Судебная и полицейская реформы Александра II.
Прежнее судопроизводство характеризовалось инквизиционной формой процесса, теорией формальных доказательств, множественностью органов, обладающих судебными полномочиями, закрытостью судебного процесса, сословностью. Правовую основу реформы составили следующие акты: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Реформа провозгласила следующие принципы: независимость суда; всесословность суда; устность и гласность судебного процесса; равенство всех перед судом; несменяемость судей и следователей;рассмотрение дела с участием присяжных заседателей; выборность судей и присяжных заседателей; установление прокурорского надзора; введение института присяжных поверенных. Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и военные суды. К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и образовательному цензу. Список кандидатов в мировые судьи санкционировался губернатором. Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ (уезд и входящие в него города).Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов. Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде являлись: жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным. В их компетенции мелкие угол-е и гражд-е дела с незначительным иском. Гл – разгрузить общие суды, примирить стороны.
К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты. Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назначаемые императором по представлений министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд требований: имущественный и образовательный ценз, стаж работы, соответствие классово-политическим требованиям и т. д.Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уголовные дела (в том числе с участием присяжных заседателей). Могли быть присяжные (12 чел) – заседатели 25-75 лет, обладавшие цензом оседлости 2 года, но не могли быть: духовенство, военные, учителя. Списки присяжных составлялись земскими управами или городскими. Компетенция – решение вопроса о виновности. Приговоры по угол-ным делам с присяжными не подлежали апелляции. Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели. Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах. Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и другие преступления).Судебные палаты учреждались по одной на несколько губерний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов — гражданского и уголовного, которые возглавляли председатели. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции. При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные-(адвокаты) – д.б. иметь юридическое образ-е, не зависимы от суда. Организовывались в собрания при судебных палатах.
5. Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов государства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и другие преступления). Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного совета и членов сената и возглавлялся председателем Государственного совета. 6. Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-прокурор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения. Для замещения прокурорских должностей кандидат должен был отвечать ряду требований (политическая благонадежность и т. д.). 7. Судебной реформой учреждались:— адвокатура (присяжные поверенные) — для защиты об виняемых в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе;— нотариат — для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение и т. д. В ходе судебной реформы отменена система формальных доказательств (Устав уголовного судопроизводства ст8)Приговор только осуждающий или оправдательный. Значение: произошло отделение суда от других ветвей власти. Способствовала претворению в жизнь буржуазных принципов судопроизводства.. ПОЛИЦЕЙСКАЯ: С целью усиления полиции были проведены следующие меры: 1) в 1862 году уездная и городская полиция уездных городов объединена и в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе с исправником, который стал назначаться правительством вместо избрания его дворянским собранием. 2) расширен низовой аппарат полиции: 1878 году учреждены должности участковых урядников и полицейский резерв в уездах – отряды сельской стражи. 3)после воен реформы 1874 года был введен принцип вольного найма по контракту, значительно увеличено жалованье, введены пенсии и иные льготы служащим полиции. 4) полиция была освобождена от не свойственных ей функций: хозяйственные дела (после земской и городской реформ) перешли к органам местного самоуправления; предварительное следствие (после судебной реформы) передано судебным следователям. 5) В крупных городах вместо управ вместо прежних управ благочиния созданы полицейские управления во главе с полицмейстерами, а в столицах (Петербурге и Москве) – обер – полицмейстерами (или градоначальниками). Города делись на части (районы) во главе с частными приставами, а те в свою очередь – на участки и околотки с участковыми и околоточными надзирателями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|