Диагностика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста
Диагностическим обследованием было охвачено 11 детей - воспитанников ДОУ № "……". Возраст детей 6 лет. В процессе диагностики были использованы следующие методики: 1) Методика "Дом - Дерево - Человек". (см. Приложение № 1) Цель: изучение личности дошкольника. 2) Методика "Рисование несуществующего животного". (см. Приложение № 2) Цель: изучение личностных особенностей ребёнка и эмоциональных проявлений. 1. Г.И., 6 лет. "Дом - Дерево - Человек": наличие тенденции к лидерству. Иногда испытывает трудности в принятии решений. "Несуществующее животное": адекватная самооценка, склонность к рефлексии, размышлению. Проявляет заинтересованность в информации; мнение окружающих людей для него очень значимо. Наличие самоконтроля, обдуманности, рациональности принятия решения. Может проявить защитную агрессию. 2. К.Я., 6 лет. "Дом - Дерево - Человек": достаточно адекватная самооценка, хотя не всегда бывает уверена в себе. Испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Существует тенденция к сознательным попыткам самоконтроля. "Несуществующее животное": обладает большой жизненной энергией, очень творческая личность. Уверена в своих действиях и поступках, положительно к ним относится. Проявляет заинтересованность в информации о себе. 3. М.Л., 6 лет. "Дом - Дерево - Человек": достаточно открыта, доступна. При этом испытывает внутреннюю робость, стеснительность, иногда замкнутость. "Несуществующее животное": достаточно адекватная самооценка, хотя не всегда бывает уверена в себе. 4. С.Н., 6 лет. "Дом - Дерево - Человек": эмоциональна, чувствительна. Испытывает потребность в любви, заботе, поддержке. Тревожна.
"Несуществующее животное": наличие самоконтроля и обдуманности принятия решений. Присутствует стремление к самоукрашению, склонна демонстрировать себя. Достаточно энергична. 5. Д.К., 6 лет. "Дом - Дерево - Человек": испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Присутствует конфликтность, замкнутость, тревожность. "Несуществующее животное": обдуманно принимает решения. При этом прослеживается конформность суждений. Испытывает агрессию. 6. Ч.К., 6 лет. "Дом - Дерево - Человек": испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Боязлив, застенчив. Испытывает потребность в любви, заботе, поддержке. "Несуществующее животное": нерешителен, имеет тенденцию к рефлексии, размышлению. Неуверен в себе, иногда испытывает страх. Лишь незначительная часть замыслов реализуется. 7. П.А., 6 лет. "Дом - Дерево - Человек": испытывает чувство скованности, замкнутости. Ощущает нехватку психологической теплоты дома. Тревожна. "Несуществующее животное": довольно скрытна, но хочет нравиться окружающим. Испытывает трудности в принятии решений. 8. Х.А., 6 лет. "Дом - Дерево - Человек": испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Осторожна в принятии решений. Присутствует чувство незащищённости. Прослеживается некоторая конфликтность, стремление к лидерству. "Несуществующее животное": присутствует стремление к самоукрашению. Ответственно относится к своим поступкам, переживает о впечатлении, которое производит на других. Обладает большой жизненной энергией, очень творческая личность. 9. Ш.Т., 6 лет. "Дом - Дерево - Человек": испытывает большие трудности при стремлении раскрыться перед другими. Осторожен в общении, скрытен. Тревожен. "Несуществующее животное": нерешителен, неуверен в себе. Имеются тенденции к рефлексии, размышлению.
10. К.А., 6 лет. "Дом - Дерево - Человек": достаточно открыт. Испытывает потребность в идеале. Присутствует конфликтность. "Несуществующее животное": высокая самооценка. Может проявлять вербальную агрессию, в основном защитную. 11. П.А., 6 лет. "Дом - Дерево - Человек": достаточно открыта в общении. Проявляет стремление к лидерству. Вместе с тем имеет место чувство незащищённости. Достаточно энергична. "Несуществующее животное": заинтересована в информации окружающих о себе, эгоцентрична. Делает легкомысленные выводы, иногда импульсивна в принятии решений. Существует тенденция к вербальной агрессии, в основном защитной. В результате проведенной диагностики были сделаны следующие выводы: практически все дети испытывают трудности при стремлении раскрыться перед другими; у детей наблюдается тревожность, некоторые дети замкнуты, неуверенны в себе; имеются дети, которые испытывают агрессию, хотя агрессию проявляют в основном в защитных целях. У троих детей рисунки говорят о спокойном, уравновешенном состоянии детей. На основе полученных данных можно провести коррекционно-развивающую программу, цель, которой корректировать основные выявленные негативные эмоциональных проявлений: тревожность, замкнутость, неуверенность, агрессивность. В заключении можно добавить, что для выявления негативных эмоциональных проявлений помимо использованных нами методик "Дом - Дерево - Человек" и "Рисование несуществующего животного", можно применять следующие способы диагностики: Опросники и карты наблюдений за ребёнком; Методика с использованием предметных картинок; Методика "Пиктограммы"; Методика: оценка уровня притязания ребёнка; Шкала тревожности ребёнка; Методика: "Неоконченные предложения"; Экспресс-социометрия. Подробное описание данных диагностических методик приведено в Приложение № 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|