Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Действующие лица. Зачинщики. Часть 1. Психологические аспекты проблемы отверженности. Считается, что обижают и утверждаются за счет других дети, сами не уверенные в себе, «обиженные жизнью»




ГЛАВА 1. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Зачинщики

Вот два доброжелательных в общении со всеми остальными (и особенно со взрослыми) третьеклассника рассматривают аль­бом своего товарища и громко смеются, комментируют каждую страницу, стараясь привлечь внимание остальных. Одноклассник в это время мирно сидит за своей партой и читает книгу. К этим ребятам он до этого не подходил, никак с ними не взаимодей­ствовал. Что побуждает ребят вести себя таким образом? Они за что-то мстят или пытаются так завоевать внимание остальных? Эти ребята претендуют на лидерские позиции в классе, а вы­смеиваемый ими мальчик непопулярен среди одноклассников (о нем негативно отзывались в беседе со мной и некоторые ро­дители), кроме того, он не станет бросаться на обидчиков с ку­лаками...

Обычно один-два человека в классе становятся инициатора­ми травли или активного неприятия одноклассника. Им по ка­ким-либо причинам не понравился кто-то из одноклассников, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонст­ративно избегать, не принимать в игры. Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем в классе, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициа­торами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек, а в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают за­щищать изгоя. Чаще всего в основе преследования кого-либо лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля — это результат личной мести за что-либо.

Считается, что обижают и утверждаются за счет других дети, сами не уверенные в себе, «обиженные жизнью». Согласно Аль­фреду Адлеру, «часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компен-



ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ


ГЛАВА 1. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА


 


сации. В этом случае в человеке присутствуют надменность, навязчивость, самодовольство, высокомерие и т. п. »*. Однако я наблюдала, как зачинщиками становились и вполне благополуч­ные ребята. Они были настолько уверены в своем превосход­стве, что считали себя вправе насмехаться над другими и пре­следовать чем-то не угодивших им сверстников. Такая позиция детей во многом объяснялась позицией их родителей, которые полагали, что неугодного им ребенка надо убрать из класса. В личной беседе со мной эти родители не только не соглашались признать поведение своих детей недопустимым, характеризуя их как очень добрых и благородных в повседневной жизни (и нищим подает, и над бездомными животными слезы пролива­ет). Они активно отрицали вину собственного ребенка: мол, все его действия являются защитой от произвола со стороны жер­твы, которая сама виновата (действительно, пострадавшие час­то провоцируют недоброжелательное к себе отношение, но не до такой же степени).

Итак, инициаторами травли могут стать:

—активные, общительные дети, претендующие на роль ли­дера в классе;

—агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безот­ветную жертву;

—дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;

—дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подоб­ный шовинизм или снобизм является результатом соответ­ствующего семейного воспитания);

—эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

—максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте).

* Адлер А. Наука жить. Киев: «Port-royal», 1997. С. 154.


Зачинщиков, по моим наблюдениям, отличает следующее:

• Высокая самооценка и высокий уровень притязания.

Аркаша не раз демонстрировал пренебрежение к одноклассникам. Как-то на уроке на весь класс смеялся над тем, как соседка по парте написала упражнение в тетради. Любимая поза — развалив­шись за партой, нога на ногу. При этом он всем своим видом демонстрирует уверенность в себе (во всех тестах подчеркивает, что он хороший, заботится о близких: «Я волнуюсь и забочусь о других»).

• Стремление объединить вокруг себя одноклассников, что­
бы почувствовать себя значимым, быть в центре внимания.

Третьеклассники снимали мишуру и бантики, украшавшие класс во время празднования Нового года. Дима, прицепив бантики к портфелю Мити, встает рядом и громко смеется, показывая на портфель. Никто из ребят, да и сам Митя, сначала внимания на происходящее не обращают. Тогда Дима начинает ловить прохо­дящих мимо ребят, показывать, что сделал, призывая посмеяться вместе. Некоторые одноклассники охотно начинают хихикать, кто-то цепляет еще бантики на портфель. Митя все так же рав­нодушен к происходящему — он с увлечением листает книгу. Похоже, что Диме не столько важно разозлить, обидеть Митю, сколько привлечь внимание одноклассников, повеселить их (пусть за счет унижения Мити).

• Стремление добиться справедливости.

Петя побил Витю, случайно опрокинувшего подставку с учебни­ками своей соседки по парте. Обычно Петя делает громкие обид­ные замечания тем, кто, по его мнению, делает что-то не так. Он искренне считает, что имеет на это право: если одноклассник плохо себя ведет (мешает на уроке, обидел кого-то, не важно — случайно или нет), Петя стремится наказать нарушителя. Похо­жий тип поборника справедливости описан в повести В. К. Железникова «Чучело» — не знающая пощады и снисхождения Желез­ная Кнопка.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...