Вышивка в крестьянской традиции
Вышивание на Беларуси считалось ремеслом исключительно женским, хоть и с определенными возрастным и ограничениями. В крестьянской среде умение женщин вышивать передавалось из поколения в поколение. Этнографы XIX в. писали, что на Полесье в богатых семьях со временем собирались значительные запасы вышитой одежды. Это богатство составляли работы матери, дочки и внучки, случалось, что три поколения вышивали вместе. Вышивать женщин учили с детства. Больше всего вышиванием занимались незамужние девушки, которые начинали готовить себе приданое задолго до свадьбы — уже с 13—14 лет. Для вышивания они использовали каждую свободную минуту: даже когда пасли скот, в перерывах во время работы на панском дворе. В белорусском фольклоре образ девушки, которая готовится к свадьбе, занимает центральное место. Умение ткать и вышивать оценивалось как ценный трудовой навык, необходимый каждой женщине. В свадебных песнях молодому парню советовали не жениться на девушке, которая «не умее жаты, ни вышываты, тольки косы часаты» Если девушка владела главными женскими ремеслами — прядением, ткачеством и вышивкой и во время свадьбы могла продемонстрировать свое богатое приданое и дары, то считалось, что она рукодельница и работница. Среди других женских занятий вышивание воспринималось в крестьянской среде также как серьезная работа: «Вяликую работу работала, шауковую хустачку вышывала». Высоко ценилось умение создавать именно красивые предметы, украшенные узорами, орнаментированные. В свадебных песнях об этом поется как о творческом процессе. В приданое невесты входило много тканых и вышитых предметов. В его подготовке принимали участие все члены семьи (женщины). Перед свадьбой – после сватовства, «заручын», молодая для подготовки недостающей части приданого призывала на помощь «дружку» или нанимала «толоку» — собирала подруг и родственниц, которые помогали ей прясть, ткать и вышивать:
Приданое у белорусских крестьян до начала XX в. хранилось в «кубеле» — большой деревянной бочке с крышкой. В 20—50-е годы XX в. в белорусской деревне на смену кублам пришли сундуки — «куфры», «скрыни». Даже в доме своего мужа женщина распоряжалась своим приданым только сама — это была ее личная собственность, которая хранилась в сундуке. Важной частью свадебного обряда был перевоз приданого в дом жениха и осмотр всей родней, всем родом рукоделия невесты. Кубел или сундук должен быть доверху заполнен приданым — «пасагам». В народе говорили, что «пустая скрыня на усё сяло барабаниць», что «кубел» должен быть полон, «як вадой налит, а легкий сундук означал, что невеста ленивая. Если невеста была бедная или неумелая, то для того, чтобы сундук казался полным, на его дно клали камни или брали у соседей на время скрутки полотна — «сувои», «губки». В доме жениха содержимое сундука невесты — ручники, скатерти, постилки, одежду развешивали напоказ. По количеству и качеству выставленных предметов судили о размерах приданого, достатке семьи невесты, о ее художественных способностях, умении ткать и вышивать. Размеры приданого белорусских невест, зафиксированные этнографами, впечатляют современного человека. Особенно богатый «пасаг» имели крестьянки в районах Поднепровья. В состав среднего приданого входило 12 сорочек, из них праздничных — «святошных» с вышивкой — 5, остальные — «будзённыя». В д. Неглюбка Ветковского р-на Гомельской обл. еще в начале прошлого века приданое в среднем включало от 30 до 40 сорочек, которые были орнаментированы разнообразными приемами вышивки и узорного ткачества, а у богатых невест их количество превышало и 100 шт. Наиболее богато украшались вышивкой свадебная сорочка и фартук. Их готовила сама невеста или ее мать. Обильной орнаментацией отличались также сорочки праздничные и специального назначения — «жниуныя», «бялявыя». Более скромно, чаще всего ткаными узорами, украшены будничные сорочки и фартуки, предназначенные на каждый день
Женщины верили, что свадебная сорочка, в которой они венчались, обладает особыми свойствами. «Шлюбныя» сорочки бережно хранили. Бывало, такая сорочка служила не одному поколению женщин семьи. Нередко невесты одевали под венец вышитую сорочку бабушки или матери. В венчальной сорочке — самой нарядной и красивой, принято было женщину хоронить. Такой обычай был распространен у всех восточных славян. Белорусы верят, что на «том свете» умершие предки — «дзяды» узнают их именно по одежде. Эти представления и сам обычай по сей день живы на Беларуси. Старые женщины в деревнях древней традиции берегут «на смерть» свои сорочки, в которых они выходили замуж в 20—30-е годы XX в., и наказывают своим детям: «Хачу, дзетю, каб у адзёжы сваёй работы мяне i пахавали, бо на тым свеце дзяды не пазнаюць, хто мы». Для приданого, кроме сорочек, готовили много наметок — полотенец от 2 до 4 м длиной, украшенных на концах вышивкой или узорным ткачеством, которые служили женщинам в качестве головного убора. Их изготавливали из очень тонкого полотна — «кужельнага», поэтому они являлись своеобразной мерой богатства и мастерства невесты. Самое тонкое полотно — «кужаль» использовали и для изготовления свадебной сорочки, фартука. Нитки для такого полотна пряли изо льна самого лучшего качества, который очень тщательно обрабатывали. Количество наметок в приданом крестьянской невесты доходило до 50, а порою до 100—200 шт Завивание молодой наметки, которую также называли «плат», «завивало», «павивало», было одним из центральных моментов свадебного обряда: Для девушки завивание наметки — головного убора замужней женщины — символизировало ее расставание с девичеством и вступление в новый период жизни. Завитая в белую наметку, которую украшали живыми цветами, невеста представала перед гостями в своем новом облике и качестве. Обряд завивания молодой, который выполняли старшие и обязательно счастливые в замужестве женщины, сопровождался пожеланиями невесте счастья и хорошей доли в замужестве, детей — «штоб нашаму роду да не было пераводу»: С этого момента она всю свою жизнь носила этот сложно завитый полотенечный головной убор. Без него женщины выходила за порог своего дома. Даже тогда, когда их уже перестали г на голове, наметки в большом количестве продолжали ткать и вышивать перед свадьбой. Тонкое полотно наметок высоко ценилось — они служили подарками них шили сорочки.
Не утратили они и симмволического значения, поэтому их использовали также в похоронном обряде. Кроме приданого и свадебного убора, невеста должна была наткать и вышить подарки жениху, его родителям и родственникам, а также «дары», которые принято было раздавать гостям на свадьбе: Подарки жениху обязательно включали свадебную рубашку, а также праздничные рубашки, количество которых могло доходить до 9—11 шт., шейный платок, ширинку, кисет. Обычай вышивать свадебную сорочку для жениха сохранялся на Беларуси еще в 20—30-е годы XX в., когда мужчины-крестьяне уже в основном нос:или одежду городского типа. Венчальную сорочку жениху вышивала по обычаю сама молодая. Она изготавливала и украшала ее с любовью и мечтой о счастье в будущей семейной жизни: Кто знает, сколько заговоров — «прываротау», «прысушак» успевала повторить девушка, вышивая узорами своего жениха. Вышитые орнаменты становились визуальными знаками любовных заклинаний. «Маладзецкая» сорочка, предназначенная для жениха, была предметом, с которым совершались также специальные магические действия, призванные обеспечить девушке счастье в семейной жизни. Например, накануне свадьбы после бани молодая вытиралась сорочкой, предназначенной для жениха, что должно было обеспечить ей его любовь и счастье в будущей семейной жизни. В некоторых местах Беларуси подаренную невестой сорочку жених одевал в тот момент свадьбы, когда молодой расплетали косы и повязывали женский головной убор — наметку. Принято было также переодевать молодых во время раздачи каравая. Сорочку, которая была до этого на женихе, отдавали его матери. Мужские свадебные сорочки берегли как память всю жизнь, одевали их только в праздничные дни. В мужском костюме белорусов первой половины XX в. традиционная праздничная сорочка с вышитой манишкой органично сочеталась с пиджаком городского покроя, одетого поверх, и картузом с лаковым козырьком.
По обычаю немало подарков требовалось заготовить невесте и для родни жениха — ритуал обмена подарками между семьями невесты и жениха проходил на протяжении всей свадьбы. В традиционный перечень свадебных подарков входили: наметка, вышитая «суцельная» сорочка («сцэльнща») без подточки или вышитые рукава для сорочки свекрови, для свекра — сорочка. Деверям принято было дарить вышитые сорочки, ручники, платки; золовкам — вышитые рукава для сорочки, наметки. В некоторых местах Беларуси невеста дарила вышитые наметки также крестной матери. бабке-повитухе, которая принимала ее при рождении, теткам, двоюродным сестрам. В течение всего свадебного обряда использовались разнообразные орнаментированные предметы: вышитые платки - ширинки для связывания рук молодых, ручник или фартук, на котором подносили каравай, специальный ручник-«набожник», который невеста вешала на иконы в доме жениха, ручник-«подножник», на котором молодые стояли в церкви во время венчания, ручники для перевязывания сватов и подарков родне жениха. Большое значение придавалось одежде невесты и жениха. Сорочку для молодого, в которой он ехал в дом невесты, шила и вышивала его мать или сестра. В последующий период жизни женщина большей частью уже занималась только ткачеством, поскольку большое количество физической работы не оставляло времени на вышивание.. С периодом девичества для крестьянки заканчивался один из наиболее насыщенных творчеством, художественным рукоделием период ее жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|