Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 2. Преодоление. Глава 3. Психологическая работа с проблемой отвержения. Групповые занятия с отвергаемыми детьми. Кроме того, я наблюдаю за ребенком в классе на уроках и перемене




ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ

4. Тест тревожности, разработанный американскими психо­
логами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, помогает определить об­щий уровень тревожности ребенка и отследить травмирующие
ситуации в его повседневной жизни.

5. Тест A. M. Прихожан «Диагностика школьной тревожнос­ти (младший школьный возраст)» помогает определить, какая
сфера школьной жизни является наиболее травмирующей для
ребенка.

6. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга
(вариант, адаптированный Е. Е. Даниловой) помогает отследить
стратегии поведения ребенка и тип реагирования на травмиру­ющие ситуации.

Кроме того, я наблюдаю за ребенком в классе на уроках и перемене. И конечно, важной составляющей работы является беседа с ребенком. Мы обсуждаем его интересы, беседуем о си­туации в классе, о проблемах взаимодействия. Я стараюсь дать ребенку возможность выговориться. Если получается встречать­ся раз в неделю, то мы разбираем различные ситуации из жиз­ни и возможные стратегии поведения в них. Обычно когда ре­бенок приходит, я прошу его рассказать о самом приятном и самом неприятном происшествии в его жизни за последнюю неделю. Это позволяет выявить актуальную проблему, обсудить ее. Не всегда дети готовы говорить об обидах и обидчиках. Чаще рассказывают о проблемах с родителями или учебных неудачах. Я не настаиваю. Важно, чтобы разговор состоялся по инициа­тиве самого ребенка. Однажды с пятиклассником Димой мы начали говорить о том, как ему не нравятся одноклассники, какие они плохие: делают все, чтобы ему насолить, завидуют ему. Но этот разговор стал возмож­ным лишь потому, что он пришел взбудораженный после очеред­ного конфликта. Отвечая на мои вопросы о случившемся, Дима стал яростно бросать в мишень-липучку шарики.


ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ

Постепенно его эмоции сошли на нет, он смог сесть и согласил­ся поговорить, о том, что может не нравиться одноклассникам в его поведении. Потом Дима вспомнил несколько случаев, когда ребята из класса приходили к нему на помощь, защищали его. Получилось, что ситуация в классе не такая уж плохая, не всем он неприятен.

Индивидуальная работа с отвергаемым ребенком помогает не только мне как психологу лучше разобраться в причинах про­исходящего. Такие встречи имеют большое значение для само­го ребенка. Благодаря нашим беседам он перестает чувствовать себя одиноким и никому не нужным в школе. По мере сил я стараюсь оказать такому ребенку поддержку, помочь ему взгля­нуть на свое поведение со стороны. Но одними индивидуальны­ми занятиями в ситуации отвержения помочь невозможно — ребенку необходимо научиться взаимодействовать с окружающи­ми. Для этого нужны занятия в группе.

Групповые занятия с отвергаемыми детьми

Групповые занятия — очень эффективная форма работы с непопулярными детьми. Однажды в очень недружном втором классе я попыталась поработать с группой самых неблагополуч­ных в плане общения со сверстниками детей. Вместе с учите­лем мы выбрали четверых мальчиков. Они дрались по любому поводу, обижались, приставали, могли назло нарушить игру, если что-то было не по ним, и каждый был очень одинок. Среди них были непопулярный ребенок и ребенок-задира. Всего я провела 10 занятий. Мы занимались в игровой комнате, где были ковер и игрушки. С разрешения администрации я забира­ла ребят раз в неделю во время урока ритмики, на котором они особенно хулиганили.


 




ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ


ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ


 


  Игры и упражнения

Каждое занятие включает в себя 7-8 упражнений.

1. Упражнения на совместную деятельность

Упражнения этого типа позволяют почувствовать каждому ребенку, что он зависит от действий другого, что необходимо подстраиваться, искать компромисс.

«Зеркало». Дети работают в парах. Один ребенок совершает разнообразные действия, другой, словно отражение в зеркале, должен повторять их. По первому сигналу дети меняются роля­ми, а по второму — партнерами. Игра заканчивается тогда, ког­да каждый из участников побывает и зеркалом, и человеком и поработает со всеми членами группы.

После завершения упражнения все садятся на ковер, прово­дится обсуждение игры. Дети отвечают на вопросы:

- С кем было лучше работать? Почему?

- С кем не очень понравилось? Почему?

«Паровоз». Дети выстраиваются в шеренгу и превращаются в «вагончики». Все закрывают глаза, кроме «паровоза», который возит «вагончики» по всей комнате, а потом приезжает вкакой-нибудь угол. Задача детей, не открывая глаз, угадать, где ока­зался поезд. Задача «паровоза» не уронить «вагоны», не стукнуть их об окружающие предметы. Затем проводится обсуждение, дети решают, кто был лучшим паровозом.

«Велосипед». Дети работают в парах. Лежа на спине, соеди­няют стопы и крутят педали по сигналу то быстро, то медлен­но. Задача — не разорвать контакт. Каждый ребенок должен поработать с каждым. После завершения упражнения следует об­судить ход работы.


«Машина». Дети встают впары спинами друг к другу, сцеп­ляются локтями и начинают приседать на счет. Задача — не рас­цепиться, не упасть. Каждый ребенок должен поработать в паре со всеми участниками. При обсуждении следует спросить детей, с кем им было легче работать, а с кем — труднее.

«Слепой и поводырь». Работа в парах. Ребенок должен прове­сти партнера, у которого завязаны глаза, через полосу препят­ствий, но только с помощью словесных инструкций. Дети меня­ются ролями и партнерами, после окончания работы обсуждают, у кого получилось руководить лучше, а у кого — хуже.

«Путаница». Ведущим по очереди должен быть каждый из участников. Дети встают вкруг, берутся за руки и запутывают­ся, не разнимая рук. Задача ведущего — распутать получивший­ся «клубок», а игроков — запутаться так, чтобы не покалечить друг друга.

«Скульптура». Выполняется в парах. Каждый должен слепить из другого какую-либо фигуру, а затем занять его место — почув­ствовать то же, что чувствует партнер. Затем дети образуют но­вую пару. Следует дать возможность каждому поработать со все­ми членами группы. Затем проводится обсуждение упражнения.

«Памятник». Задание — всем вместе изобразить машину, ло­шадь, телевизор и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...