Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 Моральное насилие. Клички и дразнилки




Глава 3 Моральное насилие

Чаще всего ребенок-изгой подвергается не столько физичес­ким нападкам со стороны сверстников, сколько словесным. К моральному насилию можно отнести угрозы физической распра­вы, шантаж и ругань (в том числе обзывательства). Шантаж чаще всего связан с угрозой рассказать о чем-то взрослым, выдать им какой-то проступок жертвы, если та не будет выполнять требо­вания преследователя. Также в качестве шантажа используется угроза перестать дружить с жертвой.

Шестилетняя Юля очень дорожила дружбой с семилетней Ритой, которая грозилась прервать их отношения, если Юля не согласит­ся с ней поменяться куклами, заколками и т. д. Более сильные сверстники склонны прибегать к угрозам физической расправы над жертвой в случае ее неповиновения. Запугивание может про­сто доставлять удовольствие преследователю, например, он может гоняться за жертвой, угрожая ее отлупить, но не стремиться при­вести угрозу в исполнение, удовлетворяясь испугом и унижением другого. Но самой распространенной формой насилия в детском коллективе являются обзывательства и оскорбления — так назы­ваемая вербальная агрессия.

Обзывание является наиболее частой причиной обид и драк в начальных классах. Ученики третьих и пятых классов, в кото­рых был проведен анонимный опрос «За что вы не любите не­которых одноклассников? », чаще всего отвечали: «За то, что он (она) обзывается». Именно на «обзывательство» со стороны од­ноклассников чаще всего жалуются отвергаемые дети. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертву, зло­радно комментируют его рисунки, принадлежащие ему вещи («Ну и сундук у него вместо портфеля! », «Ты что, этот костюм на помойке нашел?! »), оскорбляют его близких (обсуждают его

 


родных, дают им обидные прозвища). Последнее, пожалуй, ра­нит ребенка больнее, чем собственное прозвище.

Клички и дразнилки

Почему дети так охотно повторяют обидные, бранные сло­ва? Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Ругающийся человек обыч­но «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Во-вторых, видя, что такие слова шокируют, злят, расстраивают того, к кому они обращены, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить окружающих. Для них бранные слова становятся еще одним оружием мести.

Психолог М. В. Осорина пишет: «Обзывание — это всегда испытание детского Я на психологическую прочность». Это не­избежное, по ее мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется кто и на что может в ней претендо­вать*.

В 1980 году американский психолог Ром Харе и его коллеги провели в США, ряде европейских и арабских стран исследова­ние, посвященное роли кличек в детском сообществе. Обследо­вав около тысячи детей в возрасте от 5 до 15 лет, они пришли к выводу, что одна из главных причин присвоения кличек состо­ит в желании отделить «своих» от «чужих». Детей, у которых нет кличек, сверстники могут считать слишком незначительными. «Иметь кличку — это значит обладать каким-либо качеством, заслуживающим внимания сообщества, даже если это внимание будет не совсем приятным»**.

* Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крялова. М.: Проспект, 2000. С. 280.

** Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 543.



ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ -

Клички-обзывательства (Толстый, Сопляк и т. д. ) могут при­сваиваться лидерами групп, чтобы показать, какими не надо быть. Обладатели подобных кличек становятся примерами на­рушения стандартов или норм данной группы. С помощью кли­чек дается понять, что приемлемо в их сообществе, а что нет. Прозвища «Тупой» или «Пугало» получают не обязательно са­мые глупые или неаккуратные дети в группе, но те, кто добро­вольно сносит унижение, являясь символом детской жадности, неряшливости или лени.

Клички, понятные только посвященным, позволяют детям почувствовать свою обособленность, передать секретную инфор­мацию, неизвестную даже тем детям, к которым эти клички от­носятся.

Давать друг другу клички дети учатся у взрослых. Действи­тельно, прозвища и клички присутствуют в жизни взрослых: от ласковых домашних прозвищ до блатных кличек, обозначающих место, занимаемое носителем прозвища в уголовной среде. Кста­ти, исследователи отмечают, что в различных культурах исполь­зуются разные клички, например, для арабских стран характерно высмеивание физических недостатков, а в Японии чаще исполь­зуются аналогии с животными или насекомыми. И хотя во взрос­лой культуре клички имеют определенное символическое зна­чение, а их носители могут гордиться своим прозвищем, но для ребенка одинаково обидно прослыть среди сверстников «Тюле­нем» или «Жиртрестом». Да и смысл у детских прозвищ обычно несколько иной.

Вот основные причины обзывания детьми друг друга:

Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, ра­зозлить сверстника).

Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь или ок­ружающих):

— игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не соби­раясь его оскорблять);


- ГЛАВА 3. МОРАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ -----------------

—провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверст­ника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить его пого­няться за собой, побороться, принять вызов);

—шутка (не столько хочет обидеть товарища, сколько стре­мится повеселить окружающих);

—самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах ок­ружающих, «поставить его на место», утвердить лидер­скую позицию).

Месть (обиженный или униженный ребенок начинает драз­нить обидчика, особенно если не может ответить физичес­ки; так же поступает от зависти).

Бывает и так, что ребенок обзывается непреднамеренно, не со зла — дразнящий не понимает, что другому обидно, он при­вык отмечать особенности окружающих, выявлять их характер­ные черты, например, сравнивая с животными. Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это нико­го не обижает.

Забавный случай произошел однажды со мной.

В нашей семье было принято называть друг друга «зануда», гово­рилось это чуть ли не с восхищением, если человек демонстрировал педантичность, аккуратность, ответственность, но призва­но было передать некоторую долю утомления от этого всего, мол, слишком ты все аккуратно и точно делаешь... С этим словом у нас было связано много смешных семейных историй, и обидным мы его никогда не считали. А вот когда я назвала так своего нового знакомого, он очень на меня обиделся, так как для него это было ругательством. Пришлось долго объяснять, что ничего плохого сказать я ему не хотела. Этот случай научил меня быть осторож­нее со словами.


 




ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ ---------------------.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...