Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как помочь ребенку. в выборе друзей. Глава 3 Психологическая работа с проблемой отвержения. Общие особенности отвергаемых детей




Как помочь ребенку

в выборе друзей

{обращение психолога к родителям )

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, осо­бенно если вы опасаетесь негативного влияния с их сто­роны. Надо помочь организовать общение ребенку, со­здать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, од­ноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими ин­тересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Задача родителей — не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его вза­имодействовать с окружающими. Не надо пытаться пол­ностью оградить ребенка от отрицательных пережива­ний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно на­учить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддавать­ся на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правиль­нее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятель­но, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.


Глава 3 Психологическая работа с проблемой отвержения

Работа с проблемой отвержения одних детей другими долж­на проводиться в нескольких направлениях:

1. Работа с отвергаемыми детьми (индивидуальная и груп­повая).

2. Работа с классом в целом.

3. Профилактическая работа (взаимодействие с учителями и родителями, проведение опросов и тематических занятий).

Общие особенности отвергаемых детей

Помоим наблюдениям, отвергаемые дети сами многое дела­ют для того, чтобы стать жертвами нападок. Как уже отмечалось, они легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые, часто неадекватные, реакции. Естественно, интерес­но обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на ок­ружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить, и т. д.

Отвергаемые дети не умеют управлять своими чувствами, сдер­живать эмоции, неправильно оценивают мотивы и смысл по­ступков. Например, один мальчик сказал, что «мстительность — хорошее качество», расценивая ее как умение постоять за себя. Поведение другого мальчика вызвало у одноклассника удивле­ние: «Почему онтак странно себя ведет? Когда мы его обзыва­ем, начинает размахивать руками и гоняться за нами с крика­ми. Я бы просто в лоб дал, и все».


 


3 Дети-изгои



------------ ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ------------------

Эти дети очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Любой сверстник, оказавший им под­держку, подсказавший что-то, поделившийся чем-то, сразу же возводится в ранг «лучшего друга». Это довольно тяжелое бре­мя, так как отверженные дети могут быть весьма навязчивыми. Устав от избытка внимания и благодарности со стороны от­верженного, сочувствующий может перейти в стан преследо­вателей.

Похожая ситуация складывается у отвергаемых детей в от­ношениях со взрослыми, работающими в школе. Обычно отвер­гаемый ребенок жалуется на преследователей только классному руководителю. Но если кто-то из учителей, библиотекарь или психолог вмешается в очередной конфликт, окажет такому ре­бенку поддержку и защитит его, то впредь, встречаясь в ко­ридоре со своим спасителем, ребенок будет приветливо здоро­ваться, причем по нескольку раз на дню, и стремиться что-то рассказать, поделиться своими горестями. Бывает, после очеред­ной беседы с таким ребенком понимаешь, что чувствовала булгаковская Маргарита, которая «имела неосторожность» подать Фриде надежду на помощь. Однажды заступившись за отверга­емого ребенка перед сверстниками или даже просто выслушав его, взрослый поселяет в нем надежду на то, что именно он тот человек, который в силах исправить сложившиеся отношения, но, к сожалению, это далеко не всегда удается сделать. Поне­воле многие «защитники» начинают избегать таких детей, доса­дуя на них из-за собственного бессилия.

Януш Корчак* считал, что забота об отвергаемых детях тре­бует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали». Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия.

* Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991. С. 123.


ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ

Индивидуальные занятия с отвергаемыми детьми

После того как в классе выявлен отвергаемый или непопу­лярный ребенок, следует познакомиться с ним поближе.

На первом этапе работы мы проводим диагностику лично­стных особенностей ребенка. Ниже представлены методики, наиболее часто используемые для этой цели.

1. Методика самооценки по Дембо—Рубинштейн и ее вари­ант, модифицированный A. M. Прихожан и Н. Н. Толстых (ле­сенки для дошкольников и первоклассников, шкалы для более старших учащихся). Эта методика позволяет выявить и обсудить не только реальную, но и желаемую самооценку ребенка, а так­же то, что нужно сделать, чтобы исправить положение. Кроме того, на шкалах ребенок отмечает, как, по его мнению, его оце­нивают родные и учителя. С помощью развернутой самооценки удается выявить неуверенность в себе и позицию окружающих, какой она представляется ребенку.

2. Незаконченные предложения (модифицированный вари­ант методики Д. В. Лубовского). Учащиеся 2-5 классов письменно завершают 20 предложений, выявляющих отношения ребенка к школе, к сверстникам, к родным, к самому себе, а также свя­занных с его интересами, страхами и мечтами.

3. Прогрессивные матрицы Дж. Равена (используются для выявления уровня притязаний). Ребенку предлагают на выбор решить несколько задач разной степени сложности. Анализи­руется, как ребенок реагирует на свои неудачи и удачи; на­сколько сложные задачи выбирает в начале задания и в конце. Это позволяет сделать вывод о степени адекватности его при­тязаний (насколько выбор задач соответствует успешности их решения).


 



з*



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...