Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменения в государственном управлении и системе права в царствование Александра III.




В 1881 году к власти пришел Александр III.

14 августа 1881 г. принимается Распоряжение о мерах к охра­нению государственного порядка и общественного спокойствия и приведения определенных местностей империи в состояние усиленной охраны. Репрессивным органам фактически предостав­лялись неограниченные полномочия, расширялось толкование политического преступления.

В 1882 г. принимается специальный закон о полицейском над­зоре, значительно усиливающий систему этих мероприятий.

Либеральный период в развитии российской государственно­сти заканчивался, начиналась эпоха контрреформ.

В уездах вместо мировых судей вводился институт земских начальников, наделенных широкими административно-судебны­ми правами в отношении крестьянского населения. Они осущест­вляли контроль над сельскими и волостными органами само­управления, руководили полицией и надзирали за деятельно­стью волостных судов

Административное вмешательство в судопроизводство по­влекло за собой отход от одного из важнейших принципов су­дебной реформы - гласности суда, в 1887 г. было провозглашено право суда рассматривать дела при закрытых дверях, в 1891 г. резко сужается гласность гражданского судопроизводства.

Волна контрреформ захватила в 80-90-е гг. и сферу органов местного самоуправления.

В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уезд­ных земских учреждениях. Сохранив куриальную систему выбо­ров, правительство отказалось от принципов представительства по первой курии, в нее входили теперь исключительно потомст­венные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских орга­нах, в дворянской курии снижался имущественный ценз.

Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось.

По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - земских начальников, губернатора: губернатор по своему усмотрению назначал гласных в уездное земское соб­рание.

В 1892 г. было принято новое Городовое положение. Если пре­жде к выборам в органы самоуправления допускались практиче­ски все плательщики налогов, то согласно новому закону в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имуще­ственным цензом (в зависимости от ценности принадлежащего им имущества).

 

 

42. Реформирование государственного строя империи в ходе революции 1905-1907 гг. Формирование российских политических партий и союзов.

Первая русская революция вынудила царское правительство пойти на некоторые изменения государственного строя. Так, уже в феврале 1905 г. Николай II объявил о разработке проекта закона о привлечении избранных от населения лиц к участию "в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений".

В мае 1905 г. на рассмотрение министров был внесен проект о создании законосовещательного органа, («булыгинской думы»). Правительство пыталось лавировать. Итогом этой политики стал Манифест 17 октября 1905 г., положивший начало буржуазному конституционализму в России.

Крайней реакцией на правительственные уступки стало вы­ступлений правый сил, выразившееся в погромах. В политиче­ской сфере началось формирование партий правительственного лагеря, противостоявшего демократическому и либеральному ла­герям.

В декабре 1905 г. было подавлено вооруженное восстание в Москве. Правительство отказывалось от ряда уступок, сделанных в ходе революции.

Манифестом 20 февраля 1906 г. Государственный Совет был превращен в законодательный орган, верхнюю палату российско­го парламента, в ускоренном порядке были пересмотрены Основ­ные законы Российской империи.

В мае 1905 г. в Москве образуется «Союз союзов». Все прохо­дившие съезды требовали создания представительного централь­ного органа - Государственной Думы, избираемого путем всеоб­щего равного и тайного голосования.

В сентябре 1905 г. проходит съезд земских и городских деяте­лей, на котором была намечена программа партии, получившая название Конституционно-демократической.

Программа партии конституционных демократов была утвер­ждена на учредительном съезде в октябре 1905 г. Государствен­но-политические положения сводились к следующему: предлага­лось сформировать двухпалатный парламент, вторая палата ко­торого состояла бы из представителей органов местного само­управления. Парламент должен был санкционировать любой законодательный акт и бюджет.

Правые партии. «Союз 17 октября»полностью базировался на принципах Ма­нифеста 17 октября. Его кредо было: «Сильная власть выведет страну из хаоса». Союз выступал за сохранение единого и неделимого (унитар­ного) российского государства, за конституционную монархию с народным представительством, основанным на общем избира­тельном праве. Монархия, самодержавие признавались умиро­творяющим, стабилизирующим фактором.

В мае 1906 г. состоялся первый съезд уполномоченных дво­рянских обществ, на котором был избран Постоянный совет объ­единенных дворянских обществ со своим уставом. Он стал коор­динационным центром для политических дворянских организа­ций и движений.

Лозунгом правых партий стал призыв: «Православие, само­державие, народность». «Русская народность как собирательница земли Русской и устроительница Русского государства есть на­родность державная, господствующая и первенствующая». Все народности делились на дружественные и враждебные русскому народу. Ограничения предлагалось распространить на финнов, поляков, кавказцев и евреев.

Весной 1905 г. появилось большое число национально-пат­риотических союзов, обществ, братств, дружин и лиг. В ноябре 1905 г. возникает «Союз русского народа», объединивший ряд черносотенных объединений. Союз располагал местными органа­ми и возглавлялся Главным советом. Его деятельность поддер­живали государственные и церковные органы.

Левые партии. Социалистические партиив России образовывались на основе народнической и Марксистской идеологий.

В революцию 1905 г. партия вступила со своей программой политического и государственного переустройства. Самодержа­вие признавалось пережитком и злейшим противником народа. Предлагалось сформировать законодательное однопалатное соб­рание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, создать выборные суды, заменить войска всеобщим воору­жением народа, отделить церковь от государства.

В политической сфере провозглашалось свержение самодер­жавия и передача власти Учредительному собранию.

В политической сфере эсеры настаивали на демократической республике с широкой автономией областей, или всеобщим из­бирательным правом, и на замене армии ополчением.

В сфере аграрной - на социализации земли, т.е. передаче ее в общинное владение и распоряжение. Этому должны были спо­собствовать расширение прав общины на экспроприацию част­ных земель, конфискация дворцовых и монастырских земель, развитие кооперации и общественных служб (образование, меди­цина).

Целью партии была борьба с самодержавием и созыв Земского собора (Учредительного собрания).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...