Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Упражнения на произвольность




2. Упражнения на произвольность

Такие упражнения способствуют формированию произволь­ной регуляции деятельности, снижают импульсивность.

«Кидай—говори». Игра с мячом. Все встают в круг и перебра­сывают мяч друг другу, задавая вопросы или отвечая на них. Можно давать детям определенное задание, например: «Говори наоборот» (дети должны называть слова-антонимы). Важно про-



ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ

следить, чтобы мяч побывал у каждого ребенка. Психолог уча­ствует в игре, помогает организовать процесс.

«Запретное число». Участники считают по порядку, не назы­вая определенные числа (например, заканчивающиеся на циф­ру 3), можно просить их вместо запретного числа выполнять ка­кое-нибудь движение.

«Запретное движение». Участники повторяют за ведущим все движения, кроме запрещенного. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

«Заморозить—разморозить». Один участник (или несколько) замирает с открытыми глазами, другие пытаются вывести его из оцепенения, заставить улыбнутся. Нельзя прикасаться к «замо­роженному». Потом меняются ролями. По результатам игры вы­бирают самого стойкого участника.

«Замри—отомри». Это упражнение помогает расслабиться, сбросить напряжение. Все бегают, как хотят, а по сигналу веду­щего должны замереть. После следующего сигнала дети снова бегут. Тот, кто не успел замереть или пошевелился до сигнала, разрешающего движение, выбывает из игры.

«Сядьте—встаньте». Участники превращаются в роботов, которые понимают и выполняют лишь две команды: «Сядьте! » и «Встаньте! ». Ведущий командует, постепенно увеличивая темп, а потом вдруг произносит новую команду, например, «Попры­гайте! ». Тех, кто несмог удержаться от выполнения этой коман­ды, «отправляют в ремонт».

«Холодно—горячо». Ведущий прячет вещь, а участники ищут ее по указаниям ведущего. Можно играть в парах-тройках, каждая из которых ищет свой предмет и слушается своего ве­дущего.


----- ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ

3. Упражнения на знакомство

Эти упражнения помогают детям лучше узнать друг друга, об­ратить внимание на особенности каждого участника.

«Снежный ком с жестами». Психолог принимает участие в этом упражнении. Все встают в круг, каждый участник приду­мывает себе жест. Затем все по очереди называют имя и пока­зывают жест, остальные повторяют жест — тренируются. После этого первый участник представляется, второй называет имя пре­дыдущего и повторяет его жест, затем называет свое имя и по­казывает свой жест. Следующий участник должен назвать уже двоих предыдущих и изобразить их жесты, а затем представить­ся сам. И так пока все дети не выполнят задание. С этого уп­ражнения лучше начинать занятие, а в конце можно предложить участникам вспомнить, у кого какой жест. Вопрос следует за­давать лично кому-то из ребят («Коля, какой жест показывал Вася? »). Сам Вася при этом не подсказывает, но если Коля за­трудняется с ответом, ему могут помочь другие участники. Вы­является самый наблюдательный ученик.

«Качество на букву». Каждый называет какое-нибудь каче­ство, присущее ему и начинающееся на первую букву его име­ни, например, «Слава — смелый». Упражнение можно проводить по принципу «снежного кома». В конце занятия дети должны вспомнить, кто какое качество называл.

«Любимое животное». Каждый из участников показывает лю­бимое животное и отвечает на вопросы: «Почему тебе нравится именно это животное? Чем оно похоже на тебя? » В конце заня­тия дети вспоминают, кто кого показывал.

Также можно предложить участникам по очереди высказаться на темы: «Мое самое большое впечатление на каникулах», «Что я больше всего ценю в людях» и т. п. Основной принцип этого блока — вернуться к сказанному участниками по ходу занятия


- 73


ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ


ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ


 


в конце встречи и вспомнить, кто что называл или показывал. Это помогает обратить внимание всех участников друг на друга, научить их присматриваться и прислушиваться друг к другу. Этого навыка часто недостает ребятам, имеющим проблемы в общении.

4. Упражнения-обсуждения

Цель этих упражнений — дать возможность высказаться каж­дому ребенку, научить прислушиваться к мнению другого.

Можно предложить участнику рассказать, как бы он повел себя, если бы получил двойку, что бы делал, что думал. Можно разыграть ситуацию в виде сценки.

Темы для обсуждения и разыгрывания сценок:

—Что может исправить мое плохое настроение?

—Что меня злит в школе?

—Одноклассники не принимают в игру...

—Что можно подарить маме?

—Тебе не разрешают...

—Торопишься по делам, а друг рассказывает что-то важное для него.

Следует дать высказаться каждому ребенку и, может быть, выработать общий ответ.

5. Упражнения-впечатления

Выполняя эти упражнения, ребенок сможет узнать, как вы­глядят со стороны его действия (услышать и критику, и поощ­рение).

«Приглядывание». Каждый получает карточку с именем одно­го из участников (важно проследить, чтобы не попалось соб­ственное имя). В течение занятия ребенок должен незаметно


приглядываться к тому участнику, чье имя ему досталось. А в конце занятия все по очереди изображают того, за кем наблю­дали (используя, например, характерный жест или часто повто­ряемое слово). Остальные должны догадаться — кто это.

Это упражнение помогает участникам самостоятельно вы­делить что-то особенное в товарище. Лучше проводить его в се­редине курса, когда ребята уже достаточно хорошо узнали друг друга.

«Подарок». Дети вытягивают карточки с именами участни­ков группы. Каждый должен придумать и написать, какое бы ка­чество он подарил товарищу (чье имя ему досталось), чтобы тому было легче общаться с окружающими.

«Поддержка». Получив карточки с именами, надо написать несколько поощряющих слов, похвалить за что-то доставшего­ся участника или пожелать ему что-то хорошее на каникулы.

Психолог сам раздает карточки и следит за тем, чтобы по­слания не были грубыми или обидными, чтобы не оставалось незаполненных писем. Пожелания можно писать анонимно. Выяснения отношений следует сразу же пресекать. При необхо­димости (например, дети не всегда правильно понимают смысл пожелания или критики) можно обсудить с ребенком после за­нятий полученное им послание. Это упражнение также лучше проводить в середине цикла занятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...