Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы развития вышивания




Лекция 2/4

Тема 2.1.1

история и традиции вышивания

Возникновение вышивания

Основные этапы развития вышивания

Вышивание в белорусской народной культуре

Композиционные и технологические особенности белорусской вышивки

 

Возникновение вышивания

Издревле вышивка украшала одежду человека и тканевые изделия домашнего обихода (скатерти, полотенца, занавески, салфетки). Для женщины — матери и хозяйки — вышивание было наиболее доступным видом прикладного творчества, и она сочетала свои эстетические потребности, жажду творческой деятельности с пользой для семьи и дома.

Возникновение вышивки восходит к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Страсть к украшению своей одежды и предметов быта с целью выделиться среди других людей была свойственна человеческой природе даже в самые древние времена. Например, лапландцы вышивали на своей одежде из оленьей кожи различные узоры, а краснокожие индейцы украшали вышивками одеяла.

Усовершенствование ее техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной, затем бронзовой и позже стальной игле, а также развитием прядения, ткачества, красильного искусства.

Историки утверждают, что на территории нашей страны костяная иголка с ушком бытовала в обиходе человека периода позднего палеолита, т.е. девятнадцать тысяч лет назад. Иголки и булавки, найденные европейскими археологами и относящиеся к первому тысячелетию до нашей эры, по своему изяществу и практичности не уступает своим сегодняшним сестрам.

Революция в изготовлении иголок произошла в четырнадцатом веке, когда было изобретено волочение проволоки. История российской промышленной иголки идет от Петра I. По его указу от 1717 года русские купцы построили две игольные фабрики.

На настоящий момент точно не известно, где впервые зародилась вышивка. Хотя, вполне возможно, этот вид прикладного искусства начал существовать сразу в разных местах независимо друг от друга. Самые ранние образцы китайской вышивки существовали в Китае еще во времена правления династии Чжоу (1027 г. до н. э. - 221 г. до н. э.). Ранние примеры вышивки были обнаружены также в древнем Египте и северной Европе. Эволюция вышивки прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок различных времен и народов.

Основные этапы развития вышивания

Наиболее древние вышитые изделия, дошедшие до наших дней, относятся к 4-5 векам до н.э.. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, а также волосом, золотыми и серебряными нитями. В древней китайской вышивке использовался шелк, так как китайцы уже до этого узнали, как получать шелковые нити из личинок шелкопряда. Интересно, что в индустрии китайской вышивке поначалу работали одни мужчины. Лишь спустя годы китайские мужчины поняли, что нежные руки их женщин лучше подходят для этой работы. 

С возникновением государства и классовым расслоением вышивка первоначально была направлена на удовлетворение запросов феодальной знати и духовенства.

В Древнем Египте вышивками украшали шерстяные, пеньковые и льняные ткани. Это был распространенный вид рукоделия среди знатных женщин. В гробницах фараонов на мумиях была найдена вышитая одежда, а на саркофагах и памятниках - изображения вышитых облачений древних египетских фараонов. В древности по рисункам и пышности вышивки можно было определить социальное положение человека. Самая красивая, разноцветная, богатая вышивка делалась на одежде только у особ царского рода - фараонов, у низших слоев общества она была намного скромнее или вообще отсутствовала.

Когда в Индии научились делать легкую белоснежную хлопчатобумажную материю, то стали расшивать ее шерстяными, хлопчатобумажными и золотыми нитями.

В Японии, вышивали цветными шелками. В переливах нежных красок возникали причудливые растения и птицы, дивные картины природы. Традиционным видом японской вышивки является «сашико» - в переводе «мелкий укол». На Востоке в вышивке использовали блестящих цветных жучков, птичьи перья и змеиную кожу. Индейцы вышивали даже окрашенными в различные цвета травами по березовой коре.

По свидетельствам древних авторов, богатством вышивок особенно славился Вавилон, где был изобретён способ вышивки ткани нитями разных цветов. Славились пестрыми вышивками золотом с шелком или с шерстью и драгоценные вавилонские скатерти и ковры Вавилонские вышивки, а также египетские и фригийские, вывозились финикиянами, в древние времена являвшимися посредниками между Востоком и Западом, в Грецию и Рим.

Фригийцам приписывается изобретение вышивания золотом. Оно также получило широкое распространение в Иране, Индии, Турции, Китае и Японии.

Во времена походов Александра Македонского греки познакомились с искусством азиатских народов. Их поражал роскошная одежда персов, украшенная золотыми вышивками и осыпанная драгоценными камнями, а также тонкие индийские ткани, расшитые разноцветными нитками. Победив царя Дария, Александр Македонский завладел его шатром. Великолепные вышитые узоры на этом шатре привели Александра в такой восторг, что он захотел иметь так же богато украшенный плащ и заказал его изготовление искусным киприоткам

Страсть к богатым вышивкам быстро распространилась в Греции и Риме и доходила до таких чудовищных размеров, что нередко правительство пыталось запретить или хотя бы несколько сократить безумную роскошь, но безуспешно.

Свидетельства о богатых вышивках античного мира можно найти у поэтов того времени. Гомер в своей поэме упоминает пурпурный плащ, который носил Одиссей. Плащ был украшен золотой вышивкой с изображением собаки, держащей в зубах пятнистого оленя. Греческие вышивки боле позднего – классического периода отличались сравнительно большей простотой. Вышивка в виде строгого орнамента располагалась преимущественно по вороту, рукавам, на поясе, на подоле, по периметру пеплоса или хламиды.

Роскошно вышитые ткани в Грецию привозили с Востока, из Египта и Малой Азии. Появились орнаменты из виноградной лозы, лаврового дерева и плюща. Большое распространение получили и различные геометрические орнаменты, из числа которых наиболее известна стилизованная волна – меандр.

Подражая Греции, широко использовала роскошные вышивки римская знать, затрачивая на них огромные, иногда баснословные средства. Римские императоры украшали свои пурпурные тоги вышивкой золотом и жемчугами. В римских художественных изделиях, в том числе и в вышивках, широко использовались формы греческого искусства, но вместе с тем большое место заняли этрусские мотивы, переданные более свободными, по сравнению с греческой традицией, линиями и выдержанные в яркой, сочной расцветке.

Значительно больше, чем о вышивках античного мира, известно о вышивках христианской Византии. Все римско-эллинские традиции нашли свое развитие в Византийской империи, откуда искусство вышивки распространилось по всей Европе В узорах византийских вышивок применялись греко-римские орнаменты и азиатские мотивы – львы, тигры, слоны, мифические грифоны, вписанные в круг. На занавесах, служивших драпировками во дворцах и храмах, выполнялись композиции на религиозные и исторические темы. Церковные облачения и предметы культа украшались сценами из Нового Завета и знаками христианской символики. В светских вышивках Византии особенно часто применялся языческий рисунок “древа жизни” с фигурами зверей и птиц. Этот мотив был заимствован с Востока и сохранился в течении всего средневековья. В народном творчестве варианты этого мотива сохранились в Европейской вышивке до нашего времени.

Древнейшие образцы византийских вышивок восходят к III веку нашей эры, причем до XI века вышивка производилась волоченым золотом, то есть тонкой металлической проволокой, которая только местами пришивалась к ткани. После XI века волоченое золото начинает заменяться золотом пряденым, в котором вместо проволоки из металла идет льняная нить, обвитая тонкой металлической полоской. Часть византийских вышивок была вывезена крестоносцами в Европу после взятия Константинополя.

Всемирно известен гобелен из Байе, вышитый королевой Матильдой, женой Вильгельма Завоевателя, в честь завоевания Англии нормандцами в 1066 году и представляющий собой «рукодельный» рассказ об этом походе. Гобелен этот - льняное полотно (или точнее - громадная лента) размером 70 метров на 50 сантиметров, вышитое шерстью в весьма условной манере. Символика античной мифологии и литературы буквально пронизывает работы мастериц, начиная с гобелена из Байе. Так, саламандры символизируют огонь, а птицы обозначают воздух. Охота на оленя в вышивках этого периода символизирует радость жизни перед ее концом.

Крестовые походы на Ближний Восток познакомили жителей Западной Европы с особенностями восточного искусства.

В Англии в V11 веке искусство вышивания уже достигло довольно высокого уровня. Вышиванием занимались представительницы как высших, так и низших слоев общества. Для простых женщин вышивание было одним из средств существования, а аристократки, включая королеву викторию и ее дочерей, занимались этим искусством ради престижа, стараясь перещеголять друг друга в мастерстве.

Из раннесредневековых вышивок Западной Европы не сохранилось почти ничего. Но по дошедшим до нас фрескам, картинам и прочим произведениям изобразительного искусства того времени можно сделать вывод, что вышитые изделия занимали большое место в убранстве церковных помещений, в оформлении религиозных служб, а также в быту церковной и светской знати. Вышивками украшали стены храмов, одежды духовенства, одевали статуи мадонн и святых. Значительная часть вышивок, особенно обслуживающих культ, выполнялось в монастырях.

В центре гардеробных почти всех замков располагался низкий помост, на котором работали рукодельницы, швеи, портные. Для работы же настоящей даме, как рассказывается в одной из средневековых поэм, нужны были только украшенные дорогими камнями инструменты: расшитые кошельки, изящные резные ножи и украшенные эмалью золотые игольницы.

НАИЛУЧШИЕ церковные вышивки были созданы в Европе в Англии между 1250 и 1350 годами. Рукодельные работы того времени отличает насыщенность церковной символикой и условное изображение людей и животных.

Войны, турниры в XI- XII веках обусловили появление родовых знаков – гербов, по которым можно было бы узнавать закованных в латы рыцарей. Гербы вышивались яркими красками на знаменах и стягах, развивающихся в воздухе. Они должны были быть видны с двух сторон, что привело к развитию техники двусторонних швов и вышивки аппликацией, т.е. отдельно вышитые части рисунка вырезали из ткани и нашивали их на фоне другой ткани, закрепляя контур узора золотым шнуром, шелковыми нитями или тесьмой

Возрастание спроса на вышивки привело к тому, что вышиванием стали заниматься не только в монастырях и замках. С развитием городов оно стало одним из видов средневекового ремесла. Появляются цеховые объединения вышивальщиков – об этом упоминается в “Книге ремесел” Этьена Буало, мэра Парижа с 1258 по 1268 год. В XIII веке во Франции вышивки едва ли не полностью заменили мех в украшении придворных костюмов. На них тратились такие огромные средства, что в 1294 году король Филипп Красивый вынужден был издать указ, несколько ограничивающий роскошь вышивок. Вышивки применялись в убранстве дворцов. Стены украшали вышитыми панно, кровати – балдахинами

В XV ВЕКЕ в моду входят вышитые одежды - как мужские, так и женские. Вышивка становится делом уже не домашним, а общественным. Возникают первые мастерские, берущие заказы. Появляются и первые печатные образцы узоров.

XVI век стал переломным в истории вышивки, ибо символизировал переход от вышивки религиозной к вышивке светской. Самой распространенной во всех странах Европы становится вышивка крестом, которая имитировала дорогие гобелены того времени. В основе многих вышивок по канве лежат рисунки и гравюры фламандских мастеров.

В XVI веке появляются и первые руководства по самостоятельному нанесению рисунка на канву - с этого времени рукодельница могла перенести в вышивку любой понравившийся ей рисунок.

Довольно часто в этот период применяется особая техника: сначала элементы композиции вышиваются на канве, а затем переносятся на основу картины или панно - дорогостоящие бархат и дамаск.  В это время появляется и силуэтная вышивка (стебельчатым швом черными нитками по белому фону), которая впоследствии станет столь популярна в вышивке крестом и бисером.

В эпоху Возрождения при дворе флорентийского правителя Лоренцо Великолепного (Медичи) вышивание было в особом почете. Рисунки для вышивания создавались лучшими художниками, даже сам Рафаэль интересовался этим искусством.

В период раннего Возрождения техника вышивки достигает совершенства, количество оттенков увеличивается, характер узора приближается к живописи. В XV – XVI веках большое место занимают филейные белые и цветные вышивки по полотну – борта полотенец, скатерти, подзоры и т.д. Одним из очень популярных новых узоров становиться гранатовое яблоко в различных композиционных вариантах. В это же время вышивками покрывались и другие части одежды – головные уборы, рубашки, и даже вязанные поколенные чулки.

В 16-17 веках в Франции, Италии и других европейских странах появились новые сюжеты вышивки. Начали создавать декоративные панно с изображениями людей и животных на фоне пейзажей с замками, Популярны были мифологические сюжеты и сцены охоты. Вышивки Испании немного отличались по сюжету – основными мотивами было изображение разнообразных растений, животных и птиц. Начинают применяться новые материалы, увеличивается интенсивность расцветок, отличающихся мягкостью сочетания тонов, пышностью, вычурной декоративностью. Акантовые завитые листья в сочетании с крупными натуралистическими цветами становятся одним из наиболее распространенных мотивов, особенно на вышивках большого размера для внутреннего убранства помещений

В XVIII ВЕКЕ вышивки становятся более формальными, упрощёнными, с чётко геометризованными композициями, с одной стороны, а с другой - в них очень заметно влияние искусства Индии и Китая. Произошло это в результате «наводнения» Европы предметами восточного искусства благодаря торговле голландской Ост - индийской компании - со странами этого региона, что не могло не найти отражения в вышивках. В XVIII веке художественная вышивка, подчиняясь канонам стиля рококо, возникшего в условиях абсолютизма, окончательно порывает с симметричными рисунками Возрождения.

Вышивка лентами - достояние Франции. Она появилась во второй половине XVIII века и являлась очень любимым занятием Людовика XV.

Во второй половине XVIII века в условиях дальнейшего обострения всех социальных противоречий, характерных для эпохи перехода от феодализма к капитализму, в искусстве Франции, а затем и в других странах возникает новое направление – классицизм., отмечается стремление к простоте и естественности и в рисунках для прикладного искусства. Вводятся классические архитектурные мотивы, вместо раковин применяются свисающие гирлянды цветов, овальные медальоны и т.п. Светлые тона красок заменяются более темными оттенками. Рисунки становятся скупее и строже. В вышивках по шелковому атласу применялись рисунки с изображением изящных корзиночек с бантами, пастушечьих атрибутов – посохов и шляп, и атрибутов амура – лука и стрел. Широкое распространение получили вышивки с изображением пейзажа, а также с гербами.

Для вышивания начинают применять новые материалы, более дешевые – золото заменяется блестящей мишурой. Широко применяется цветная фольга, нити плоской канители, блестки, цветные и зеркальные стеклышки различной формы и величины. В связи с обилием новых материалов возникают и новые приемы шитья. В это же время распространяются вышивки по канве, крестом и полукрестом.

В XIX веке в Англии при правлении королевы Виктории широкую популярность набирает шитье белым по белому. Изящные цветы и листья почти незаметны на ткани но создают причудливую игру фактур.

Во второй четверти XIX века широко распространяется новое направление в искусстве – романтизм, одним из характерных моментов которого был подчеркнутый интерес к истории, особенно средневековой, различных стран и народов. В художественных изделиях этого периода преобладает стилизация под мотивы прошлого и народного искусства. Если не считать копий со старинных изделий, от второй половины XIX и начала XX века сохранилось мало вышивок, имеющих художественное значение, за исключением народных вышивок, среди которых действительно встречаются прекрасные образцы.

Вышивание на Руси

Если судить по орнаментам и заглавным буквам рукописей, дошедших до нас с 13-14 веков и дающих представление о характере вышивок, можно считать, что вышивание как вид рукоделия начало развиваться на Руси именно в это время. В России больше всего было распространено вышивание по полотну с выдергиванием ниток. В некоторых губерниях такую технику называли мережкой.

Умение вышивать и узоры для вышивки передавались из поколения в поколение в течение многих веков, совершенствуясь и приобретая новые черты. Во все времена на Руси этим видом рукоделия занимались в основном только женщины. Среди дам высшего сословия вышивка считалась благородным занятием. Однако и простые женщины и девушки должны были владеть этим искусством, так как умение вышивать, создавая красоту и уют в доме, было одним из обязательных требований к хорошей хозяйке.

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве в Андреевском монастыре сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотом и серебряными нитями.

До XVIII века вышиванием занимались в основном женщины из знатных семей и монахини. Церковные облачения, богатую одежду царей и бояр шили из дорогих тканей (шелка, бархата) и вышивали золотыми и серебряными нитями, сочетавшимися с жемчугом и самоцветами. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи и платки.

Искусной рукодельницей была дочь русского царя Бориса Годунова – Ксения. Вышитое в 1601 году ее руками покрывало на церковный престол с изображением Богоматери, Христа, Иоанна Предтечи, поклоняющегося им Сергия Радонежского и Никона сохранилось до наших дней. Это шитье золотом, серебром и драгоценными камнями по бархату. Работа тонкая и кропотливая.

С XVIII века вышивание становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. Изделия выполнялись из простых, недорогих тканей, но отличались высоким художественным мастерством. Вышивальщицы сами создавали узоры и подбирали цвета.

Во все времена вышивка была тесно связана с историческими и культурными особенностями эпохи и различных периодов развития каждого народа, а также с его трудовой деятельностью, в ее основу положены национальные мотивы, колорит и орнаменты. В народной вышивке сохранились следы времен, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, дерева жизни, птиц, женской фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что тем самым приносят в свой дом благополучие. Так, часто народная вышивка выполнялась красной нитью, поскольку этот цвет в народном представлении был связан с солнцем, дарующим тепло и свет, которые необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все 4 стороны солнце; ромб почитали символом плодородия.

Сложившиеся в древности и средние века у отдельных народностей и этнических групп традиции узорной вышивки дольше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов.

Сегодня искусство вышивания переживает второе рождение. Стало модным вышитое столовое и постельное белье, панно и картины для интерьера, отделка одежды различных стилей. Так же, как и раньше, вышиванием создаются уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, занимающие достойное место в музеях и на выставках всего мира. В наши дни искусство вышивания продолжает развиваться на основе комбинирования старинных приемов и новых способов вышивания, добавления новых мотивов к традиционным узорам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...