Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 1. Психологические аспекты проблемы отверженности -




ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ ----------------------

«Прилипала»

Митя был домашним ребенком, единственным в семье. До поступ­ления в школу он не имел опыта общения в коллективе и не умел общаться со сверстниками. В классе он старался привлечь к себе внимание ребенка, хватая его вещи или обнимая объект симпа­тии, не давая ему пошевелиться и причиняя боль. Естественно, ребята стали его избегать, часто случались потасовки: более ак­тивные и независимые пытались отнять у Мити свои вещи, бро­сались защищать тех, с кем он неумело пытался подружиться. Митя стал очень одинок в классе: с ним никто не хотел сидеть за одной партой, его избегали, не брали в команду, отталкивали, над ним смеялись. Я часто видела Митю с мягкой игрушкой в руках. Приходя в мой кабинет, он сразу же бросался обнимать какого-нибудь мягкого зверя, придумывал ему имя и старался не выпус­кать его из рук все занятие. Здороваясь, Митя всегда стремился попасть в поле зрения собеседника, заглядывал в глаза, касался руки, ему было не важно, заняты вы или нет, — ответ требовался немедленно.

Американский психолог Вайолет Оклендер* считает, что подобная назойливость является результатом чувства незащи­щенности ребенка. Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Естественно, что окружающие, особенно дети, начинают избегать их. А на новые попытки сблизиться, таким образом, отвечают агрессией. Ребенок же не умеет общаться иным способом и часто рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих.

«Шут» или «козел отпущения»

Сема — легковозбудимый, вспыльчивый и очень неуверенный в себе мальчик. Часто дрался с одноклассниками, потому что очень навязчиво и эмоционально стремился включиться в их игры. От-

* Оклендер В. Окна в Мир ребенка: Руководство по детской психотера­пии. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. С 269.


ГЛАВА 2. ИСТОКИ НЕПРИЯЗНИ

чаявшись привлечь к себе внимание, выбрал тактику классного шута. На уроках он выкрикивал разные шутки, ребята смеялись, это его подбадривало, и, невзирая на замечания учителей, Сема и дальше старался всех рассмешить. Постепенно любое его слово стало вызывать смех в классе. Однажды он нацепил себе на сви­тер плакатик «Я — идиот» и расхаживал так по классу, веселя одноклассников. Однако его все так же избегали, не принимали в игры. Он стал чем-то вроде козла отпущения: его обвиняли во всех неудачах класса, сваливали на него все проделки. Новому учителю ребята говорили: «Это же Сема, он всегда так делает».

Ребенок, избравший подобную тактику поведения, как бы предупреждает нападки со стороны окружающих. Его переста­ют воспринимать всерьез и поэтому особо не обижают. А он, слыша смех одноклассников, не чувствует себя в изоляции. Са­мое опасное в выбранной тактике то, что изжить однажды сло­жившуюся репутацию «шута» практически невозможно.

Есть еще два типа детей, которых никто специально не оби­жает, не дразнит, над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем классе.

Озлобленные

Некоторые дети, не сумев установить контакт с однокласс­никами, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

Филипп испытывал трудности в обучении с первого класса. Ему быстро стало скучно на уроках, он часто отвлекался, пытаясь поболтать с соседями, поиграть с ними во что-нибудь. Однако его одноклассники больше интересовались происходящим на уроке, чем разговорами с Филиппом. Тогда, чтобы привлечь к себе вни­мание окружающих, Филипп начал стучать, шуршать, скрипеть всем, что попадалось под руку. Учителя были вынуждены посто­янно делать ему замечания, так как он мешал окружающим. Од­ноклассники отказывались сидеть с ним. Они сердились на Фи­липпа, делали ему замечания, не хотели иметь с ним никаких дел.



ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ


ГЛАВА 1. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА


 


Непопулярные

Такой ребенок не умеет инициировать общение, он застен­чив, не знает, как привлечь внимание одноклассников, поэто­му его не замечают, с ним никто не играет. Нередко это быва­ет, когда ребенок пришел в уже сложившийся коллектив или часто пропускает школу. К такому ребенку никто не бросится радостно при встрече после каникул, никто не заметит, что его нет в классе. Это ранит не меньше, чем травля. Один второ­классник говорил: «Они со мной даже не здороваются! »

Есть дети, которые могут с одинаковой вероятностью стать как преследователем, так и жертвой. Несколько раз за свою практику я совместно с классными руководителями проводила среди учащихся 3-5 классов анонимный опрос на тему, кого они считают идеальным одноклассником, какой сверстник им не­приятен и почему (описание вопросов и наиболее частые вари­анты ответов про неприятных одноклассников см. в Приложе­нии 1). Естественно, меня больше всего интересовало, какие качества вызывают неприязнь сверстников. Чаще всего называ­лись агрессивность («дерется, обзывается») и плохое поведение («мешает», «шалит»). Однако в опросе принимали участие и популярные, и непопулярные учащиеся, и вполне возможно, что перечисленными качествами могут обладать не только от­вергаемые дети, но и их преследователи (во всяком случае, по мнению жертв). Следовательно, дети, обладающие какими-либо из перечисленных качеств, не обязательно становятся объекта­ми травли или выраженной неприязни со стороны сверстников. Даже наоборот, они могут пользоваться определенным влияни­ем на других детей.

Согласно моим наблюдениям, некоторые типы детей встре­чаются как среди преследователей, так и среди жертв. Это аг­рессивные дети и ябеды, или жалобщики. С одной стороны, все эти качества могут стать причиной неприязни сверстников, с


другой — именно эти качества иногда позволяют ребенку полу­чить власть над остальными и удерживать ее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...