальные психологи увлечены "информационным взаимодействием" между людьми, а педагогические психологи выделяют, например, в схеме математических способностей "получение информации", "переработка математической информации", "хранение математической информации". Что же касается инженерной психологии, то для нее понятие информации является наиболее близким.

"Информационный подход" захватил даже психотерапию, которая стала определяться как "лечение информацией", а различные виды терапии трактоваться как "различные виды ввода, переработки, действия информации"

Далее в статье приводится несколько подобных понятий, которые используются и там, и там, но я думаю, вы все сможете если что привести примеры. (например, «сигнал», «предсказание»).

Одним из центральных понятий современной психологии является понятие деятельности. Вместе с тем не всегда дифференцируются уровни психологического и кибернетического ее описания, иногда они просто отождествляются. В результате получается, что все люди разделились, по крайней мере, на две категории. Одни обладают сознанием, ставят перед собой цели, их деятельность побуждается мотивами и регулируется эмоциональными переживаниями, другие принимают, передают и перерабатывают информацию.

Тема "принятия решения" относится к числу популярных в современной психологической литературе. При этом, как правило, игнорируются различия между любыми процессами выбора и сознательным выбором, характерным для волевых действий человека.

Что касается "способности охвата явления в целом во всех его связах и опосредованиях", то если речь идет о сложных явлениях, то такой способностью в строгом смысле не обладает ни человек, ни машина.

 

Наряду с направлением, разрабатывающим методы машинного решения задач, фактически сложилось направление, в котором ЭВМ рассматриваются прежде всего как орудие человеческой деятельности, средство для усиления человеческих возможностей. Называется оно по-разному: "симбиоз человека и ЭВМ", "синергизм человека и машины", "решение задач системой человек - ЭВМ", "решение задач в условиях оперативного взаимодействия" (on-line problem solving), "решение задач в режиме диалога". Примером работ этого типа может служить проект "MAC" (первые буквы от английских слов machine added cognition, т. е. познание, опосредованное машинами), разрабатываемой в Массачусетском технологическом институте. В этих работах на первый план выдвигается задача повышения эффективности взаимодействия человека и ЭВМ путем приспособлениям ЭВМ к нуждам пользователей разной квалификации, которые не являются специалистами в области программирования, а также путем облегчения кооперации между пользователями.

В этом контексте ставится задача сделать ЭВМ "хорошим партнером" в процессе взаимодействия с человеком, берется курс не на замену человека машиной, а на повышение эффективности различных форм умственного труда человека, пользующегося ЭВМ.

Отечественные специалисты относят это второе направление также к работам по "искусственному интеллекту". Выделялось два "глобальных направления": разработка способов машинного решения проблем и взаимодействие человека и ЭВМ.

Эффективное проектирование и использование автоматизированных систем требует согласования характеристик двух подсистем: человека и компьютера.

При чисто технологическом подходе считается, что взаимодействие человека и компьютера тем лучше, чем быстрее компьютер реагирует на действия или запросы человека. Психологические же исследования показали, что проблема реально является более сложной и многогранной. Оказалось, например, что степень отрицательного влияния задержки ответа компьютера на деятельность пользователя не является простой функцией длительности задержки. Наиболее значительным фактором оказалась степень неопределенности представлений пользователя о возможной длительности задержки, степень несоответствия реальной задержки ожиданиям человека. Этот пример показывает, что недостаточно уделять внимание только компьютеру при организации эффективного взаимодействия человека с компьютером.

Теперь основная часть билета:

 

Практика создания автоматизированных систем показывает, что иногда возникает так называемый "психологический барьер" - недоверие к машинным решениям. Есть основания считать, что он является следствием несогласованности двух подсистем в системе "человек - компьютер". На основании конкретных психологических исследований необходимо определять, в каком объеме, виде, последовательности могут и должны предъявляться человеку промежуточные результаты его деятельности, предварительные варианты конечного решения, чтобы они могли быть успешно "ассимилированы" человеком.

ЭВМ заменяет или замещает человека во всех сферах умственного труда. Это - теория замещения. Чтобы проверить, однако, обоснованность этой теории влияния ЭВМ на психические процессы человека, исходящей из допущения, что эвристическая программа воспроизводит творческое мышление человека, необходимо проанализировать соотношение процессов управления поиском решения одной и той же задачи человеком и ЭВМ. Как было показано ранее в нашей лаборатории, эти процессы не совпадают Воспроизведение компьютером некоторых внешне наблюдаемых результатов человеческой деятельности осуществляется без воспроизведения человеческих эвристик.

Концепция замещения не выражает реальных отношений между мышлением человека и работой компьютера, не выражает влияние второго на развитие первого.

Под влиянием работ по "искусственному интеллекту" сложилась информационная теория мышления человека, которую мы считаем нужным отличать от психологической теории мышления. Первая часто формулируется как описание мышления на уровне элементарных информационных процессов и имеет дело прежде всего с неколичественными характеристиками информационных процессов.

Смысл информационной теории мышления заключается в следующем. Всякая деятельность, в том числе и мышление, может и должна изучаться относительно независимо от изучения его нейрофизиологических, биохимических и т. п. основ. Хотя различия между мозгом и вычислительной машиной очевидны, имеется определенное сходство в их функционировании. Главной посылкой объяснения человеческого мышления на уровне обработки информации считается положение, что сложные процессы мышления составляются из элементарных процессов манипулирования символами. В общем виде эти элементарные процессы обычно описываются так: прочтите символ, напишите символ, скопируйте символ, сотрите символ и сопоставьте два символа. Нетрудно заметить, что "элементарные информационные процессы" или "элементарные процессы манипулирования символами" есть не что иное, как элементарные операции в работе счетной машины. Таким образом, требование изучать мышление "на уровне элементарных информационных процессов" фактически расшифровывается как требование объяснить человеческое мышление исключительно в системе понятий, описывающих работу вычислительного устройства.

Основными рабочими понятиями в рамках анализируемой концепции являются: 1) информация, 2) переработка информации, 3) информационная модель. Информация - это по существу система знаков или символов. Переработка информации - различного рода преобразования этих знаков по заданным правилам ("манипулирование символами", как говорят некоторые авторы). Информационная модель (или "пространство проблемы" в отличие от среды задачи) - сведения о задаче, представленные или накапливаемые (в виде кодового описания) в памяти решающей системы. Представление о том, что в основе поведения мыслящего человека лежит сложный, но конечный и вполне определенный комплекс правил переработки информации, стало как бы положением, дифференцирующим "научный" и "ненаучный" (т. е. допускающий "мистику") подходы.

 

Если принять информационную теорию мышления (т. е. его описание по аналогии с работой ЭВМ), то ответ на вопрос, в чем состоит влияние ЭВМ на человеческое мышление, может быть один: ЭВМ дополняет человеческие возможности по переработке информации, увеличивая объем и скорость такой переработки. Эту точку зрения можно назвать теорией дополнения. В рамках теории дополнения отношения между работой человека и ЭВМ, если они объединяются в одну систему, есть отношения двух частей одного целого - "переработки информации". Вместе с ЭВМ человек больше, быстрее и, может быть, точнее обрабатывает информацию, происходит чисто количественное увеличение его возможностей.

Мы не можем принять теорию дополнения, обсуждая вопрос о влиянии компьютеров на развитие психической, мыслительной деятельности человека, поскольку информационный подход, на котором она основывается, не выражает действительного строения мыслительной деятельности человека.

 

Умственная деятельность сохраняет свое опосредствованное строение, но само средство является новым. Значит, вопрос о влиянии ЭВМ на развитие умственных процессов человека должен быть переформулирован так: в чем отличие опосредования умственных процессов компьютером от опосредования знаками?

В настоящее время ставится и реально осуществляется задача создания систем "человек - ЭВМ". Создание таких систем затрагивает много научных проблем: технические, логико-математические, социологические, психологические. Остановимся более подробно на психологических, которые, к сожалению, часто не выделяются, а самая задача создания системы "человек - ЭВМ" понимается как обеспечение синтеза двух автоматов.

1. В чем специфика человеческой деятельности в системе "человек - ЭВМ" по сравнению с другими формами деятельности?

Согласно обычно используемому определению, система "человек - ЭВМ" не может функционировать без, по крайней мере, одного человека и одной программы, хранимой в памяти ЭВМ. Следовательно, речь идет о таких формах человеческой деятельности, которые не могут осуществляться без участия ЭВМ.

Одна из характерных особенностей человеческой деятельности в рассматриваемых системах - немедленное получение сведений о тех или иных результатах своих действий. Преобразование этой регуляции в умственной деятельности человека и есть одно из выражений влияния ЭВМ. Это преобразование механизмов обратных связей делает процесс более управляемым.

2. В чем конкретно состоит изменение умственной деятельности человека, работающего в системе "человек - ЭВМ"? Чаще всего изменение это описывается как освобождение от технических, исполнительских компонентов, как "эврологизация" деятельности.

Возьмем ситуацию работы человека в системе "человек - ЭВМ". ЭВМ обладает алгоритмом решения шахматных задач двухходовок. У человека появляется потребность узнать, каково решение данной конкретной задачи. Достаточно поставить перед ЭВМ цель и ввести описание условий конкретной задачи, чтобы получить требуемый план действий для достижения цели. Можно ли сказать, что компьютер освободил данного человека от алгоритма? Нет, нельзя, т. к. алгоритм этот не был известен человеку. Значит, более корректная психологическая квалификация этого случая заключается в указании на то, что человек освобожден от необходимости самого поиска решения задачи. Как показывают специальные психологические эксперименты, даже решение шахматной задачи выступает часто как подлинно творческая деятельность. Следовательно, в данном конкретном случае человек освобождается не от "механической", а от "творческой" работы. В более общем виде мы можем сказать, что применительно к задачам, алгоритм которых либо неизвестен человеку, либо настолько сложен, что его применение невозможно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...