Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Упражнения-творчество. Часть 2. Преодоление. Глава 3. Психологическая работа с проблемой отвержения. Особенности работы




6. Упражнения-творчество

Эти упражнения дают возможность выразить себя, придумать что-то новое и интересное.

«Глина». Сидя в кругу, дети передают воображаемый кусок глины друг другу, слепив из него что-то; сосед должен угадать, что это. Психолог участвует в упражнении.



ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ


ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ


 


«Море волнуется» . Эта всем известная игра помогает рассла­биться, настроиться на доброжелательный лад. Психолог ведет игру, ребята изображают заданное.

«Превращение предмета». Водящий показывает с помощью пластиковой бутылки или надутого шарика действие с каким-либо предметом (например, причесывается), участники должны угадать, что за предмет изображается. Угадавший предлагает свое задание и т. д. Желательно, чтобы в роли водящего побывал каж­дый участник.

Особенности работы

В группе должно быть четное количество ребят: учеников младших классов — не более 6 человек (чтобы была возможность поддерживать дисциплину и работать с каждым), старшекласс­ников — 10-12 человек.

В некоторых упражнениях психологу необходимо участвовать постоянно в качестве организатора и направляющей силы. Иног­да бывает достаточно принять участие в игре или упражнении только на первых двух занятиях, затем ребята уже действуют са­мостоятельно.

Необходимо давать возможность каждому участнику порабо­тать со всеми — и симпатичными, и неприятными ему — парт­нерами. Начинать каждое занятие лучше с упражнений на зна­комство, затем переходить к подвижным играм или упражнениям на произвольность. После этого можно провести упражнение на совместную деятельность с обсуждением, а затем — разыгрыва­ние и обсуждение сценок, и наконец, предложить что-нибудь веселое, для всех приятное, позволяющее выразить себя.

Следует включать в занятия упражнения с мячом, так как для их выполнения участникам необходимо подстроиться друг под друга, «сыграться» (например, понять, что не следует кидать мяч


слишком сильно). Эти упражнения следует предварять срабаты­ванием — тренировочным перекидыванием мяча друг другу. Можно договориться, что если кто-то не поймал мяч, виноват кидавший — плохо кинул.

Обязательна обратная связь — каждый участник может дать оценку действиям другого — и покритиковать, и похвалить.

Такие занятия дают возможность непопулярному ребенку проявить себя, одноклассники видят его по-новому, в непривыч­ной, нестандартной ситуации и начинают относиться к нему более снисходительно и заинтересованно. Как правило, ребята ходят на занятия очень охотно.

Однако такая форма работы имеет свои минусы.

• Негативное отношение к занятиям некоторых родителей. Ярыми противниками занятий оказались родители именно тех детей, которые были склонны преследовать одноклассников. Их основной аргумент: «Вы хотите искусственно сдружить наших детей, мы против этой дружбы! »

• Отношение одноклассников к занимающимся детям как к избранным. Освобождение от уроков воспринималось ребятами как награда для избранных. При этом некоторые одноклассни­ки считали, что эта избранность незаслуженная, и это могло ухудшить отношения к участникам группы со стороны одно­классников. Лучше всего проводить подобные занятия с груп­пой ребят из параллельных классов со сходными проблемами, и не во время, а после уроков.

Кроме того, десяти встреч все же недостаточно, желательно работать с группой на протяжении хотя бы одного полугодия, а лучше — всего учебного года.

Существуют и другие формы групповой работы с отвергае­мыми детьми. Здесь я хотела бы привести пример совместной работы психологов и учителей со смешанной группой детей, в которую входят, помимо ребенка-аутсайдера, несколько его од-



ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ

ноклассников. Подобный опыт описан в книге немецких психодраматистов В. Холла и А. Айхингера «Психодрама в детском саду и школе»*.

Два психотерапевта совместно с учителем используют сим­волические игры, чтобы помочь детям, оказавшимся в классе аутсайдерами, сделать первые шаги на пути преодоления этой ситуации. Игра проводится с небольшой группой детей, в кото­рую входят: мальчик, отвергаемый одноклассниками, основные егопреследователи и несколько детей, относящихся к нему доб­рожелательно или нейтрально. Ниже приводится описание та­кой игры от лица одного из психотерапевтов — А. Айхингера.

Исследователи моря спасают водолазов от гигантского спрута

Ларе был среди одноклассников аутсайдером, «мальчиком для битья». Чаще всего ему доставалось от Юсуфа, Виталия и Хакана. Мы с классной руководительницей обсудили эту проблему и решили включить в группу, помимо этих четверых мальчиков, так­же и других, которые относились к Ларсу доброжелательно и при этом имели влияние в классе. Классная руководительница ре­комендовала старосту класса Сальваторе и двух спокойных, дру­желюбных мальчиков — Мартина и Рольфа. Этих семерых ребят вместе с классной руководительницей мы пригласили на симво­лическую игру.

Мы предложили разыграть следующую историю: в открытом море в непосредственной близости друг от друга находятся два судна с водолазами. Одна группа водолазов ищет утонувший «Ти­таник», чтобы извлечь из него сокровища, другая группа хочет отыскать в глубинах моря гигантского спрута, чтобы изучить это малоизвестное животное.

Юсуф, Виталий и Хакан решили заняться исследованием спру­та (роль которого исполнял я). Классная руководительница стала ассистенткой на их корабле. Остальные мальчики захотели под-

* Айхингер А., Холл В. Детская психодрама в семейной и личной психо­терапии, в детском саду и школе. М.: Генезис, 2005.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...