Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основныс черты и особенности дуалистической думской монархии в свете Основных государственных законов 1906 г. Деятельность I и II Государственных Дум. Реформы правительства П.А.Столыпина.




23 апреля 1906 г. были изданы Основные государственные за­коны (изменение которых могло осуществляться только по ини­циативе императора, но не Думы или Совета). В главе 1 была дана формулировка верховной власти: «Императору Всероссий­скому принадлежит верховная самодержавная власть».

Власть управления также принадлежала императору «во всем ее объеме», но законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным Советом и Государственной Ду­мой», и никакой новый закон не мог быть принят без их одобре­ния и вступить в силу без одобрения императора.

Однако ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать ука­зы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прервалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он авто­матически прекращал свое действие.

I Дума. Наиболее острым был конфликт между Думой и правительст­вом при обсуждении аграрного вопроса. Правительство доказыва­ло, что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь не­большую прирезку земли, но неизбежное при этом разрушение культурных (помещичьих) хозяйств причинит большие убытки экономике. В июне 1906 г. правительство обратилось к населению с сооб­щением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, со своей стороны, заявила, что она не отступит от этого принципа, требуя отставки прави­тельства. Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки «неза­конности», 8 июня распустило ее. I Дума просуществовала семь­десят два дня.

II Дума. Выборы во II Думу дали еще больший перевес левым парти­ям, чем это было в I Думе. В феврале 1907 г. Дума начала работу, наметились попытки ее сотрудничества с правительством (даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекра­щают свою террористическую деятельность). Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство, бес­сословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой зем­ской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, лега­лизация профсоюзов, наказуемость экономических стачек, сокра­щение рабочего времени, школьная реформа, финансовая рефор­ма, введение подоходного налога. Думская оппозиция критически встретила программу прави­тельства. С трудом были проведены законопроекты о государст­венном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолю­ция правых депутатов о порицании революционного террора. Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жесткую оппозицию, и чтобы преодолеть это сопротивление и сформировать новый порядок формирования Государственной Думы (по действующему закону состав Думы мог постоянно ос­таваться радикальным и оппозиционным правительству), оно по­шло на шаг, который был оценен как «государственный перево­рот». Дума была распущена, просуществовав сто два дня. Поводом для роспуска II Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с «военной ор­ганизацией РСДРП», которая готовила вооруженное восстание в войсках (3 июня 1907 г.).

Реформы П.А. Столыпина. 5 апреля 1905 г. принимается Указ «О даровании населению облегчений по уплате долгов». На его основе было проведено осво­бождение от взысканных недоимок по продовольственному сбору, существовавшему до 1866 г., и аннулировались долги по ссудам на продовольствие.

В ноябре 1905 г. опубликован манифест «Об улучшении благо­чиния и облегчении положения крестьянского населения», уменьшивший выкупные платежи со всех категорий крестьян на 50%, а с января 1907 г. вовсе их отменивший.

В сентябре 1906 г. Указом «О передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустрой­ства для образования переселенческих участков» начинается пе­реселенческая политика правительства. В переселенческий фонд включались свободные земли, «оброчные статьи», земельные из­лишки, оставшиеся у Кабинета после поселения старожилов.

В октябре 1906 г. принимается Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других быв­ших податных сословий». Провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы (за исклю­чением «инородцев»). Крестьяне освобождались от «увольнительных приговоров» для поступления на службу или на учебу. Отменялись подушная подать, круговая порука и принуди­тельная передача и направление неплательщиков на заработки. Судебная подведомственность крестьян волостному суду ограни­чивалась (отменялось привлечение к общественным работам). Расширялись имущественные права крестьян: отменялись по­рядок семейных разделов по решению общины, запрещение кре­стьянам, не владевшим недвижимостью, обязываться векселями.

«Столыпинский» Указ «О дополнении некоторых постановле­ний действующего закона, касающегося крестьянского землевла­дения и землепользования» был принят 9 ноября 1906 г. Им провозглашался свободный порядок выхода из общины в любое время, и закреплялись наделы в собственность.

 

 

44. Государственно-политический режим Третьеиюньской монархии. Деятельность III и IV Государственных Дум. Милитаризация государственного аппарата в годы первой мировой войны.

3 июня 1907 г. царь распустил II Государственную Думу и издал новый избирательный закон по выборам в нее. Издание нового избирательного закона было грубым нарушением Манифеста от 17 октября 1905 г. и Основных госу­дарственных законов 1906 г., согласно которым (даже по ст. 87 Основ­ных законов) царь не имел права без одобрения Думы и Государствен­ного Совета вносить изменения ни в Основные государственные законы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу.

Поновому избирательному закону были избраны Ш и IV Государст­венные Думы (в 1907 и 1912 гг.). Несмотря на антидемократический характер избирательного закона от 3 июня, большевики принимали уча­стие в выборах в Думу и использовали представительство в ней для ре­волюционной агитации и организации масс на борьбу с царизмом.

Партийный состав III Думы характеризовался наличием большинства помещичье-буржуазных партий. Левое крыло представляли 35 депута­тов, из них социал-демократов — 18 человек.

IV Дума, избранная в 1912 г. в обстановке поднимающегося револю­ционного движения, при активном использовании избирательной кампа­нии большевиками, вследствие реакционного избирательного закона и предвыборных махинаций, имела еще большее правое крыло по сравне­нию с III Думой. Социал-демократическая фракция состояла из 14 де­путатов (из них 6 человек — большевики).

Составы III и IV Дум отражали стремление царского правительства лавировать между помещиками-крепостниками и буржуазией. Царское правительство было вынуждено сохранить Думу и использовать ее для этого лавирования.

19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Ан­танты (Англии и Франции) против Тройственного союза, в котором главную роль играла Германия, а союзниками были Австро-Венгрия и Италия.

За три дня до войны императором было утверждено Положение о полевом управлении войск в военное время.

Руководство всеми военными действиями согласно Положению воз­лагалось на Ставку Верховного Главнокомандующего, при которой дей­ствовал Штаб во главе с начальником. Но при этом сохранялся и Гене­ральный штаб. Значительная часть страны была объявлена на военном положении.

Учреждалась военная цензура и устанавливался перечень сведений, за разглашение которых устанавливалась ответственность, вплоть до уголовной.

Война вызвала изменения в системе судебных органов. В 1914 г. бы­ли внесены дополнения в Военно-судный устав, была утверждена новая редакция раздела "О суде в военное время", в котором указывалось, что в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на во­енном положении, судебная власть принадлежит военно-окружным су­дам и Главному военному суду. При чрезвычайных обстоятельствах в указанных местностях учреждались военно-полевые суды.

Усиление влияния буржуазии на принятие важных правительствен­ных решений проявилось и в создании военно-промышленных комите­тов, во главе которых стоял Центральный военно-промышленный комитет в Петрограде, в состав которого входили представители съездов промышленности и торговли.

В соответствии с законом были созданы Особое совещание по обо­роне государства; Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государствен­ных и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей государственной обороны; Особое совещание для обсуждения и объеди­нения мероприятий по продовольственному делу; Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива и продо­вольственных и военных грузов и Особое совещание по устройству бе­женцев.

В состав Особого совещания по обороне входили представители ми­нистерств, председатели Государственного Совета и Государственной Думы, представители Всероссийских земского и городского союзов, представи­тели Центрального военно-промышленного комитета. Особое совещание по обороне возглавлял военный министр, другие министры соответст­вующих ведомств.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...