Композиция белорусского вышитого орнамента
Традиционный белорусский вышитый орнамент представляет собой сложное переплетение нескольких различных по хронологии и этническим традициям пластов. В нем преобладает геометрический узор, основные элементы которого - прямые и зигзагообразные линии, треугольники, разной формы крестики, многолепестковые розетки, квадраты, прямоугольники. Важнейшим элементом вышивок белорусов являлся ромб, его варианты и отдельные части. Ромб, по народной терминологии, почти везде назывался «кругом». Он являлся символом урожая, дождя, Большого Солнца, Земли – КормилицыОрнаментация, которую донесла до нашего времени традиционная вышитая одежда белорусов, чрезвычайно разнообразна. Она стоит преимущественно из геометрических и более поздних по происхождению геометризированно-растительных узоров, основными элементами белорусского орнамента, как и у других славянских народов, являются ромб в его различных вариантах: в виде квадрата, поставленного на вершину, с четырьмя точками, с отростками и т. д., а также кресты, розетки-звезды, прямые и зигзагообразные линии. Основные элементы орнамента и их названия: крест — «крыж»; ромб — «круг», «нашывана кружэчкам, «вочка», «нашывана вочкам, «скрыначка» скрынка», «глухоука», «чауны», ромб с отростками — «круки>,«лапа», «лапа» «карбка», «круча» лапа восьмилепестковая розетка — «цвет», «васьмирожка», «рожа», «крывуля», «зорька Разнообразие белорусского вышитого и тканого орнамента представлено различными вариантами соединения отдельных геометрических мотивов в разные по структуре и ритму композиции. Чаще всего встречается бордюр — узорная полоса, лента, которая отмечает, ограничивает край, делит поверхность на части, полоса, в которой один или два мотива повторяются в определенном ритме. Соединение полос разной ширины дает бесконечные варианты орнаментальных композиций. Вышитые бордюры акцентируют в белорусских женских сорочках место соединения верха рукава и плечевой вставки. В женских и мужских сорочках узкие бордюры украшают манжеты рукавов и воротники-стойки. Простыми полосками или орнаментальным бордюром всегда завершен низ фартука.
Бордюр в вертикальном положении, например на манишках праздничных мужских сорочек, является центром в декоративной композиции костюма, привлекает к себе внимание в первую очередь. Характер бордюров, принципы их размещения в композиции костюма нашли свое отражение в народных названиях этого вида орнамента. Бордюр — «нашыванне паласой», «нашыванне лауками», «лентачка», «сцежачка», «абводачка»; для зигзагообразных бордюров — «коска», «косачка», «крывулечка», «лапачка» Другой наиболее распространенный в белорусском орнаменте принцип расположения отдельных геометрических мотивов на пересечении прямых или диагональных осей — прямая и косая сетка. Сетчатые орнаменты часто соединяются с бордюрами в единую орнаментальную композицию, например на рукавах женских сорочек. Третий вид композиционного построения вышитого орнамента — розетка. Чаще всего розетки — это кресты, восьмилепест- ковые звездочки, отдельные цветы — розы, листья или маленькие букеты. Не случайно такая вышивка в народе получает название «цвяцистае нашыванне». Розетки располагаются отдельными элементами, что позволяет заполнить декором значительную поверхность ткани. К концу XIX в. в белорусской вышивке распространяются новые узоры и техники их выполнения. На смену архаическому геометрическому орнаменту пришли цветочно-растительные мотивы, вышитые в технике «крест». Распространению новой технологии вышивки и орнаментики способствовали печатные образцы узоров для вышивания — узор- ники, которые в конце XIX — начале XX в. издавали в виде отдельных листков или небольших и дешевых книжечек в разных городах России.
Белорусская вышивка обладает особенными чертами. Она отличается строгостью орнамента, четкостью геометрического узора, сдержанностью колорита. Вышивка в основном красно-белая с небольшим добавлением черного и серого цветов. Часто встречаются растительные мотивы и сюжетные композиции. В то же время нет ни одного сюжетного узора, который получил бы повсеместное распространение. Все виды вышивки выполнялись на белом льняном полотне красным цветом. Данная колористика объяснялась тем, что серебристо белый – естественный цвет льняного полотна. А красный цвет у славян считался символичным как цвет солнца, жизни. Но поскольку жизнь не вечна, в вышивку вводили немного черного цвета. Узоры традиционной вышивки обычно геометрические и складываются из разнообразных сочетаний ромбов, крестов, розеток и других несложных фигур, которые обозначали понятия и явления, значимые для крестьянской жизни. Встречаются также стилизованные растительные мотивы, фигурки человека, птиц, животных, решенные в той же символичной стилистике. Самыми древними являются швы, которые соединяют куски ткани в единое целое — одежду. Корень «шить», составляющий основу слова «вышивка» и слово «шов» как результат проце шитья первоначально означали ли способ соединения частей при помощи нити. Именно соединяющий шов - первоосновой всех видов плоское наментики, считал немецкий исследователь ДПИ и художественных ремесел Г. Земпер От простых соединительных швов развились украшающие швы. Они располагались на тех участках одежды, которые уже не несут конструктивной нагрузки. Наиболее древние и распространенные швы — строчка, счетная гладь, набор, а в более позднее время эти приемы почти полностью вытеснила вышивка крестом. Одним из наиболее древних является двусторонний шов «роспись», когда нить протягивается то по лицевой, то по изнаночной стороне рисунка, обозначая контур рисунка, а обратным ходом иглы заполнялись пробелы (Поднепровье, Подвиньее) Сегодня он почти забыт, лишь на Витебщине можно найти старинные рушники с силуэтными рисунками животных и растений. Роспись встречается и на древних вышивках Могилевщины, на рушниках геометрическим орнаментом, а на одежде сочетается с набором, дополняя шитье легким зигзагообразным подузором. В северным регионах росписью выполнялись известные мифологические сюжеты с деревом жизни, птицами, антропоморфным образами.
Широкое распространение получила узорная вышивка с преобладание геометрического орнамента, идентичного тканому – «набор». Узоры геометрического характера выстилают лицевую и изнаночную стороны изделия, причем изнаночная сторона дает негативное лицевой изображение. Более поздней была вышивка крестом, которая давала возможность получать рисунок не только геометрический, но и растительный, даже сюжетно-тематический. быстрому распространению крестика способствовали многочисленные узорники и др. виды печатной продукции, пропагандировавшие его (конец 19-нач.20 века) С начала 20 века стал распространяться и двойной крест. Помимо шитья по целой ткани, существовало также строченое шитье, однако оно не получило широкого распространения, встречалось в основном в восточных районах республики. В начале 20 в. известно было шитье перевитью. Такая вышивка белыми хлопковыми или льняными нитками с крупными растительными, иногда орнитоморфными и упрощенно-геометрическими мотивами присутствовала на концах рушника. В Поднепровье стародавние традиции имела строчка-вырезы. В 1920—1950-е годы на Беларуси широко распространилась полихромная вышивка свободной гладью. Этот процесс шел одновременно с отказом крестьян от традиционных форм костюма из домотканых тканей. Разноцветные букеты, гирлянды цветов вышивали на накидках, шторах, наволочках и др. В 50-60 годах распространилась полихромная вышивка крестиком, которой выполняли переснятые с журналов сюжетные сцены и переводили в нее картины профессиональных художников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|