Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вышивальные материалы и принадлежности




Основным материалом для изготовления традиционного костюма в Беларуси до на­чала XX в. служило домотканое полотно. Крестьянки пряли из льняного волокна нитки и ткали на ткацких станках—«крос­нах» в технике простого полотняного пере­плетения—«простае тканне», «у проста». Для изготовления праздничных рубах, фар­туков, полотенечных головных уборов — «наметак», которые украшались вышивкой, использовали самое тонкое полотно, изго­товленное из «кужаля»— льняного волокна самого лучшего качества. Материалом для изготовления ткани для одежды служила также конопля, которую в некоторых райо­нах Беларуси специально выращивали для этих целей.

С конца XIX в. крестьяне начали приоб­ретать хлопчатобумажные и шерстяные нитки фабричного производства и ис­пользовать их вместе с самопряденными льняными нитками для изготовления до­мотканых тканей

Для изготовления костюма во второй по­ловине XIX в., кроме домотканого полотна, белорусские крестьяне стали использовать и промышленный текстиль, ввозимый из Центрально-промышленного района России и Белостокского текстильного района (Польша). Кроме фабричных тканей в Беларусь поступали хлопчатобумажная пряжа для ткачества и нитки для вышива­ния. Постепенно они вытесняли из крес­тьянского быта льняные ткани дамашнего изготовления и льняные нитки для выши­вания.

Предпочтение белого цвета — одно из своеобразных про­ явлений этнической традиции б< которые в одежде использовали ственно ткани натурального белого цвета. Не случайно с XVII в. за этнической территорией проживания белорусов закрепилось название «Белая Русь», или «Беларусь»

В конце XIX — начале XX в. текстиль фабричного производства могли купить лишь зажиточные крестьяне и использовали ее для изготовления праздничной одежды. Сельская беднота могла позволит покупную ткань только как украшение: из нее делали воротники и манжеты для сорочки, манишки. 

Замена крестьянского полотна с незначительно выраженной структурой переплетения тканями промышленного изготовления повлекла за собой изменения в декоративных приемах украшения народного костюма, способах выполнения вышивки. В крестьянском костюме сохранилась до начала XX в. традиция использования льняного полотна в качестве основного материала для изготовления и будничной и праздничной одежды, что способствовало сохранению старинных приемов орнаментации ее вышивкой. Белое поле холста, который ткала женщи­на-крестьянка, как бы провоцировало ее и на украшение поверхности ткани орна­ментом — тканым или вышитым узором.

Вышивание в отличие от ткачества не требовало подготовки и специального технического приспособления, оборудо­ванного места для работы. Им женщина могла заняться в любую свободную минуту. Вышивая, женщина не только отдыхала от тяжелой физической работы, но и получала удовлетворение от творчества, от красо­ты, созданной своими руками. Поэтому вышивка оставалась популярным видом женского рукоделия в крестьянской среде вплоть донашего времени. Белорусские мастерицы умело сочетали возможности различных техник вышивки с качеством материала, который был в их распоряже­нии. Полотняное переплетение льняной ткани с хорошо выраженной структурой нитей позволяло легко выполнять на ней различные виды простой и сложной счет­ной орнаментальной вышивки, декоративно-конструктивных соединительных швов и сборок.

Технология выполнения счетных техник вышивки, прежде всего набора, во многом обусловила характер традиционно­го для белорусов ромбо-геометрического вышитого орнамента. Орнамент на одежде и обрядовых полотенцах белорусов до на­чала XX в. оставался узнаваемым маркером принадлежности человека к определенной, связанной узами кровного родства со­циальной группе — роду и сохранял свое охранительное, благожелательное значение. Лишь к середине XX в. геометрический орнамент в белорусской вышивке уступил место растительно-цветочным узорам, а старинные счетные техники — вышивке крестом и полихромной гладью

Нитки

На белорусских свадьбах о невесте пели, что она шила, вышивала шелком, золотом и серебром. Фрагменты такой вышивки найдены в археологических раскопках древних городов. Дорогие материалы привозили из Византии. Однако самым распространенным материалом для орнаментации одежды были нитки домашнего прядения из волокон льна, конопли и шерсти, которые окрашивали растительными и минераль­ными красителями.

Белорусский народный костюм, а также обрядовые ручники — «набожники» уже в первой половине XIX в. вышивали преиму­щественно красными хлопчатобумажными нитками Хлопчатобумажные вышивальные нитки — «бумага» распространились на Беларуси с XVII в., о чем известно из архивных документов. Красную пряжу на территорию России и Беларуси привозили из Крыма и Турции через Украину. Вы­шивальные нити промышленного произ­водства повсеместно распространились в среде белорусских крестьян в XIX в. с расширением торговых связей, развитием текстильной промышленности в Цен­трально-промышленном районе России и восточной Польше.

Крестьянки покупали нитки для вышивки в ближайших местеч­ках на ярмарках, в галантерейных лавках, у разъезжих торговцев — коробейников. Женщины приобретали нитки за деньги или обменивали на продукты питания, ко­торыми они распоряжались: яйца, молоко, масло. Во второй половине XIX в. покуп­ные хлопчатобумажные нитки полнос­тью вытеснили из вышивки пряденый и окрашенный растительными красками в домашних условиях лен. В традиционной белорусской вышивке использованы нитки, окрашенные преиму­щественно в красный, синий или черный цвет, а также белые. В вышитых орнамен­тах наиболее устойчивы следующие со­четания цветов: красный + белый, белый + красный + синий или черный. Полихромия не характерна для вышивки традиционного белорусского костюма, она распространи­лась в украшении народной одежды только в 1930—1950-е годы

Белые нитки назывались «бель», «бель­ка», хлопчатобумажные нитки красного цвета имели такие названия: «горань», «забалаць», «запалач», «балхва», «бавэлна», «бавоуна». Название «горынь» бытует в Брестской, Гродненской областях, наряду с другими названиями оно встречается в Минской, Гомельской, Могилевской областях..

Распространенным термином для обо­значения хлопчатобумажных ниток для вышивания и узорного ткачества красного, черного и синего цветов было название «блахва» или «бэльхва» (Западное Полесье), «балхва» или «баухва» (Витебщина). Эти­мология этого слова лингвистам не ясна.

Выразительность декора, выполненного белорусскими мастерицами иголкой, до­стигалась умелым использованием нитей различного качества. В вышитых узорах они выразительно сочетали хлопчатобу­мажные нити фабричного производства разной мягкости, толщины и степени кручения с льняными нитками домашнего прядения.

Семантика цвета

Устойчивое цветовое решение традици­онного крестьянского костюма — сочета­ние белого и красного — является одной из наиболее выразительных особенностей этнической культуры белорусов. В домини­рующей цветовой гамме черный или синий цвет играл лишь дополнительную роль. Эта традиция передавалась и сохранялась из поколения в поколение. Предпочтение белого и красного цветов в одежде и обря­довых тканях явилось символическим во­площением общих представлений белорус­ского народа о космосе, силах добра и зла, о жизни и смерти. Семантика цвета, его символическое значение долгий историче­ский период были универсальным кодом народной культуры

Белый цвет — любимый цвет белорусов. Натуральный белый цвет — основной в традиционном белорусском костюме. До­полненный красным орнаментом, белый цвет всегда остается доминирующим, главным в одежде белорусов. У мужчин и женщин традиционно белыми были по­лотняные сорочки, у женщин — фартуки, головные уборы: наметки, верхняя суконная одежда, свитки.

Белый цвет у многих народов является символом чистоты, святости, невинности. Вышивкой белыми нитями украшали одежду. Есть такие примеры и у белорусов. В некоторых районах Поднепро­вья в крестьянской среде существовал обы­чай, когда невеста шла под венец в специ­альной сорочке с белой вышивкой. Древнее происхождение имеет традиция д. Неглюбка Ветковского р-на Гомельской обл., когда невеста дарила своей свекрови «бялявую» сорочку, рукава и подол которой украшала вышивка только белыми нитями. Этот по­дарок был символическим свидетельством того, что мать, оженивши сына, переходит в другой возрастной статус — старухи, репродуктивный период жизни которой завершается свадьбой сына и появлением в доме молодой женщины — невестки. Жен­щины старшего возраста надевали такие белые сорочки по праздникам, в церковь, в них же их хоронили. Эти обычаи, сохра­нявшиеся в Неглюбке до середины XX в., свидетельствовали о большом значении цветовой символики в одежде, когда ее цвет был знаком, маркером социальных и половозрастных ролей женщины в тради­ционном обществе.

Красный цвет. Традиционная одежда девушек и моло­дых женщин в Беларуси была богато укра­шена красным орнаментом. Более всего красного декора имел свадебный костюм.

Красный цвет вобрал в себя представ­ления человека о животворности солнца и огня, он символизирует жизнь. В его охра­няющее значение верили многие народы. Красный цвет использовался во всех об­рядах предохраняющей магии, очищения, в лечебных целях. По этнографическим данным, белорусы носили на руке красную шерстяную или льняную нитку, которая являлась оберегом от болезни, несчастных случаев и даже смерти. В белорусских свадебных песнях о не­весте-рукодельнице поется, что она «вышывала красненька», и это может иметь двоякое значение: вышивала красными нитками и одновременно вышивала краси­во. Смысловое равенство между «красным» и «красивым» свидетельствует об эстети­ческих предпочтениях славянских народов, у которых с древности красный цвет был эталоном красоты и вобрал в себя понятие «красивое».

Для белорусских крестьянок было важно, какой именно оттенок имел красный цвет. В основном для вышивки использовались не яркие нитки, а приглушенных темных тонов красного цвета. Чтобы получить более темные оттенки, покупные красные нитки проваривались в настое дубовой коры или ольхи. Предпочтение темного красного цвета, по всей видимости, связано с древней традицией окрашивания льня­ных ниток растительными красителями, среди которых были трава морена и червец, позволяющие получить преимущественно красно-бурые, красно-коричневатые цвета.

В XIX в. количество красного орнамента на одежде девушек и молодых женщин сви­детельствовало также о мере зажиточности крестьянской семьи: чем больше вышитого или тканого узора, тем богаче была семья, которая могла себе позволить покупку такого количества красной «забалаци». Наи­более богато орнаментированные сорочки и фартуки происходят из тех районов Беларуси, где имелись плодородные земли и крестьяне жили более зажиточно, чем в заболоченных и лесистых районах.

Синий и черный цвета

Черный цвет в вышивке традиционного белорусского костюма, за редкими локаль­ными исключениями, не используется. Лишь в нескольких деревнях, расположен­ных по реке Буг в Брестской обл., в таказываемом домачёвском строе в начале XX в. нитками черного цвета выполняли вышивку набором на женских сорочках и фартуках. Возможно, в древние времена черный цвет в одежде был отлничительным знаком балтского племени ягвягов, которое жило на этих славянских землях, и сохра­нился в крестьянской вышивке как тради­ция их этнической культуры.

Черный лишь дополняет основной крас­ный цвет вышивки. Он присутствует в ор­наментированных декоративно-конструк­тивных швах, в вышивке по сборкам, обрамляет вышитые бордюры, намечает их середину.

Исследователи полагают, что синий цвет в вышивке появился раньше, нежели черный. Например, в некоторых районах Беларуси в XIX в. принято было подпоясывать умершего синим поясом. На­метки, которые носили женщины во время траура, также украшались не красной, а синей полосой. Темный синий цвет пряжи можно было получить путем окрашивания ее природными красителями, например ко­рой крушины или ольхи с добавлением же­леза, болотной рудой.

Роль черного цвета в белорусской вышив­ке усилилась в конце XIX в, с распростра­нением техники «крест» и печатных узоров для вышивания, которые с учетом светоте­невой моделировки растительно-геометризированного орнамента выполнены в два цвета — красный и синий или черный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...