Как помочь ребенку. в выборе друзей. Глава 3 Психологическая работа с проблемой отвержения. Общие особенности отвергаемых детей
Как помочь ребенку в выборе друзей {обращение психолога к родителям ) Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу. Задача родителей — не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту. Глава 3 Психологическая работа с проблемой отвержения Работа с проблемой отвержения одних детей другими должна проводиться в нескольких направлениях: 1. Работа с отвергаемыми детьми (индивидуальная и групповая). 2. Работа с классом в целом. 3. Профилактическая работа (взаимодействие с учителями и родителями, проведение опросов и тематических занятий).
Общие особенности отвергаемых детей Помоим наблюдениям, отвергаемые дети сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Как уже отмечалось, они легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые, часто неадекватные, реакции. Естественно, интересно обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить, и т. д. Отвергаемые дети не умеют управлять своими чувствами, сдерживать эмоции, неправильно оценивают мотивы и смысл поступков. Например, один мальчик сказал, что «мстительность — хорошее качество», расценивая ее как умение постоять за себя. Поведение другого мальчика вызвало у одноклассника удивление: «Почему онтак странно себя ведет? Когда мы его обзываем, начинает размахивать руками и гоняться за нами с криками. Я бы просто в лоб дал, и все».
3 Дети-изгои ------------ ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ------------------ Эти дети очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Любой сверстник, оказавший им поддержку, подсказавший что-то, поделившийся чем-то, сразу же возводится в ранг «лучшего друга». Это довольно тяжелое бремя, так как отверженные дети могут быть весьма навязчивыми. Устав от избытка внимания и благодарности со стороны отверженного, сочувствующий может перейти в стан преследователей. Похожая ситуация складывается у отвергаемых детей в отношениях со взрослыми, работающими в школе. Обычно отвергаемый ребенок жалуется на преследователей только классному руководителю. Но если кто-то из учителей, библиотекарь или психолог вмешается в очередной конфликт, окажет такому ребенку поддержку и защитит его, то впредь, встречаясь в коридоре со своим спасителем, ребенок будет приветливо здороваться, причем по нескольку раз на дню, и стремиться что-то рассказать, поделиться своими горестями. Бывает, после очередной беседы с таким ребенком понимаешь, что чувствовала булгаковская Маргарита, которая «имела неосторожность» подать Фриде надежду на помощь. Однажды заступившись за отвергаемого ребенка перед сверстниками или даже просто выслушав его, взрослый поселяет в нем надежду на то, что именно он тот человек, который в силах исправить сложившиеся отношения, но, к сожалению, это далеко не всегда удается сделать. Поневоле многие «защитники» начинают избегать таких детей, досадуя на них из-за собственного бессилия.
Януш Корчак* считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали». Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия. * Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991. С. 123. ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ Индивидуальные занятия с отвергаемыми детьми После того как в классе выявлен отвергаемый или непопулярный ребенок, следует познакомиться с ним поближе. На первом этапе работы мы проводим диагностику личностных особенностей ребенка. Ниже представлены методики, наиболее часто используемые для этой цели. 1. Методика самооценки по Дембо—Рубинштейн и ее вариант, модифицированный A. M. Прихожан и Н. Н. Толстых (лесенки для дошкольников и первоклассников, шкалы для более старших учащихся). Эта методика позволяет выявить и обсудить не только реальную, но и желаемую самооценку ребенка, а также то, что нужно сделать, чтобы исправить положение. Кроме того, на шкалах ребенок отмечает, как, по его мнению, его оценивают родные и учителя. С помощью развернутой самооценки удается выявить неуверенность в себе и позицию окружающих, какой она представляется ребенку. 2. Незаконченные предложения (модифицированный вариант методики Д. В. Лубовского). Учащиеся 2-5 классов письменно завершают 20 предложений, выявляющих отношения ребенка к школе, к сверстникам, к родным, к самому себе, а также связанных с его интересами, страхами и мечтами.
3. Прогрессивные матрицы Дж. Равена (используются для выявления уровня притязаний). Ребенку предлагают на выбор решить несколько задач разной степени сложности. Анализируется, как ребенок реагирует на свои неудачи и удачи; насколько сложные задачи выбирает в начале задания и в конце. Это позволяет сделать вывод о степени адекватности его притязаний (насколько выбор задач соответствует успешности их решения).
з*
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|