Вышивальные материалы и принадлежности
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Основным материалом для изготовления традиционного костюма в Беларуси до начала XX в. служило домотканое полотно. Крестьянки пряли из льняного волокна нитки и ткали на ткацких станках—«кроснах» в технике простого полотняного переплетения—«простае тканне», «у проста». Для изготовления праздничных рубах, фартуков, полотенечных головных уборов — «наметак», которые украшались вышивкой, использовали самое тонкое полотно, изготовленное из «кужаля»— льняного волокна самого лучшего качества. Материалом для изготовления ткани для одежды служила также конопля, которую в некоторых районах Беларуси специально выращивали для этих целей. С конца XIX в. крестьяне начали приобретать хлопчатобумажные и шерстяные нитки фабричного производства и использовать их вместе с самопряденными льняными нитками для изготовления домотканых тканей Для изготовления костюма во второй половине XIX в., кроме домотканого полотна, белорусские крестьяне стали использовать и промышленный текстиль, ввозимый из Центрально-промышленного района России и Белостокского текстильного района (Польша). Кроме фабричных тканей в Беларусь поступали хлопчатобумажная пряжа для ткачества и нитки для вышивания. Постепенно они вытесняли из крестьянского быта льняные ткани дамашнего изготовления и льняные нитки для вышивания. Предпочтение белого цвета — одно из своеобразных про явлений этнической традиции б< которые в одежде использовали ственно ткани натурального белого цвета. Не случайно с XVII в. за этнической территорией проживания белорусов закрепилось название «Белая Русь», или «Беларусь» В конце XIX — начале XX в. текстиль фабричного производства могли купить лишь зажиточные крестьяне и использовали ее для изготовления праздничной одежды. Сельская беднота могла позволит покупную ткань только как украшение: из нее делали воротники и манжеты для сорочки, манишки.
Замена крестьянского полотна с незначительно выраженной структурой переплетения тканями промышленного изготовления повлекла за собой изменения в декоративных приемах украшения народного костюма, способах выполнения вышивки. В крестьянском костюме сохранилась до начала XX в. традиция использования льняного полотна в качестве основного материала для изготовления и будничной и праздничной одежды, что способствовало сохранению старинных приемов орнаментации ее вышивкой. Белое поле холста, который ткала женщина-крестьянка, как бы провоцировало ее и на украшение поверхности ткани орнаментом — тканым или вышитым узором. Вышивание в отличие от ткачества не требовало подготовки и специального технического приспособления, оборудованного места для работы. Им женщина могла заняться в любую свободную минуту. Вышивая, женщина не только отдыхала от тяжелой физической работы, но и получала удовлетворение от творчества, от красоты, созданной своими руками. Поэтому вышивка оставалась популярным видом женского рукоделия в крестьянской среде вплоть донашего времени. Белорусские мастерицы умело сочетали возможности различных техник вышивки с качеством материала, который был в их распоряжении. Полотняное переплетение льняной ткани с хорошо выраженной структурой нитей позволяло легко выполнять на ней различные виды простой и сложной счетной орнаментальной вышивки, декоративно-конструктивных соединительных швов и сборок. Технология выполнения счетных техник вышивки, прежде всего набора, во многом обусловила характер традиционного для белорусов ромбо-геометрического вышитого орнамента. Орнамент на одежде и обрядовых полотенцах белорусов до начала XX в. оставался узнаваемым маркером принадлежности человека к определенной, связанной узами кровного родства социальной группе — роду и сохранял свое охранительное, благожелательное значение. Лишь к середине XX в. геометрический орнамент в белорусской вышивке уступил место растительно-цветочным узорам, а старинные счетные техники — вышивке крестом и полихромной гладью
Нитки На белорусских свадьбах о невесте пели, что она шила, вышивала шелком, золотом и серебром. Фрагменты такой вышивки найдены в археологических раскопках древних городов. Дорогие материалы привозили из Византии. Однако самым распространенным материалом для орнаментации одежды были нитки домашнего прядения из волокон льна, конопли и шерсти, которые окрашивали растительными и минеральными красителями. Белорусский народный костюм, а также обрядовые ручники — «набожники» уже в первой половине XIX в. вышивали преимущественно красными хлопчатобумажными нитками Хлопчатобумажные вышивальные нитки — «бумага» распространились на Беларуси с XVII в., о чем известно из архивных документов. Красную пряжу на территорию России и Беларуси привозили из Крыма и Турции через Украину. Вышивальные нити промышленного производства повсеместно распространились в среде белорусских крестьян в XIX в. с расширением торговых связей, развитием текстильной промышленности в Центрально-промышленном районе России и восточной Польше. Крестьянки покупали нитки для вышивки в ближайших местечках на ярмарках, в галантерейных лавках, у разъезжих торговцев — коробейников. Женщины приобретали нитки за деньги или обменивали на продукты питания, которыми они распоряжались: яйца, молоко, масло. Во второй половине XIX в. покупные хлопчатобумажные нитки полностью вытеснили из вышивки пряденый и окрашенный растительными красками в домашних условиях лен. В традиционной белорусской вышивке использованы нитки, окрашенные преимущественно в красный, синий или черный цвет, а также белые. В вышитых орнаментах наиболее устойчивы следующие сочетания цветов: красный + белый, белый + красный + синий или черный. Полихромия не характерна для вышивки традиционного белорусского костюма, она распространилась в украшении народной одежды только в 1930—1950-е годы
Белые нитки назывались «бель», «белька», хлопчатобумажные нитки красного цвета имели такие названия: «горань», «забалаць», «запалач», «балхва», «бавэлна», «бавоуна». Название «горынь» бытует в Брестской, Гродненской областях, наряду с другими названиями оно встречается в Минской, Гомельской, Могилевской областях.. Распространенным термином для обозначения хлопчатобумажных ниток для вышивания и узорного ткачества красного, черного и синего цветов было название «блахва» или «бэльхва» (Западное Полесье), «балхва» или «баухва» (Витебщина). Этимология этого слова лингвистам не ясна. Выразительность декора, выполненного белорусскими мастерицами иголкой, достигалась умелым использованием нитей различного качества. В вышитых узорах они выразительно сочетали хлопчатобумажные нити фабричного производства разной мягкости, толщины и степени кручения с льняными нитками домашнего прядения. Семантика цвета Устойчивое цветовое решение традиционного крестьянского костюма — сочетание белого и красного — является одной из наиболее выразительных особенностей этнической культуры белорусов. В доминирующей цветовой гамме черный или синий цвет играл лишь дополнительную роль. Эта традиция передавалась и сохранялась из поколения в поколение. Предпочтение белого и красного цветов в одежде и обрядовых тканях явилось символическим воплощением общих представлений белорусского народа о космосе, силах добра и зла, о жизни и смерти. Семантика цвета, его символическое значение долгий исторический период были универсальным кодом народной культуры Белый цвет — любимый цвет белорусов. Натуральный белый цвет — основной в традиционном белорусском костюме. Дополненный красным орнаментом, белый цвет всегда остается доминирующим, главным в одежде белорусов. У мужчин и женщин традиционно белыми были полотняные сорочки, у женщин — фартуки, головные уборы: наметки, верхняя суконная одежда, свитки.
Белый цвет у многих народов является символом чистоты, святости, невинности. Вышивкой белыми нитями украшали одежду. Есть такие примеры и у белорусов. В некоторых районах Поднепровья в крестьянской среде существовал обычай, когда невеста шла под венец в специальной сорочке с белой вышивкой. Древнее происхождение имеет традиция д. Неглюбка Ветковского р-на Гомельской обл., когда невеста дарила своей свекрови «бялявую» сорочку, рукава и подол которой украшала вышивка только белыми нитями. Этот подарок был символическим свидетельством того, что мать, оженивши сына, переходит в другой возрастной статус — старухи, репродуктивный период жизни которой завершается свадьбой сына и появлением в доме молодой женщины — невестки. Женщины старшего возраста надевали такие белые сорочки по праздникам, в церковь, в них же их хоронили. Эти обычаи, сохранявшиеся в Неглюбке до середины XX в., свидетельствовали о большом значении цветовой символики в одежде, когда ее цвет был знаком, маркером социальных и половозрастных ролей женщины в традиционном обществе. Красный цвет. Традиционная одежда девушек и молодых женщин в Беларуси была богато украшена красным орнаментом. Более всего красного декора имел свадебный костюм. Красный цвет вобрал в себя представления человека о животворности солнца и огня, он символизирует жизнь. В его охраняющее значение верили многие народы. Красный цвет использовался во всех обрядах предохраняющей магии, очищения, в лечебных целях. По этнографическим данным, белорусы носили на руке красную шерстяную или льняную нитку, которая являлась оберегом от болезни, несчастных случаев и даже смерти. В белорусских свадебных песнях о невесте-рукодельнице поется, что она «вышывала красненька», и это может иметь двоякое значение: вышивала красными нитками и одновременно вышивала красиво. Смысловое равенство между «красным» и «красивым» свидетельствует об эстетических предпочтениях славянских народов, у которых с древности красный цвет был эталоном красоты и вобрал в себя понятие «красивое». Для белорусских крестьянок было важно, какой именно оттенок имел красный цвет. В основном для вышивки использовались не яркие нитки, а приглушенных темных тонов красного цвета. Чтобы получить более темные оттенки, покупные красные нитки проваривались в настое дубовой коры или ольхи. Предпочтение темного красного цвета, по всей видимости, связано с древней традицией окрашивания льняных ниток растительными красителями, среди которых были трава морена и червец, позволяющие получить преимущественно красно-бурые, красно-коричневатые цвета.
В XIX в. количество красного орнамента на одежде девушек и молодых женщин свидетельствовало также о мере зажиточности крестьянской семьи: чем больше вышитого или тканого узора, тем богаче была семья, которая могла себе позволить покупку такого количества красной «забалаци». Наиболее богато орнаментированные сорочки и фартуки происходят из тех районов Беларуси, где имелись плодородные земли и крестьяне жили более зажиточно, чем в заболоченных и лесистых районах. Синий и черный цвета Черный цвет в вышивке традиционного белорусского костюма, за редкими локальными исключениями, не используется. Лишь в нескольких деревнях, расположенных по реке Буг в Брестской обл., в таказываемом домачёвском строе в начале XX в. нитками черного цвета выполняли вышивку набором на женских сорочках и фартуках. Возможно, в древние времена черный цвет в одежде был отлничительным знаком балтского племени ягвягов, которое жило на этих славянских землях, и сохранился в крестьянской вышивке как традиция их этнической культуры. Черный лишь дополняет основной красный цвет вышивки. Он присутствует в орнаментированных декоративно-конструктивных швах, в вышивке по сборкам, обрамляет вышитые бордюры, намечает их середину. Исследователи полагают, что синий цвет в вышивке появился раньше, нежели черный. Например, в некоторых районах Беларуси в XIX в. принято было подпоясывать умершего синим поясом. Наметки, которые носили женщины во время траура, также украшались не красной, а синей полосой. Темный синий цвет пряжи можно было получить путем окрашивания ее природными красителями, например корой крушины или ольхи с добавлением железа, болотной рудой. Роль черного цвета в белорусской вышивке усилилась в конце XIX в, с распространением техники «крест» и печатных узоров для вышивания, которые с учетом светотеневой моделировки растительно-геометризированного орнамента выполнены в два цвета — красный и синий или черный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|