В. Основные положения и движения
Способ держания эспадрона
Правильное держание эспадрона обеспечивает точное управление им в бою. Эспадрон держится следующим образом: большой палец накладывается на верхнюю сторону рукоятки (спинку), слегка не доходя до гарды. Против него со стороны нижней части рукоятки (брюшка), охватывая ее первым и вторым суставами, лежит указательный палец, касаясь гарды. Остальные пальцы охватывают рукоятку вторыми суставами со стороны ее брюшка, прижимая ее к мякоти ладони. Три точки опоры (охват большим и указательным пальцами и упор в мякоть ладони) придают эспадрону надлежащую устойчивость. Это предохраняет от выбивания противником эспадрона из руки и создает хорошее управление клинком.
Выбор оружия
При выборе оружия обращают основное внимание на: а) соответствие толщины рукоятки особенностями строения кисти бойца: при большой ладони и длинных пальцах необходима более толстая рукоятка, а при коротких пальцах — более тонкая; б) развеску эспадрона— эспадрон должен иметь центр тяжести на расстоянии 2—3 см по клинку от эфеса (гарды); в) качество клинка: он не должен хлестать, и не быть очень жестким — упругим. Боец должен чувствовать удобство в управлении эспадроном. Необходимо также обратить внимание на правильность закалки и соотношения толщины слабой, средней и сильной частей клинка. Правильно закаленный и соответствующий по форме клинок должен иметь при уколе прогиб в первой трети, считая от конца.
Стойка «смирно» (с оружием и маской)
Уставная стойка «смирно»: эспадрон в левой руке, большой палец на внутренней поверхности гарды, остальные четыре пальца обхватывают клинок под гардой. Острие направлено вниз (назад) и находится на расстоянии 10—15 см от пола. Левая рука, согнутая в локте, держит маску: большой палец левой руки пропускается вовнутрь маски с левой стороны внизу у подбородка, остальные пальцы обхватывают маску снаружи. Маска упирается в плечо и обращена сеткой вперед (рис. 141).
Исходное положение
Положение ног и туловища такое же, как в рапире. Вооруженная рука выносится вперед, под углом в 45° к телу бойца. Кисть левой руки на бедре, большим пальцем назад (рис. 142).
Приветствие (салют)
Исполняется из исходного положения следующим образом: согнув руку в локте, поднести кисть вооруженной руки к подбородку, лезвие направлено влево, клинок вертикально. Для приветствия противника надо вытянуть руку вперед в направлении противника до горизонтального положения, лезвие вправо. После приветствия принимается исходное положение.
Фехтовальная стойка
Особенности фехтовальной стойки в эспадроне: вооруженная эспадроном рука, слегка согнутая в локте, поднята вперед; кисть на высоте 4—6 ребра, локоть слегка повернут внутрь, острие эспадрона на высоте воротника и в линии правого глаза; лезвие направлено вправо — вниз; кисть невооруженной руки на бедре — большой палец назад (рис. 143). Переход в фехтовальную стойку из исходного положения может выполняться на три, два и на один счет. 1) На три счета: раз — правая рука вытягивается горизонтально, вперед — лезвие, вправо — вверх, два — правая рука сгибается в локте под углом 110 — 115°, острие на высоте воротника и в линии правого глаза, три — правая нога выставляется вперед по направлению к противнику на 2 ступни. Ноги сгибаются в коленях под углом 130—135°. 2) На два счета: раз — рука — то же, что в первом случае, два — одновременное выполнение вышеописанного 2-го и 3-го приема. 3) На 1 счет: из исходного положения принимается в один счет описанное выше положение фехтовальной стойки. В дальнейшем, при усвоении занимающимися основных движений вооруженной руки, переход из исходного положения в боевую стойку производится круговьм движением оружия в вертикальной плоскости сначала на себя, концом назад, и далее концом вверх — вперед, до 3-й позиции. Движение происходит в локтевом суставе. Одновременно правая нога выставляется вперед на 2 ступни и сгибается в коленном суставе.
Фехтовальная стойка в эспадроне, в зависимости от индивидуальных особенностей бойца, может видоизменяться. Для примера дается описание стоек некоторых мастеров. Стойка мастера Булочко. Свободная, непринужденная фехтовальная стойка, характеризующаяся частым чередованием выпрямления и значительного сгибания ног в коленных суставах. Вооруженная рука часто опускается вниз. Левая рука свободно опущена (рис. 144, 145). Стойка мастера Сазонова. Низкая фехтовальная стойка. Плечи сильно поданы вперед. Центр тяжести перемещен на правую ногу. Вооруженная рука значительно ниже, чем в обычной стойке. Боец сгруппирован; все поражаемые части тела закрыты (рис. 146).
Сбор
Для возвращения из фехтовальной стойки в исходное положение дается команда «сбор». Сбор выполняется следующим образом: 1. Правая нога приставляется к левой, одновременно обе ноги выпрямляются; вооруженная рука вытягивается горизонтально вперед — лезвие эспадрона вправо. 2. Сгибанием в локтевом суставе кисть вооруженной руки подносится к подбородку, клинок вертикально, лезвие влево. 3. Разгибанием в локтевом суставе вооруженная рука приводится в исходное положение.
Передвижения
Передвижения в эспадроне производятся так же, как в рапире, но так как в поражаемое пространство входит рука, то надо быть особенно внимательным и осторожным при сближениях с противником.
Выпад
Техника выполнения выпада при фехтовании на эспадроне отличается от выпада при фехтовании на рапире лишь тем, что левая рука остается на бедре. Однако в ряде случаев бойцы производят левой рукой движение, напоминающее движение в рапире. Учитывая, что при фехтовании на эспадронах производятся довольно значительные по амплитуде движения вооруженной рукой, необходимо строго следить за тем, чтобы выпад выполнялся лишь в тот момент, когда вооруженная рука почти закончила свое движение (рис, 147).
Чрезмерно большой выпад, затрудняющий возвращение в фехтовальную стойку, невыгоден, так как, в случае неудавшейся атаки, трудно защититься, оставаясь на выпаде. Возвращение с выпада производится, как в рапире.
Атака «стрелой»
Для нанесения удара или укола с дальней дистанции применяется, кроме шага вперед и выпада, атака стрелой. Техника выполнения: из боевой стойки, толчком левой ноги — центр тяжести переносится на правую ногу. При дальнейшем движении правая нога энергично выпрямляется в момент, когда корпус и вооруженная рука сильно наклонены вперед. Удар должен произойти тогда, когда правая нога, туловище, рука, оружие — составляют почти прямую линию. Левая нога в момент удара свободно висит в воздухе, слегка согнутая в колене. После нанесения удара левая нога служит «подставкой» для того, чтобы тело бойца не упало при дальнейшем движении. В виду сильного и стремительного броска боец после нанесения удара пробегает, имея противника слева или справа от себя.
«Вольно»
В перерывах принимается положение «вольно». Боец находится в фехтовальной стойке, выпрямляет ноги и свободно опускает руки вниз.
Позиции
В фехтовании на эспадронах имеется шесть позиций. 1-я позиция. Вооруженная рука поднята вперед до положения кисть и локоть на высоте плеча, лезвие вверх — влево (8-е направление клинка — рис. 148—149). Выполнение из 2-й позиции: рука сгибается в локтевом суставе, оружие и предплечье направляются полукруговым движением на себя и затем от себя влево под углом в 45° до положения 1-й позиции. Выполнение из 3-й позиции: поворотом предплечья эспадрон опускается острием справа вниз налево, как бы подхватывая клинок противника, вооруженная рука перемещается до положения 1-й позиции.
Выполнение из 5-й позиции: поворотом предплечья эспадрон опускается острием слева — направо с дальнейшим движением вниз — налево, как бы подхватывая клинок противника. Вооруженная рука перемещается до положения 1-й позиции. В этом переходе амплитуда движения несколько больше по сравнению с предыдущей.
2-я позиция. Вооруженная рука поднята вперед; кисть на высоте правого соска, рука слегка согнута в локте; острие клинка на высоте колена, лезвие направлено вправо— вверх (5-е направление клинка — рис. 150—151). Выполнение из 1-й позиции: рука сгибается в локтевом суставе, оружие и предплечье направляются полукруговым движением на себя и от себя вперед ш несколько вправо, принимая положение 2-й позиции. Выполнение из 3-й позиции: рука сгибается в локтевом суставе, оружие и предплечье направляются влево от себя. Затем, за счет разгибания в локтевом и небольшого движения в плечевом суставах, при опускании локтя принимается 2-я позиция. Выполнение из 5-й позиции: рука сгибается в локте, оружие й предплечье направляются на себя вниз. Затем, за счет разгибания в локтевом, небольшого движения в плечевом суставах, принимается 2-я позиция. 3-я позиция. Рука поднята до уровня плеча и слегка согнута в локтевом суставе, эфес незначительно выше локтя, локоть слегка повернут внутрь, острие на уроппе воротника и в линии правого глаза, лезвие направлено вниз — направо (6-е направление клинка — рис. 152—153). Выполнение из 2-й позиции: рука сгибается в локте, оружие и предплечье направляются на себя. Затем, за счет опускания локтя про одновременном разгибании в локтевом и небольшого движения в плечевом суставах, принимается 3-я позиция. Выполнение из 4-й позиции: за счет разгибания в локтевом и незначительного движения в лучезапястном суставах рука, направляется вперед — вправо. Во время движения руки эспадрон направляется большим пальцем из почти вертикального положения в положение 3-й позиции. 4-я позиция. Вооруженная рука, согнутая в локте, поднята вперед, кисть на высоте пояса, острие эспадрона на высоте и в линии левого глаза, лезвие направлено влево — вперед (7-е направление клинка—рис, 154—155). Выполнение из 3-й позиции: рука за счет движения в плечевом и локтевом суставах направляется на себя и незначительно влево. Кисть при движении в лучезапястном суставе перемещает лезвие эспадрона из направления вниз — направо в направление влево — вперед. Выполнение из 5-й позиции: рука за счет движения в плечевом и локтевом суставах направляется на себя вниз и незначительно влево. Кисть при движении в лучезапястном суставе перемещает лезвие эспадрона из направления вверх — вперед в направление
влево — вперед. Выполнение из 2-й позиции: после незначительного выпрямления руки и вращательного движения предплечьем вооруженная рука направляется на себя и незначительно влево. При движении предплечья оружие описывает значительную полудугу снизу — вверх — налево от себя, причём локтевой сустав приводится к правому боку.
5-я позиция. Вооруженная рука поднята так, что эфес находится на высоте лба, несколько правее головы, локоть слегка согнут, лезвие обращено вверх — вперед, острие клинка чуть выше эфеса и направлено диа-, тонально вперед — влево (5-е направление клинка—рис. 156—157). Выполнение из 2-й позиции: рука сгибается в локтевом суставе, оружие и предплечье полукруговым движением направляются на себя. Затем, за счет разгибания в локтевом суставе, вооруженная рука направляется вперед — вверх. При движении направление лезвия не меняется. Выполнение из 3-й позиции: поворотом предплечья эспадрон опускается вниз — влево, как бы подхватывая клинок противника. Затем, за счет разгибания руки в локтевом суставе, оружие направляется вверх — вперед. Выполнение из 4-й позиции: направляя острие эспадрона вперед — вверх с одновременным поворотом предплечья, вооруженная рука направляется вверх — вперед за счет разгибания в локтевом и плечевом суставах, принимая 5-ю позицию.
6-я позиция. Аналогична пятой, но эфес на высоте лба с левой стороны лица, лезвие обращено вперед — вверх. Острие клинка чуть выше эфеса и направлено диагонально вперед—вправо (рис. 158—159). Выполнение из 3-й позиции: направляя гарду эспадрона вперед — влево за счет выпрямления руки и сгибания в кисти, поворотом предплечья справа — налево принимается 6-я позиция. Выполнение из 2-й позиции: после незначительного выпрямления руки и вращательного движения предплечья вооруженная рука посылается вверх — влево. Направление острия клинка регулируется большим пальцем и движением кисти.
Отбивы
Отбивом называется конечное движение, совершаемое при пере ходе из одной позиции в другую и направленное на выведение из ли нии пришедшего в соприкосновение оружия противника. Производится энергичным сжиманием всех (особенно большого пальцев и ротационным дгзижением предплечья вооруженной руки
Полуразмахи
Для создания представления о направлениях клинка и об амплитуде движений при ударе на эспадронах используются в виде подго товительных упражнении, так называемые, полуразмахи. Они произ водятся по 5 основным направлениям.
1. Вертикальное движение — удар по голове. Из фехтовальной стойки: а) замах — предплечье и оружие принимают вертикальное положение; б) энергичным разгибанием руки в локте, с одновременным нажимом большим пальцем на спинку рукоятки, оружие посылается вперед, клинок в 3-м направлении. В момент удара кисть на высоте лба (рис. 160). 2. Горизонтальный удар с левой стороны (по правой щеке) (рис. 161). Из фехтовальной стойки производится: а) замах — оружие и предплечье через вертикальное положение полукруговым движением на себя переходят в горизонтальное положение; лезвие влево — острие клинка назад; б) энергичным разгибательным движением руки оружие повылается вперед: большой палец направляет оружие в момент удара, рука выпрямляется в локте. 3. Диагональный удар слева — снизу — вверх (по правому боку) (рис. 162). Из фехтовальной стойки производится: а) замах — оружие и предплечье полукруговым движением через вертикальное положение перемещаются до положения — оружие и предплечье диагонально перед собой, кисть несколько ниже плеча и слегка ниже левого плеча; острие направлено влево и вверх; лезвие влево и слегка назад, так чтобы плоскость клинка совпала с плоскостью предполагаемого удара; б) энергичным выпрямлением руки оружие посылается вперед. В момент удара рука вытянута, лезвие направлено вверх — направо, острие слегка ниже уровня подмышечной впадины. 4. Горизонтальное движение справа — налево (удар по левой щеке). Из фехтовальной стойки производится: а) замах — оружие и предплечье полукруговым движением через вертикальное положение от себя вправо переходят в положение, близкое к горизонтальному, — острие направлено вправо и слегка вверх, лезвие — на себя; б) разгибательным движением руки оружие посылается вперсд — влево и незначительным движением из горизонтального положения (рис. 163). 5. Диагональное движение справа — снизу—вверх (удар по левому боку). Из фехтовальной стойки производится: а) замах — оружие и предплечье через вертикальное положение полукруговым движением отводятся назад и вправо, после чего, б) продолжая полукруговое движение, рука посылается вниз — вперед — вверх, оружие, за счет незначительного движения в кисти, описывает несколько больший полукруг, чем рука.
Удары
Удар по голове. Из положения фехтовальной стойки вооруженная рука резко посылается вперед. В момент удара кисть на высоте лба. Удар по правому боку. Из положения фехтовальной стойки полукруговым движением в локтевом суставе последовательно — на себя, вниз — влево и затем вперед — вверх производится удар по правому боку. В конце движения рука энергично разгибается. При окончании удара клинок в 5-м направлении. Удар по правой щеке. Из положения фехтовальной стойки рука, выпрямляясь, производит энергичное дугообразное движение вперед — влево (минуя руку и грудь противника). При окончании удара клинок во 2-м направлении. Удар по левому боку. Из положения фехтовальной стойки рука вытягивается вперед — вправо с поворотом до положения лезвия вниз — налево; движение заканчивается режущим диагональным ударом по туловищу. Одновременно с ударом производится выпад. После удара вооруженная рука возвращается в 3-ю позицию. Удар по левой щеке. Из положения фехтовальной стойки рука вытягивается вперед и незначительно вправо с поворотом лезвия влево и наносится удар по левой щеке. Удар может быть простой, как удар по голове, и режущий но направлению — на себя, влево — вниз. После удара вооруженная рука возвращается в 3-ю позицию. Удары по руке. В современной технике и тактике фехтовального боя на эспадронах удлры по руке имеют большое значение. Тонкие движения кистью и дорчщее управление оружием большим пальцем, при быстрых перемещениях вооруженной руки, делают удары по руке весьма опасными для противника, если удачно выбран момент их применения. Эти удары могут наноситься по кисти и предплечью вооруженной руки противника. Они производятся аналогично ударам по руке, правой щеке, правому и левому боку, но с меньшей амплитудой движений. Особое значение при ударе по руке имеет точность направления конца оружия, регулируемая движением пальцев и кисти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|