Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О внешности и прозвищах. Глава 3. Моральное насилие. 2 дети-изгои. Часть 1. Психологические аспекты проблемы отверженности




О внешности и прозвищах

То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадыва­лось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе», — таким видят окружающие героя рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Очень часто обидные прозвища «приклеивают­ся» к ребенку из-за особенностей его внешности.

Слова, сказанные сверстником в разгаре ссоры, — «рыжий», «очкарик» или «носатый» — западают в душу ребенка, травмиру­ют его. Ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, те­ряет уверенность в себе. Но если человек, чьим мнением ребенок дорожит (учитель, родители), скажет ему как бы между делом: «Какая у тебя оправа красивая, тебе так идет, ты такой солидный стал! » Или: «Ты как солнышко, с твоим приходом в комнате свет­лее делается», «У тебя греческий профиль, всегда завидовал лю­дям с такими носами, не то что я — курносый... » Иногда одна та­кая фраза способна если не повысить самооценку ребенка, то хотя бы примирить с особенностями его внешности, чего не все­гда можно добиться путем долгих разговоров на эту тему.

Особенно чуткими и внимательными необходимо быть с детьми, имеющими объективные основания для переживаний. Речь идет о детях с различными дефектами внешности, напри­мер, заметным родимым пятном, хромотой, косоглазием и т. п. В этом случае многое зависит от взрослых: родители могут по­мочь ребенку правильно отнестись к своему недостатку, а вос­питатели и учителя — на корню пресекать всевозможные про­звища и издевательства. Чешский психолог Зденек Матейчек считает, что «наша воспитательная цель не в том, чтобы огра­дить ребенка от интереса и любопытных взглядов, а в том, что­бы свою необычность он воспринимал как само собой разу­меющуюся часть своего Я и жил с ней, не обращая на нее внимания и не делая из нее проблемы»*.

* Матейчек 3. Родители и дети: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. С. 173.


ГЛАВА 3. МОРАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

Хочу рассказать один случай из своей практики.

Я тогда только начинала работать школьным психологом. Од­ной из моих подопечных была первоклассница Таня, мы зани­мались с ней развитием внимания. Она появилась в классе че­рез две недели после начала занятий, потому что чем-то болела, кроме того, и в помещении, и на улице она все время ходила в легонькой шапочке, которую ни разу не сняла. Узнать у класс­ной руководительницы, в чем дело, мне не удавалось, а спро­сить саму девочку было неловко. Однажды я провожала Таню домой после школы, так как ее не смог забрать старший брат, и она мне сказала: «Знаете, Лара хотела сегодня снять с меня ша­почку, а я ей сказала, что там у меня прячется ведьма, которая ее заколдует! И она от меня отстала». (Лара была заводилой и хулиганкой, а Таня производила впечатление тихой, неактивной, слабой девочки. ) Не помню, что я ответила Тане, по-моему, похвалила ее за находчивость, Таня оживилась и радостно ска­зала: «А мне скоро можно будет снять шапочку — волосы уже отросли! » И тут я поняла, в чем дело, — Таня болела стригущим лишаем, и ее пришлось обрить наголо. Чтобы не простудиться и не стесняться ходить в школу, она носила эту шапочку. Конеч­но, не только меня, но и одноклассников (особенно однокласс­ниц) интриговала эта никогда не снимаемая шапочка. А Таня по-своему решала эту наверняка травмирующую ее ситуацию, — не важно, сама она придумала ведьму, или родители ей подсказа­ли, — важно, что этот образ работал, он не только помогал Тане смириться со своей непохожестью на остальных, но, как выяс­нилось, защищал от назойливого любопытства сверстников. Мы дошли до дома, обсуждая Танину болезнь, — она заразилась от кошки, которую удалось спасти. А потом я сказала Тане: «Зна­ешь, ты похожа на заколдованную принцессу, когда чары раз­рушатся, ты снимешь шапочку, и все удивятся, какие у тебя красивые волосы». Для меня так оно и было, я вдруг поняла, какая Таня веселая, доброжелательная и обаятельная девочка. И еще мне было очень приятно и радостно, что Таня поделилась со мной своей тайной.


 



2 Дети-изгои



ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ


ГЛАВА 3. МОРАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ


 


Не стоит навязывать ребенку в качестве утешения истории о «Золушке» или «Гадком утенке», но важно, чтобы он имел информацию об успехах людей с нестандартной внешностью (для меня таким примером служат актриса Вупи Голдберг, ре­жиссер Вуди Ален и т. д. ).

Учимся противостоять

Избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, но бороться с ними необходимо.

Родители и педагоги не должны оставлять без внимания си­туации обзывания детьми друг друга. Задача педагога пресечь появление и использование обидных прозвищ в классе. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить классный час на эту тему. С пострадавшим надо обсудить, почему другие обзываются (обижаются на него, хотят привлечь его внимание? ). Бывает, ребенок не понимает, что говорит, или не осознает, что произносит очень оскорбительные и обидные слова. Следу­ет объяснить ему, что таким образом он оскорбляет всех при­сутствующих и употреблять такие слова неприлично. Подрост­кам можно сказать, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов, и помочь им изменить отношение к сложным ситуациям. На­пример, одна учительница предложила своим пятиклассникам использовать вместо общепринятых ругательств названия дино­завров или цветов. Можно обозвать наступившего на ногу од­ноклассника диплодоком или кактусом. Это прозвучит также эмоционально, но значительно менее грубо и с юмористичес­кой окраской.

Полезно поиграть с ребятами в ассоциации — по очереди го­ворить о том, с какими предметами, животными, временами года и т. д. они друг у друга ассоциируются. Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть


в центральной роли. Можно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация. Эта игра помогает обратить внимание ребен­ка на то, какие из его качеств являются значимыми для окру­жающих.

Родителям, если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывание.

Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внима­ния). Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например: «Заяц, заяц! » — зовет одноклассник. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Меня вообще-то Ва­сей зовут. А ты разве меня звал? »

Отреагировать нестандартно. Обзывающий ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т. д. ), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».

Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии, придумывают прозвища. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, попробовать вместе составить из фамилии новую, определить, кто придумает более оригинальную, необычную, вместе посмеяться. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников — он будет готов к этому.

Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему свер­стнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть? ». Одного второклассника (самого крупного в классе) другой мальчик обзывал толстым. На что объект насме­шек сказал: «Знаешь, что-то мне совсем не хочется с тобой дружить». Это так впечатлило агрессора, что он извинился и пере­стал обзываться.

 

 

                                                                                                                   35

 


------  ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ----------------------

Не поддаваться на провокацию. За учеником пятого класса гонялись одноклассники и обзывали его Масяней. Он злился и бросался на них с кулаками. Все с восторгом разбегались, а по­том начинали снова. Мальчику было предложено попробовать (в качестве эксперимента такое предложение всегда охотно при­нимается детьми) в следующий раз не бросаться на обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: «Ребята, я устал, дайте мне отдохнуть».

Не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремят­ся с помощью обзывательств заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ре­бенку говорится, что он не делает чего-то, потому что «трус», «размазня» и т. д., ставя его таким образом перед выбором: или согласится сделать, что от него требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности), или же он так и ос­танется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом». Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта — самая непрос­тая. И здесь очень сложно помочь ребенку выйти из нее с досто­инством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку. В этом смысле очень интересно обсудить с ребенком рассказ В. Ю. Драгунского «Рабочие дробят камень», в котором Дениска решился в конце концов прыгнуть с вышки, но не потому, что над ним все смеялись, а потому, что не смог бы себя уважать, если бы это не сделал. Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: до­казать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.

Когда в шестом классе произошла очередная драка и завуч спро­сила: «Ну почему вы деретесь?! » — один из драчунов ответил: «А он меня дразнит. Обзывает «береза лысая»! » У мальчика была фамилия Березин, а у его противника — сложно выговариваемая


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...