Часть 2. Преодоление. Глава 3. Психологическая работа с проблемой отвержения. Групповые занятия с отвергаемыми детьми. Кроме того, я наблюдаю за ребенком в классе на уроках и перемене
ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ 4. Тест тревожности, разработанный американскими психо 5. Тест A. M. Прихожан «Диагностика школьной тревожности (младший школьный возраст)» помогает определить, какая 6. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга Кроме того, я наблюдаю за ребенком в классе на уроках и перемене. И конечно, важной составляющей работы является беседа с ребенком. Мы обсуждаем его интересы, беседуем о ситуации в классе, о проблемах взаимодействия. Я стараюсь дать ребенку возможность выговориться. Если получается встречаться раз в неделю, то мы разбираем различные ситуации из жизни и возможные стратегии поведения в них. Обычно когда ребенок приходит, я прошу его рассказать о самом приятном и самом неприятном происшествии в его жизни за последнюю неделю. Это позволяет выявить актуальную проблему, обсудить ее. Не всегда дети готовы говорить об обидах и обидчиках. Чаще рассказывают о проблемах с родителями или учебных неудачах. Я не настаиваю. Важно, чтобы разговор состоялся по инициативе самого ребенка. Однажды с пятиклассником Димой мы начали говорить о том, как ему не нравятся одноклассники, какие они плохие: делают все, чтобы ему насолить, завидуют ему. Но этот разговор стал возможным лишь потому, что он пришел взбудораженный после очередного конфликта. Отвечая на мои вопросы о случившемся, Дима стал яростно бросать в мишень-липучку шарики.
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ Постепенно его эмоции сошли на нет, он смог сесть и согласился поговорить, о том, что может не нравиться одноклассникам в его поведении. Потом Дима вспомнил несколько случаев, когда ребята из класса приходили к нему на помощь, защищали его. Получилось, что ситуация в классе не такая уж плохая, не всем он неприятен. Индивидуальная работа с отвергаемым ребенком помогает не только мне как психологу лучше разобраться в причинах происходящего. Такие встречи имеют большое значение для самого ребенка. Благодаря нашим беседам он перестает чувствовать себя одиноким и никому не нужным в школе. По мере сил я стараюсь оказать такому ребенку поддержку, помочь ему взглянуть на свое поведение со стороны. Но одними индивидуальными занятиями в ситуации отвержения помочь невозможно — ребенку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими. Для этого нужны занятия в группе. Групповые занятия с отвергаемыми детьми Групповые занятия — очень эффективная форма работы с непопулярными детьми. Однажды в очень недружном втором классе я попыталась поработать с группой самых неблагополучных в плане общения со сверстниками детей. Вместе с учителем мы выбрали четверых мальчиков. Они дрались по любому поводу, обижались, приставали, могли назло нарушить игру, если что-то было не по ним, и каждый был очень одинок. Среди них были непопулярный ребенок и ребенок-задира. Всего я провела 10 занятий. Мы занимались в игровой комнате, где были ковер и игрушки. С разрешения администрации я забирала ребят раз в неделю во время урока ритмики, на котором они особенно хулиганили.
ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ
Игры и упражнения Каждое занятие включает в себя 7-8 упражнений. 1. Упражнения на совместную деятельность Упражнения этого типа позволяют почувствовать каждому ребенку, что он зависит от действий другого, что необходимо подстраиваться, искать компромисс. «Зеркало». Дети работают в парах. Один ребенок совершает разнообразные действия, другой, словно отражение в зеркале, должен повторять их. По первому сигналу дети меняются ролями, а по второму — партнерами. Игра заканчивается тогда, когда каждый из участников побывает и зеркалом, и человеком и поработает со всеми членами группы. После завершения упражнения все садятся на ковер, проводится обсуждение игры. Дети отвечают на вопросы: - С кем было лучше работать? Почему? - С кем не очень понравилось? Почему? «Паровоз». Дети выстраиваются в шеренгу и превращаются в «вагончики». Все закрывают глаза, кроме «паровоза», который возит «вагончики» по всей комнате, а потом приезжает вкакой-нибудь угол. Задача детей, не открывая глаз, угадать, где оказался поезд. Задача «паровоза» не уронить «вагоны», не стукнуть их об окружающие предметы. Затем проводится обсуждение, дети решают, кто был лучшим паровозом. «Велосипед». Дети работают в парах. Лежа на спине, соединяют стопы и крутят педали по сигналу то быстро, то медленно. Задача — не разорвать контакт. Каждый ребенок должен поработать с каждым. После завершения упражнения следует обсудить ход работы. «Машина». Дети встают впары спинами друг к другу, сцепляются локтями и начинают приседать на счет. Задача — не расцепиться, не упасть. Каждый ребенок должен поработать в паре со всеми участниками. При обсуждении следует спросить детей, с кем им было легче работать, а с кем — труднее. «Слепой и поводырь». Работа в парах. Ребенок должен провести партнера, у которого завязаны глаза, через полосу препятствий, но только с помощью словесных инструкций. Дети меняются ролями и партнерами, после окончания работы обсуждают, у кого получилось руководить лучше, а у кого — хуже. «Путаница». Ведущим по очереди должен быть каждый из участников. Дети встают вкруг, берутся за руки и запутываются, не разнимая рук. Задача ведущего — распутать получившийся «клубок», а игроков — запутаться так, чтобы не покалечить друг друга.
«Скульптура». Выполняется в парах. Каждый должен слепить из другого какую-либо фигуру, а затем занять его место — почувствовать то же, что чувствует партнер. Затем дети образуют новую пару. Следует дать возможность каждому поработать со всеми членами группы. Затем проводится обсуждение упражнения. «Памятник». Задание — всем вместе изобразить машину, лошадь, телевизор и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|