Д. Методические замечания к обучению
I. ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ И ДВИЖЕНИЯМ
Указания по методике обучения основным положениям и движениям, данные в главе седьмой, остаются целиком верными и для эспадрона. Однако в методике обучения фехтованию на эспадронах имеются свои особенности.
Держание эспадрона
1. При обучении держанию эспадрона, помимо общего рассказа и показа, необходимо показать его персонально каждому, исправив неточности. В процессе занятий систематически проверяется правильность держания. Особенно следует обращать внимание на часто встречающуюся ошибку: держание рукоятки в обхват, прижимая ее к мякоти большого пальца. Такой способ держания резко ухудшает управление концом оружия. 2. В стойке «смирно» обращать внимание на осанку, а при передвижении по залу не допускать поднимания конца оружия, так как сзади идущий занимающийся может наткнуться на острие клинка.
Позиции
Изучение техники выполнения позиций осуществляется в следующей последовательности: а) даются общие сведения о позициях и механизме движения вооруженной рукой, т. е., что закрывает данная позиция, если она является защитой, и на какие действия вызывает бойца, если применяется как вызов; б) усваивается сущность движений: движения в локтевом суставе, при закрепленной кисти; в) последовательно изучаются: 3—2—4—5—1—6 позиции и переходы из одной позиции в другую; г) изучается техника переходов из одной позиции в другую при передвижениях. Если механизм движения плохо понимается, можно использовать следующий методический прием: преподаватель держит занимающегося левой рукой за локоть, а правой за кисть и производит его рукой
Для проверки правильности принятой позиции следует широко использовать зеркало. Примеры переходов из одной позиции в другую при передвижениях (переходы выполнять из фехтовальной стойки): 1. С шагом вперед 2-м закройсь—показать укол—коли—закройсь—шаг назад. 2. С шагом вперед 4-м закройсь—голову свыпадом руби—закройсь—шаг назад. 3. С шагом вперед 5-м закройсь — голову с выпадом руби — закройсь — шаг назад. 4. С шагом вперед 2-м — 5-м закройсь — голову с выпадом руби — закройсь — с шагом назад 3—4 закройсь. 5. С шагом вперед 4-м и 3-м закройсь — показать укол — коли — 2-м закройсь — правую щеку руби — закройсь — скачок назад. 6. Два шага вперед — 4-м закройсь — левый бок руби — 5-м закройсь — голову руби — закройсь — 3 шага назад. 7. С шагом вперед 7-м закройсь — голову с кругом руби вперед, закройсь — показать укол — коли — закройсь — три шага назад.
Полуразмахи
Изучая, технику полуразмахов, следует: 1) Дать общее представление о полуразмахах как подготовительных движениях и о технике их выполнения, подчеркивая, что движение происходит в локтевом суставе при неподвижно закрепленной кисти. 2) Изучить движения предплечья по 5 основным направлениям — вертикальному, горизонтальному слева—направо, диагональному слева—снизу—вверх, диагональному справа — снизу—вверх, горизонтальному справа — налево. Следует обращать внимание на основные ошибки (при движении предплечье опускается, локоть прижимается к туловищу, кисть с оружием не следует за движением предплечья) и на точное направление лезвия и четкость движений. 3) Изучить согласованность движений предплечья и кисти, в частности, под команду преподавателя, обучить производить внезапную остановку движения вооруженной руки вначале на небольшой скорости, а в дальнейшем—при максимальной.
Движения при выполнении полуразмахов должны быть энергичны и быстры. В процессе обучения необходимо последовательно переходить от более широких движений к более узким и точным и обращать
Удары и уколы
Изучение техники основных ударов и уколов и совершенствование быстроты, точности движений производится на чучелах и мишенях. Каждый прием изучается последовательно с дистанций — ближней, средней, дальней. При выполнении удара с выпадом он всегда следует в последний момент движения вооруженной руки. Изучение техники выполнения ударов на чучелах производится в такой последовательности: 1) Даются общие сведения об ударах, их силе, направлении лезвия, степени замаха и о сочетании движения вооруженной руки и выпада (обращается особое внимание на легкость удара, достигаемую за счет сжимания кисти и пальцев в конце движения удара). 2) Изучаются удары последовательно с ближней дистанции, со средней дистанции—удары с выпадом и, наконец, с дальней дистанции — с шагом вперед и выпадом. В технике выполнения ударов следует обращать внимание на то, чтобы при изучении удара по голове, по правому боку и правой щеке не задерживалось имеющееся небольг шое поступательное движение вперед в момент соприкосновения оружия с чучелом. Для занимающихся, наносящих грубые удары, следует иногда вводить удары с остановкой клинка за 2—3 сантиметра от чучела путем сокращения мышц вооруженной руки. Однако злоупотреблять этим не рекомендуется. 3) Изучается техника ударов в сочетании с движением вперед из различных позиций. Техника уколов изучается параллельно с ударами. Удары производятся по голове, правому и левому боку и правой и левой щеке. Они могут выполняться или кратчайшим движением при атаке в открытый сектор, или обходя оружие противника. Техника выполнения в последнем случае видоизменяется за счет большей амплитуды движения при ударах по правому и левому боку и за счет предварительного небольшого замаха или ударах по голове, правой и левой щеке.
II. ОБУЧЕНИЕ ПРОСТЫМ БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Простые атаки
Кроме указаний, имеющихся в главе седьмой, и указаний по обучению простым атакам, необходимо оттенить следующее: а) при изучении атак последовательно применяются: ближняя, средняя, дальняя дистанции; б) при изучении переводов и переносов очень важно заострить внимание занимающихся на глубоком посыле вооруженной руки. Основные ошибки при этом: а) при переводе острие сразу перемещается из одной линии в другую, с последующим выпадом; б) при перелосе — окончание движения вооруженной руки производится со значительным опозданием, когда выпад уже закончен. При массовом обучении выполнение движений производится по шеренгам со взаимной проверкой занимающимися точности движений. При изучении ударов по руке необходимо обратить внимание на точность попадания, на наименьшую амплитуду движений и на быстроту перемещения оружия. Совершенствование ударов по руке идет на всем протяжении курса. Умение наносить удары по руке из различных положений вооруженной руки показывает техническое совершенство бойца. Примеры. Противник находится в 3-й позиции. 1. Шаг вперед — удар по руке с внутренней стороны. 2. Шаг вперед — удар по руке снизу. 3. С шагом вперед — закрытие 2-м — удар по руке снизу. Противник находится в 4-й позиции. 4. Шаг вперед — удар по руке с наружной стороны. Противник находится во 2-й позиции. 5. Шаг вперед — удар по руке сверху. 6. С шагом вперед — закрытие 6-м — удар по руке сверху.
Защиты
В методике обучения защитам необходимо обратить особое внимание на следующие основные моменты: 1) Указать занимающимся точные границы каждого отдельного движения. 2) Добиваться резкой и точной остановки движения вооруженной рукой в момент принятия защиты. 3) При массовом обучении производить систематическую проверку правильности выполнения защит друг у друга. 4) В индивидуальном уроке тщательно проверять; направление лезвия клинка в зависимости, от плоскости удара противника, согласованность движения кисти и острия клинка (острие должно следовать вперед, а не отставать от движения кисти). Вооруженная рука всегда должна двигаться навстречу клинку противника и производить движение по амплитуде, достаточной для того, чтобы противник не мог нанести удара.
Для проверки усвоения этого положения и правильности его выполнения преподавателю надлежит периодически производить удары, не доводя их до границ защиты на 5—10 см. Будет ошибкой, если обучаемый втянется» за клинком преподавателя. 5) При защитах уклонением и уходом вырабатывать наблюдение за действиями противника, указывая, что малейшее опоздание в принятии решения повлечет за собой получение удара.
Ответные атаки
В методике изучения ответных атак необходимо отметить следующие моменты: 1) Должно быть дано общее представление о той или иной ответной атаке, тактическом ее применении и механизме движения вооруженной руки. Особое внимание обращать на скорость ответных атак, правильность и точность движений и разнохарактерность ответных атак в зависимости от положения оружия противника. 2) Крайне важно уяснение схемы взаимосвязи движений в локтевом, лучезапястном и плечевом суставах руки при ответных атаках. 3) Особое внимание уделяется изучению ответных атак после взятия 1-й защиты в виду сложности движения. Чрезвычайно важна выработка максимального по скорости движения. После взятия защиты ответ должен следовать немедленно. 4) Важна выработка автоматизма движений, но одновременно и тренировка сознательного их выбора. В индивидуальном уроке поэтому необходимо ответные атаки изучать в меняющейся последовательности. 5) Соревнования на защиты и ответы закрепляют полученные навыки, делают их тактически осмысленными.
Примеры
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|